Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:01, курсовая работа

Краткое описание

Россия, как всякая демократическая страна, охваченная процессами глобализации, сталкивается с проблемами, которые создает международная миграция. По экономическим, политическим, религиозным и другим причинам многомиллионные потоки людей, пересекающие национальные границы (легально и нелегально), образуют рынки труда, этнические и религиозные общины, политические партии, преступные сообщества. Как правило, перемещение населения происходит из стран с низким уровнем жизни в более развитые в экономическом отношении государства.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Правовой статус беженцев в Российской Федерации………………..5
Понятие «беженец» по российскому законодательству…………………...5
Правоспособность лица, признанного беженцем………………………….8
Глава 2. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации………………………………………………………………………..13
2.1 Понятие «вынужденный переселенец» по российскому законодательству………………………………………………………………..13
2.2 Правоспособность вынужденного переселенца…………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиография …………………………………………………………………....25

Вложенные файлы: 1 файл

Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации.doc

— 118.50 Кб (Скачать файл)

Указом Президента РФ от 31 декабря 2003 г. №154510, регламентирующим порядок предоставления гражданства, было внесено изменение, касающееся лиц, признанных беженцами. В соответствии с этим изменением при приеме в гражданство РФ представления вида на жительство от беженцев на территории Российской Федерации не требуется.

Это положение значительно упрощает механизм приобретения беженцами российского гражданства. Беженец, получив разрешение на временное проживание в Российской Федерации, может подать заявление о предоставлении российского гражданства, не получая разрешения на постоянное проживание.

С 1 июля 2002 г. в силу вступил новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», согласно ст. 13 которого лица, признанные беженцами, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, что они проживали на территории России в течение одного года со дня получения вида на жительство.

Беженцы могут участвовать в общественной деятельности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и ее международными договорами. Например, беженец может обращаться с заявлениями и ходатайствами в органы государственной власти, участвовать в общественных объединениях. В то же время на законодательном уровне права беженца в данной сфере могут быть ограничены. Так, Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»11 установлен запрет на внесение пожертвований в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума иностранным гражданам.

Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства (в том числе беженцы) пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает национальный режим для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Что касается права беженца добровольно возвратиться в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) либо выехать на место жительства в иностранное государство, то здесь необходимо отметить, что при реализации этого права данное лицо утрачивает статус беженца и соответственно право пользоваться защитой и покровительством Российской Федерации.

При перемене беженцем места пребывания он обязан сняться с учета в соответствующем территориальном органе миграционной службы, к которому он был прикреплен, и в семидневный срок после переезда (исключая выходные и праздничные дни) встать на учет в территориальный орган ФМС России по новому месту пребывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Правовой статус вынужденных переселенцев в Российской Федерации

2.1 Понятие «вынужденный переселенец» по российскому законодательству

 

Правовой статус вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации регулируется Законом «О вынужденных переселенцах»12. Настоящий Закон определяет статус вынужденных  переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые  гарантии защиты  их прав  и законных интересов  на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными  принципами  и нормами  международного права  и международными  договорами  Российской Федерации.

Статья 1 настоящего Закона дает определение  понятия « вынужденный  переселенец»:

Вынужденный переселенец - это  гражданин  Российской Федерации, покинувший  место  жительства  вследствие  совершенного в отношении его  или членов  его семьи  насилия  или преследования в иных формах  либо вследствие   реальной опасности подвергнуться  преследованию по признаку  расовой  или национальной принадлежности, вероисповедания языка, а также  по признаку  принадлежности  к определенной  социальной  группе  или политических  убеждений, ставших   поводами  для проведения  враждебных   кампаний  в отношении  конкретного лица   или группы лиц, массовых  нарушений  общественного порядка.

При наличии обстоятельств,  предусмотренных  пунктом 1 настоящей  статьи, вынужденным  переселенцем   признается:

1) гражданин  Российской Федерации, вынужденный покинуть  место жительства  на территории иностранного  государства  и прибывший   на территорию  Российской Федерации;

2) гражданин  Российской Федерации, вынужденный  покинуть место жительства  на территории одного   субъекта  Российской  Федерации  и прибывший  на территорию  другого  объекта  Российской Федерации.

