Верховный Суд Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 08:57, курсовая работа

Краткое описание

Судебная система Российской Федерации - это система судебных органов (представляющих государственную власть), осуществляющих правосудие на территории России.
Судебная власть является одним из трех фундаментальных и равноценных столпов, на которых основано устройство современных демократических обществ. Государственные и прочие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебной власти, которая должна быть закреплена в Конституции или законодательстве государства.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы функционирования Верховного Суда в судебной системе Российской Федерации
1.1. Общая характеристика российской судебной системы
1.2. Понятие и структура Верховного суда России
2 Особенности функционирования Верховного Суда Российской Федерации в период реформирования судебной системы
2.1. Законодательное регулирование деятельности Верховного Суда Российской Федерации и полномочия ВС РФ
2.2. Порядок назначения на должность судей Верховного суда РФ
3 Проблемы и пути развития судебной системы и Верховного Суда РФ
3.1. Проблемы судебной системы и верховных судов Российской Федерации
3.2. Пути совершенствования судебной системы и Верховного Суда РФ
Заключение
Глоссарий
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Верховный Суд Российской Федерации.docx

— 298.15 Кб (Скачать файл)

2 Особенности  функционирования Верховного Суда  Российской Федерации в период реформирования судебной системы

В современных условиях, когда продолжается реформирование судебной системы Российской Федерации, закономерно возрастает интерес к отечественным традициям в сфере судоустройства и судопроизводства. Те трудности и проблемы, с которыми сталкивается судебное реформирование, порождают обоснованное желание еще раз заглянуть в прошлое, изучить опыт судебных реформ, проводившихся на иных этапах развития отечественной государственности.  В условиях новой экономической политики, когда страна возрождалась после изнурительной гражданской войны, когда путем проб и ошибок создавалась новая правовая система, реформирование, а точнее, создание стройной и эффективной судебной системы являлось, как и в наши дни, жизненно важной задачей.

   Любая судебная  реформа проводится не изолированно  от общих социальных условий. Ее успех или неудача определяются целой совокупностью факторов: экономических, политических, правовых.

    Основные аспекты  судебной реформы могут быть  выражены в следующих положениях:

1) реорганизация системы  общих судов и революционных  трибуналов;

2) создание прокуратуры;

3) создание адвокатуры;

4) создание государственного  арбитража;

5) модернизация процессуального  законодательства.

  Судебная реформа  сопровождалась воссозданием таких  органов, существовавших еще в царской России, как прокуратура и адвокатура.

2.1. Законодательное  регулирование деятельности Верховного  Суда Российской Федерации и  полномочия ВС РФ

Определение Верховного Суда РФ выносится после тщательного изучения обжалуемого судебного постановления на основании выводов, сделанных по результату рассмотрения представления или жалобы. В нем обязательно указываются те мотивы, по которым было сделано соответствующее постановление, а также ссылка на те законы, которыми данный судебный орган руководствовался.

В полномочия высшего органа суда включено также разрешение спорных дел, которые передаются от Президента России и касаются органов государственной власти нашей страны и ее субъектов.

Пленум Верховного Суда является коллегиальным органом, направляющим судебную практику для обеспечения ее точного соответствия закону. Основное полномочие Пленума Верховного Суда - давать судам разъяснения по вопросам применения законодательства при рассмотрении ими гражданских, уголовных, административных и иных подсудных этим судам дел. Разъяснения даются в виде постановлений Пленума Верховного Суда и основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом делам.

 Если ранее дело  не рассматривалось в Верховном  Суде, то это будет сделано  коллегией данного органа, если  же прецедент уже был, то оно  выносится на заседание Президиума, который имеет право, как отменить принятое ранее постановление, направив его на дополнительное рассмотрение, так и оставить надзорную жалобу без удовлетворения.

Судебная процедура как суд первой инстанции при гражданском или административном деле осуществляется единолично (одним судьей) и коллегиально (в количестве трех судей) или же одним судьей вместе с коллегией присяжных - при слушании уголовного дела.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.

Президиум Верховного Суда в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики. Президиум также рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения судебных коллегий Верховного Суда, тем самым осуществляя судебный надзор за деятельностью Верховного Суда при осуществлении им правосудия.

В качестве суда первой инстанции действуют исключительно коллегии Верховного Суда. Кроме того, судебные коллегии рассматривают дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Подсудность дел, рассматриваемых Верховным Судом по первой инстанции, определяется Уголовно-процессуальным кодексом и Гражданско-процессуальным кодексом. Верховный Суд вправе изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству.

Судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, а также Военная коллегия рассматривают:

а) в качестве суда первой инстанции гражданские и уголовные дела, отнесенные законом к их ведению; Верховному Суду Российской Федерации подсудны любые дела особой сложности и особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе или по инициативе прокуратуры (ст. 38 УПК);

б)  в качестве суда кассационной (второй) инстанции - дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения, вынесенные нижестоящими судами и не вступившие в законную силу;

в) в порядке надзора дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения, вынесенные всеми судами. Судебные коллегии Верховного Суда в установленном законом порядке рассматривают вопросы о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам определений по гражданским делам и о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Акты Верховного Суда, являющегося высшим судебным органом, окончательны и дальнейшему обжалованию (опротестованию) в кассационном порядке не подлежат.

