Варварские правды и кутюмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:14, реферат

Краткое описание

Формирование государственности у франкских племен сопровождалось созданием права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Одна из самых древних — Салическая правда, составленная в 507—511 гг.— в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига. Создавались "варварские правды" королями вместе со "знатнейшими" (епископами, герцогами, графами) и "собравшимся народом", как записано в Аламаннской правде, или "с князьями и всем народом христианским", как указано в Баварской .

Содержание

Введение.
Варварские правды.
Кутюмы

Вложенные файлы: 1 файл

реф игпзс.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на темы:

1.«Варварские  правды – как  источники права.  »

2. «Кутюмы – сборник  французских обычаев.» 
 
 
 

Подготовила : Ибраева А. , МПр-12 
 
 

Астана 2010 г.

«Варварские правды – как источники  права. ». «Кутюмы – сборник французских обычаев.» 

Содержание. 

  1. Введение.
  2. Варварские правды.
  3. Кутюмы
 
 
 
 

     Формирование  государственности  у франкских племен сопровождалось созданием  права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились «варварские правды»: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменская и др. Одна из самых древних — Салическая правда, составленная в 507—511 гг.— в последние годы жизни и правления первого франкского короля Хлодвига. Создавались "варварские правды" королями вместе со "знатнейшими" (епископами, герцогами, графами) и "собравшимся народом", как записано в Аламаннской правде, или "с князьями и всем народом христианским", как указано в Баварской .

     "Варварские  правды" отразили практику разных  эпох, конкретные внутренние и  внешние условия, в которых  они появились. Вместе с тем  однотипность той общественной  среды, в которой они складывались, растущее влияние христианской  идеологии и церкви, нечеткость  границ расселения отдельных  племенных групп, слияние элит, перемешиваемых в ходе бесконечных  войн, определяли значительное сходство  их содержания. Так, например, англосаксонский  король Этельберт следовал во многом Салической правде, когда создавал свои законы, по крайней мере 19 из 90 статей Законов Этельберта имеют прямые параллели с Салической и другими правдами.  

     В это же время во Франции были кутюмы, действовавшие в различных местностях, имели общую основу, обусловленную сходством феодальных отношений и влиянием прежде действовавших источников права. Но они сильно различались по отдельным положениям и деталям, и право Франции в эпоху Средневековья характеризуется необычайной пестротой. Количество кутюмов исчислялось сотнями. Наряду с общими кутюмами, применявшимися на территории провинций, существовали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже частей некоторых городов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВА́РВАРСКИЕ ПРА́ВДЫ, Варварские законы (лат. Leges barbarorum), записанные в 5-9 вв. своды законов варварских королевств. 

    Первые  варварские правды были записаны по инициативе королей тех германских народов-конфедератов, которые осели на территории Римской империи; при этом действовали различные факторы: мощное воздействие письменной античной культуры, желание иметь письменное право и поставить германские нормы на один уровень с римскими, потребность закрепить этническое единство малочисленных по сравнению с местным населением германских племен, определить взаимоотношения между ними и римлянами, организовать управление в новых условиях, усилить позиции королевской власти, утвердить христианство. Это определило сложное содержание варварских законов, состоящих из норм германского обычного права, римского, римского вульгарного.

    Большую часть текстов Варварских законов  занимают перечни штрафов за различные  правонарушения, но также присутствуют процессуальные, гражданско-правовые и государственно-правовые положения.

    Варварские  законы возникали по-разному и  принимали различную форму —  королевского эдикта (лат. edictum) или всенародного соглашения (лат. pactus). Все варварские законы (кроме англо-саксонских, которые не всегда включаются в их число) записаны на вульгарной латыни с вкраплениями германских слов, что затрудняет интерпретацию текстов, редко снабженных глоссами с германскими терминами. При существовании различных законов в рамках одного государства, а также наличии смешанного населения получил развитие принцип персонального права, согласно которому законы применялись исходя из этнического происхождения лица, а не по территориальному принципу.

