Брачно-семейные отношения по законам Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ИГиПЗС.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

 В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.

 

2. Особенности правового  регулирование брачно-семейных отношений  в праве Древней Индии

 

Для Индии также было характерно приниженное, подчиненное положение женщины. Здесь сохранились большие патриархальные кланы, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. В сфере семейных отношений наиболее отчетливо проявилось влияние социокультурных традиций, норм обычного права. Об этом свидетельствует, например, указание на восемь разноречивых форм брака, которые были распространены в Индии и которые шастры не могли не учитывать.

Главным назначением  женщины считалось рождение и  воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.

Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка  считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина  в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (ЗМ, IX, 52 — 55).

Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (ЗМ, XI, 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не 'только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно даже проданная жена не освобождалась от мужа (ЗМ, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (ЗМ, IX, §4) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа.

Таким образом, для семейного  права Древней Индии и Древнего Китая было характерно приниженное  положение женщины в семье. Ее правовой статус зависел от мужа. Главное  предназначение семьи было в воспроизводстве  и в первую очередь сыновей. Хотя и имелись особенности в правовой регламентации семейно-брачных отношений, например, в заключении брака.

2.1 Виды брака  по законам Ману и развод

 

У индусов, по законам Ману, вступление в брак признается, ввиду установленного ими культа предков, священною обязанностью, причем основною формою брака является многоженство, хотя с различием между главною и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем касты. Число жен определено законом для каждой касты; так, брамин (жрец) имеет право на 4 жены, кшатрий (воин) — на 3, ваисий (купец или земледелец) — на 2, а судра (ремесленник) — только на 1. Ввиду такого ограничения числа жен в низших сословиях законам Ману приписывается некоторыми честь первоначального установления единобрачия. Брачным совершеннолетием признается для мужчин 14-тилетний возраст, для женщин — 7-милетний.

Основными условиями  вступления в брак являются следующие:      - запрещается вступать в брак между собою родственникам до шестой степени включительно;

- младшие братья и сестры не могут сочетаться брак раньше старших

- мужчина, желающий вступить в брак с женщиною низшей касты, обязан предварительно сочетаться браком с женщиной высшей касты.

По способу  заключения различают 8 видов брака:

1) “ брак Брамы”;

2) “ брак богов”;

3) “ брак святых” 

4) “ брак ангелов”, заключаемые путем торжественной  передачи невесты отцом ее  жениху, который приносит установленные  жертвы; передавая дочь свою жениху, отец произносит установленную  формулу: “Исполняйте совокупно  предписанные обязанности”;

5) “ брак злых духов”, состоящий в том, что жених  без ведома своих родителей  получает руку невесты; 

6) “ брак небесных  песнопевцев”, когда молодые люди  соединяются между собою по  взаимному друг к другу влечению  и расположению;

7) “ брак исполинов”, когда девица похищается и увозится из родительского дома женихом против ее воли;

8) “ брак вампиров”,  когда кто-либо женится на девушке,  с которою он имел раньше  преступную связь. 

Первые 4 вида брака признаются “благословенными”, от них рождаются  дети ученые, знаменитые и счастливые; остальные же 4 — считаются “неблагословенными”, и рожденные в них дети бывают жестокосерды и порочного поведения; однако, браки эти терпимы законом. При этом — брамину позволительны только первые шесть видов брака; кшатрию — все восемь, а ваисию и судре — все, исключая седьмого. Брак по законам Ману прекращается разводом и смертью.

Развод допускается  только при существовании одной  из следующих причин: грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, расточительность, неизлечимая болезнь, бесплодие по истечении 8 лет брачной жизни и непреодолимое отвращение друг к другу. Развод по древнеиндийскому праву не допускался, но муж мог оставить жену, если в семье не было детей. Правда, покинутая или проданная жена не освобождалась от мужа, только если он являлся "вредным для государства человеком". После смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена не имеет права вступать в новый брак, разве если она докажет, что она не имела с мужем физического общения. В случае смерти мужа вдова не вправе вступать во второй брак, за исключением того случая, когда смерть постигла мужа ранее, чем он успел иметь физическое общение с женою; при таких условиях обязанность вступления в брак с вдовою падает на брата ее покойного мужа, а старший рожденный в подобном Б. сын почитается сыном последнего.

Вообще положение вдовы  у индусов весьма незавидно: она  обязана непременно сетовать о муже, хотя бы она его и не любила; если она остается бездетной, то подвергается всеобщему презрению, а в некоторых местностях верная вдова следует за мужем на смертный костер (так наз. сутти, т. е. сожжение “доброй жены”).