2.2. Порядок назначения  на должность судей Верховного  суда РФ  

Повышение эффективности правосудия связано с решением ряда задач, среди которых важнейшее место занимают вопросы подготовки и отбора кадров для судебной системы.

Существующие на сегодняшний день критерии для отбора судей, свидетельствуют, что в данном направлении судебная реформа продвинулась недостаточно далеко. Законодательство содержит лишь формальные критерии, необходимые для занятия должности судьи, мало внимания уделяется и формированию кадрового состава помощников судей.

В настоящее время перед законодателем стоит задача, с одной стороны - унификации требований к кандидатам на должности судей и принятия федерального закона по данной проблеме, а с другой - конкретизации существующих требований к кандидатам.

Закон о статусе судей не конкретизирует, какую ступень высшего профессионального образования должен иметь кандидат на должность судьи.

Высшей квалификационной коллегией судей было дано разъяснение, в котором сказано, что степень "бакалавр юриспруденции" является недостаточной для назначения на должность судьи, поскольку срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации (степени) бакалавра составляет не менее чем четыре года. Квалификация "бакалавр юриспруденции" дает гражданину право при поступлении на работу на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, однако не для назначения на должность судьи, для которой требуется квалификация "дипломированный специалист".

Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, с учетом мнения председателей этих судов.

Отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации. Единый порядок назначения (избрания) судей и общие для всех квалификационные требования к возможности осуществления судебной деятельности.

Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ представляет для назначения Совету Федерации либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда.

Как  только Совет Федерации определился с процедурой назначения судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Прописана процедура назначения на должность судей в первоначальный состав Верховного Суда РФ. Председатель ВС РФ и его заместители назначаются на должность в том же порядке, что и судьи Конституционного Суда РФ.

Для судей Верховного Суда Российской Федерации предусмотрена отдельная процедура. Вопрос о назначении их на должность Совет Федерации рассматривает в 14-дневный срок со дня получения представления Президента РФ. Кандидатуры судей предварительно обсуждаются на заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.

Голосование по кандидатам может проводиться списком или по каждой кандидатуре отдельно. Голосование тайное с использованием бюллетеней (возможно применение электронной системы).

Кандидат считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Назначение на должность судьи Верховного Суда Российской Федерации оформляют постановлением Совета Федерации. Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу.

3  Проблемы  и пути развития судебной системы  и Верховного Суда РФ

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к деятельности судов. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, единство экономического и правового пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

С учетом положительного опыта реализации федеральных целевых программ развития судебной системы России на 2002-2006 и на 2007-2012 годы распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы. Предусмотренные этой программой возможности должны быть максимально использованы судебной системой.

Все более настоятельной потребностью становится необходимость разработки государственного проекта стратегических преобразований организационно-правового механизма отечественного правосудия, конечной целью которых стало бы построение справедливого суда, отвечающего чаяниям российского общества. К отысканию путей решения этой задачи целесообразно привлечение потенциала высших судов страны, соответствующих государственных органов, научных учреждений, органов судейского сообщества и общественных формирований.

3.1. Проблемы судебной  системы и верховных судов  Российской Федерации

Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к деятельности судов.

Время, прошедшее после VII Всероссийского съезда судей, характеризуется дальнейшим развитием судебной системы Российской Федерации в направлении укрепления конституционных гарантий права граждан на судебную защиту и независимости судебной власти

Все более настоятельной потребностью становится необходимость разработки государственного проекта стратегических преобразований организационно-правового механизма отечественного правосудия, конечной целью которых стало бы построение справедливого суда, отвечающего чаяниям российского общества. К отысканию путей решения этой задачи целесообразно привлечение потенциала высших судов страны, соответствующих государственных органов, научных учреждений, органов судейского сообщества и общественных формирований.

В условиях современного демократического процесса одним из концептуальных вопросов судебной реформы является создание действенного механизма, обеспечивающего надлежащую и эффективную защиту прав граждан и организаций в сфере их взаимодействия с органами публичной власти.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» названная задача определена в числе первоочередных мер государственного развития на ближайший период, от выполнения которой будет зависеть процесс совершенствования системы государственного устройства в целях дальнейшего развития общества и государства.

Всё большее значение приобретает проблема обеспечения принципов независимости и объективности при отправлении правосудия. Одним из ее аспектов является нормативное закрепление фиксации случаев не процессуального обращения к судье по делам, находящемся в производстве суда (судьи). В арбитражных судах сложилась практика размещения на официальных сайтах в сети Интернет информации о таких не процессуальных обращениях.

3.2. Пути совершенствования  судебной системы и Верховного  Суда РФ

Вопросы повышения качества работы судов и ее оценка - одно из важных направлений совершенствования судебной деятельности.

Многие страны сегодня находятся в поиске объективной методики такой оценки. Верховным судом РФ изучается зарубежный опыт на предмет внедрения в судебную систему наиболее передовых методик.

О важности вопросов оценки качества работы свидетельствует обсуждение данной темы на прошедшем недавно в Москве совещании председателей верховных судов государств - членов Шанхайской Организации Сотрудничества. Первые руководители высших судебных органов России, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Таджикистана и Узбекистана в числе других обсудили данную проблему, а также создание сбалансированной судейской системы управления. На форуме презентована действующая российская модель оценки судебной деятельности.

Информация о работе Верховный Суд Российской Федерации