    Первые  варварские законы в письменном виде появились в кон. 5 в. у вестготов — Кодекс Эуриха, так называемая Вестготская правда (лат. Codex Eurichi, Lex Visigothorum), причем был создан специальный свод законов для римлян, находившихся под властью вестготов (лат. Lex Romana Visigothorum). В начале 6 в. были записаны: у остготов — Эдикт Теодориха (лат. Edictum Theoderici), который мог быть создан в Вестготском королевстве; у бургундов — Правда Гундобада, или Бургундская Правда (лат. Lex Gundobada, Lex Burgundionum), а также специальный свод для римлян (лат. Lex Romana Burgundionum). К началу 6 в. относится запись франкской Салической правды (лат. Lex Salica), наиболее известного памятника германского права. В начале 7 в., по инициативе франкского короля Хлотаря II (или алеманнского герцога Лантфрида), была записана Алеманнская правда (лат. Lex Alamannorum, Pactus Alamannorum). В 643 в Королевстве лангобардов в действие был введен Эдикт Ротари (лат. Edictus Rothari), один из самых объемных сводов (388 глав). В 7 в. была издана Рипуарская правда (лат. Lex Ribuaria), представлявшая собой переработку Салической правды. Баварская правда (лат. Lex Baiuvariorum), особенностью которой является гарантия свободы, собственности и жизни, была составлена в 1-й пол. 8 в. Благодаря деятельности Карла Великого в нач. 9 в. были записаны Правда Хамавов (лат. Lex Chamavorum), Фризская правда (лат. Lex Frisionum), Тюрингская, или Англо-варнская правда (лат. Lex Thuringorum/Angliorum et Verinorum), Саксонская правда (лат. Lex Saxonum), в которых наряду с особыми племенными обычаями выражено стремление закрепить господство франкского короля. Из англо-саксонских законов особый интерес представляют первые записи кентского права — Правда Этельберта (нач. 7 в.) и уэссекского — Правда Инэ (нач. 8 в.).

    Варварские  правды содержат разнообразные сведения — о социальной структуре, королевской  власти, организации управления, правосознании, хозяйстве, Церкви и т. д. и являются поэтому бесценными источниками по истории раннего Средневековья. Схожее с варварскими законами явление представляют скандинавские областные законы, записанные в 11-14 вв.

 
 
 

2. Важнейшим источником права был обычай. К Х в. на смену действовавшим во Франции варварским обычаям пришли территориальные правовые обычаи (КУТЮМЫ) отдельных регионов, сеньорий и общин.

    Обычаи  складывались в устной форме и  соблюдались в добровольном порядке, хотя их обязательная сила подкреплялась  судебной властью. 
Для признания обычаев в судах было необходимо, чтобы они были известны по крайней мере сорок лет. С XII в. отдельные кутюмы стали записываться, а к середине XIII в. был составлен сборник обычного права — «Большой кутюм Нормандии», который использовался в судебной практике.

    Наиболее  известным и популярным стал сборник  обычаев — «Кутюмы Бовези» (около 1283 г.) Филиппа де Бомануара. В сборнике был дан широкий обзор обычного права со ссылками и с добавлением ряда положений канонического и римского права. В 1296 г. вышли в свет «Кутюмы Тулузы», в 1330 г. — «Древний кутюм Бретани». Особым авторитетом пользовался сборник «Большой кутюм Франции», составленный в 1389 г.

    В 1454 г. по предписанию Карла VII были составлены, а в XVI в. отредактированы шестьдесят сборников «больших» кутюмов  и около двухсот сборников  «малых» кутюмов. Отредактированные  кутюмы приобрели определенность, стабильность и неизменяемость. Но формально они  не рассматривались как закон. В XVII—XVIII вв. Лавуазель, Дома, Потье предприняли попытку унифицировать кутюмы и судебные решения по отдельным правовым институтам и тем самым создать единое общефранцузское право.

    На  юге Франции важным источником права  стало римское право. Оно сохранило  свои позиции и после падения  римской империи, но трансформировалось в галло-римское право, опиравшееся не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на версию законодательства Феодосия и на варваризированный сборник римского права.