2.2 Особенности  взаимоотношений мужа, жены и  их детей 

 

В отношениях между супругами  господствует полная как личная, так  и имущественная подчиненность жены мужу. Все, что бы она ни приобретала, поступает в пользу мужа. Однако, мужу предписывается обращаться с женою самым нежным образом, и нарушение супружеской верности любою из сторон наказывается весьма строго. В общем, положение женщины в Индостане было несравненно лучше, чем у других азиатских народов.

 Как уже было сказано ранее, Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи – муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

 Законы Ману определяют  положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости – мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины – это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.).

 Хотя законы Ману  как высшую дхарму между мужем  и женой провозглашают «взаимную  верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными. 

В Индии потомство, как  и скот, признавалось основным видом  богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях.

 Все имущество семьи  было ее общим достоянием, но  управлялось главой семьи. После  смерти родителей имущество либо  делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

3. Преступление и наказание по законам Ману

 

   Что касательно брачно-семейных отношений, то в Древней Индии довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины, причем в этих статьях большое значение придается кастовым различиям.

 Законы Ману определяли  наказание как силу, которая правит  людьми и охраняет их, предписывая  применять его с учетом всех  обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире».

 Вместе с тем  при определении наказание за  телесные повреждения и оскорбления  довольно ярко проявляется классовая  сущность древнеиндийского права,  поскольку наказание зависело  от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне.

 Среди видов наказания  следует назвать смертную казнь  (для брахмана она заменялась  бритьем головы) в различных вариантах:  посажение на кол, сожжение  на костре, утопление, затравливание  собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний.

 Кровная месть в  законах не упоминается, видимо, в это время она уже не  применялась.

 

3.1 Судебный процесс в эпоху Древней Индии

 

Рассмотрим судебный процесс того времени: отделения суда как такового от администрации не существовало. Верховный суд вершил царь с брахманами.  В судопроизводство Древней Индии не было еще четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались не по инициативе органов государства, а заинтересованными лицами. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Спорящие стороны сами должны были убедить суд в своей правоте и представить для этого соответствующие доказательства.

 Законы называют  поводы для рассмотрения исков:  неуплата долга, заклад, спор о границе, продажа чужого, клевета и оскорбление, кража, насилие, отмена договора купли-продажи, соучастие в объединении, нарушение соглашения, неуплата жалованья, спор хозяина с пастухом, прелюбодеяние, раздел наследства, игра в кости и битье об заклад. Всего восемнадцать поводов судебного разбирательства.

 При разборе дел  и вынесении решения суд придерживался  формальной оценки доказательств,  за которой скрывался классовый  и кастовый подход. Свидетелями  на суде не могли быть рабы, дети, люди с дурной репутацией. Женщины могли давать показание только относительно женщин, о «дваждырожденных» могли свидетельствовать лишь «дваждырожденные». Если свидетели давали разные показания, то принимались во внимание показания большинства. В случае отсутствия такового суд становился на сторону тех, у кого были «хорошие качества». Лжесвидетельство, несообщение суду известных сведений считалось тяжким грехом. При отсутствии свидетелей в качестве доказательства применялись ордалии различных видов – испытание огнем, весами, водой и некоторые другие.

В эпоху Маурьев наряду с состязательным процессом получает распространение и розыскной. Император  и другие чиновники могли издавать приказы о задержании наиболее опасных, с их точки зрения, преступников и о предании их царскому суду. К обвиняемым применялись пытки, как правило, четырех видов: 6 палочковых ударов, 7 плетей, 2 подвешивания и вливание воды в нос. Особо опасные преступники подвергались восьми видам пытки, в том числе прокалыванию руки иглой, сжиганию сустава пальца и т.д. От пытки освобождались лишь дети, старики, больные, беременные женщины, сознавшиеся лица, обвиняемые в незначительных преступлениях, а также брахманы независимо от тяжести преступления.

 

Заключение

 

 Наряду с чертами, характерными для всех рабовладельческих государств Древнего Востока в государстве и праве Древней Индии, встречается и ряд особенностей. Первой особенностью является кастовая структура общества, пережитки которой имеют место и в современной Индии; второй особенностью является наличие в государственном строе заметных следов военной демократии и республиканских форм правления.

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных  отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества.

 Законы Ману закрепляли  рабство и др. формы эксплуатации. Делается попытка систематизировать  нормы права, при этом смешиваются  частные правонарушения и преступления.

 Многие нормы направлены  на охрану собственности на  движимое имущество. Среди гарантий  исполнения договора - поручительство  и залог или заклад. В семейных  отношениях - подчиненное положение  женщин, многоженство, несмешивание  варн.

Информация о работе Брачно-семейные отношения по законам Ману