    В начале XIII в. в университете Монтпелье начинается преподавание римского права. Затем юридические факультеты стали открываться и в других университетах Франции.

    Отношение королевской власти к римскому праву  во Франции было двойственным. С  одной стороны, для укрепления власти короли ссылались на римское публичное  право, с другой стороны, принятие римского права могло быть понято как признание  верховенства римско-германского императора. В Парижском университете преподавание римского права официально было разрешено  лишь в 1679 г. при Людовике XIV.

    На  юге Франции римское право  имело вид «писаного обычая». Постепенно местные правовые обычаи приходили в упадок, а римское  право признавалось в качестве общего права и проникало в судебную практику.

    В XVI в. во Франции складывается институт римского права, получившая название школы гуманистов. Ее представители отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам.

    Средневековое римское право выступало не только как важнейший источник действующего права, но и как составной элемент  формирующейся национальной правовой культуры.

    Важным  источником были нормы канонического  права, которое в XII—XIII вв. достигло пика своего развития. В ходе упорной  борьбы власти за укрепление своих  судебных полномочий действие канонического  права во Франции начинает сужаться. Старое каноническое право признавалось властью, спорной оставалась только юридическая сила «Книги шестой».

    Большое значение имело городское право, рассматривающиеся как обычное право. Основным его источником были городские хартии, имевшие нормативный характер и отражавшие компромисс городского населения с королем или отдельными сеньорами.

    Развитие  внутренней и международной торговли выявило недостатки городского права. С XII в. в торговых отношениях начинают использоваться нормы международного морского и торгового права.

    По  мере усиления королевской власти важное значение приобретают законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К середине XVI в. королевские ордонансы нуждались в кодификации с целью устранения путаницы и противоречий в законодательстве. Во второй половине XVII в. и в XVIII в. создается специальный Совет по реформе законодательства. Начиная с XIV в. все большее значение приобретают такие источники права, как закон, королевское распоряжение, решения высших судов. В XVI—XVIII в. издаются собрания законов Торгового кодекса, кодифицировавшего процессуальное право. Дополнительным источником средневекового французского права являлась судебная практика.

    Территориальная раздробленность страны и замкнутый  характер феодального хозяйства  тормозили развитие товарно-денежных отношений и договорного права. Феодальный характер права проявлялся даже в договоре купли-продажи. Продажа  вещей совершалась в торжественной  форме. С XII в. под воздействием римского права сделки купли-продажи начинают составляться в письменном виде, а позже — утверждаться нотариусами.

    В Х—XI вв. получил развитие договор дарения, который маскировал сделку купли-продажи и становился фактически двусторонним и возмездным. В 1731 г. специальный королевский ордонанс о дарениях упорядочил и кодифицировал обычное право, запретив посмертные дарения, если они не были предусмотрены брачным договором.

    В XVI—XVIII вв. широкое распространение  получает договор найма (аренды) земли, способствующий проникновению капитализма  в деревню. Сначала договоры заключались  на год, но постепенно сроки действия удлиняются, а размер арендной платы время от времени повышается.

    Брак  и семья регулировались каноническим правом. В XVI—XVII вв. пересматривается старое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII в. родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой  на действия кюре, заключившего брак без их согласия.

    В IX—XI вв. во Франции продолжала существовать система преступлений и наказаний, присущая раннему Средневековью. Преступление рассматривалось как действие, затрагивающее  интересы отдельных лиц, а наказания  сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К XI—XII вв. преступление перестает быть частным  делом, а выступает как нарушение  утвердившегося феодального правопорядка. Развиваются уголовная ответственность  без вины, жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений.

    В XIII—XV вв. происходит централизация  государства, в связи с чем возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права, которое приобретает репрессивный характер. Короли активно вмешиваются в религиозную сферу, дополняя нормы канонического права. В 1357 г. Великий мартовский ордонанс запретил заменять наказания денежной компенсацией.

    С XV в. феодальная знать отстраняется от участия в судебной деятельности по следующим причинам: усиление королевской администрации, образование высших судов, распространение римского права и писаных сборников обычного права. 

Информация о работе Варварские правды и кутюмы