 Вынужденным  переселенцем также  признается  иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно  проживающие  на законных  основаниях  на территории  Российской Федерации  и изменившие  место  жительства в пределах  территории  Российской Федерации  по обстоятельствам, предусмотренным  пунктом 1 настоящей статьи.

Вынужденным переселенцем   признается также  гражданин  бывшего  СССР,  постоянно  проживавший  на территории республики, входившей  в состав СССР, получивший  статус  беженца  в Российской  Федерации и утративший  этот статус  в связи  с приобретением  гражданства Российской  Федерации, при наличии  обстоятельств, препятствовавших  данному лицу  в период  действия  статуса  беженца  в  обустройстве  на территории Российской  Федерации.

   Однако, существует и ряд  обстоятельств, по которым лицо  не может быть признано  вынужденным переселенцем, в частности:

- при совершении  лицом преступления  против мира,  человечности  или  другого тяжкого   преступления, признаваемого  таковым  законодательством  Российской Федерации;

- в случае не обращения  по уважительным причинам с ходатайством о признании  его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение одного месяца со дня  утраты  статуса беженца в связи с приобретением        гражданства  Российской  Федерации;

- в случае, когда  лицо   покинуло   место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера.

  Лицо, покинувшее  место жительства  по  обстоятельствам, которые  предусмотрены п.1 ст.1  настоящего Закона и претендующее  на признание  его вынужденным переселенцем, должно лично  или через  уполномоченного  представителя  обратиться  с ходатайством  о признании его вынужденным  переселенцем в территориальный  орган миграционной  службы по месту своего  нового  пребывания.

  При  положительном  решении  вопроса  о регистрации  ходатайства  каждому   лицу, претендующему  на признание вынужденным переселенцем, выдается   или направляется  свидетельство  о регистрации  его ходатайства.

В случае если лицу, претендующему на признание его вынужденным переселенцем, отказано в регистрации ходатайства, в течение пяти дней со дня принятия решения ему выдается или направляется уведомление в письменной форме с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения.

Решение о признании или об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа миграционной службы или его заместитель. Это решение оформляется протоколом, который составляется в произвольной форме. Заявитель извещается о результатах рассмотрения его ходатайства в течение пяти рабочих дней.

Форма удостоверения и порядок его выдачи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. № 199 (в редакции Постановления от 20 июня 1997 г. № 764) «Об утверждении порядка выдачи и формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и удостоверения вынужденного переселенца»13. В нем устанавливается, что выдача удостоверений осуществляется территориальным органом миграционной службы в день принятия им решения о признании лица вынужденным переселенцем.

Решение о признании лица вынужденным переселенцем является основанием для предоставления ему гарантий, установленных Законом «О вынужденных переселенцах», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Лицо утрачивает статус вынужденного переселенца при прекращении гражданства Российской Федерации.

Лицо также утрачивает статус вынужденного переселенца: 1) при выезде для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации; 2) в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правоспособность вынужденного  переселенца

 

  Закон устанавливает определенные права и обязанности как в отношении лиц, уже получивших статус вынужденного переселенца, так и тех из них, кто получил лишь свидетельство о регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.

Лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, пользуются не только предоставленными им правами, но и несут возложенные на них обязанности. Прежде всего, как и все остальные граждане Российской Федерации, они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данная норма основывается на положениях ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации и носит общеобязательный характер для всех граждан, независимо от особенностей их правового статуса. В случае нарушения норм Конституции Российской Федерации и законов вынужденные переселенцы, виновные в этих правонарушениях, должны нести установленную законодательством ответственность.

Права и обязанности  лица, получившего  свидетельство  о регистрации  ходатайства  о признании  его вынужденным переселенцем во многом схожи с правами и обязанностями  беженцев. Вынужденные переселенцы имеют права на:

1) получение  единовременного денежного  пособия на каждого члена   семьи  в размерах, которые определяются  Правительством  Российской Федерации, но не ниже 100 рублей;

2)  получение направления территориального  органа  миграционной  службы  на проживание  в центре  временного  размещения  вынужденных  переселенцев  при отсутствии  возможности самостоятельного определения  места жительства или места  пребывания  на территории Российской Федерации;

3) содействие  в обеспечении  их проезда и провоза багажа  в месту временного  поселения. При этом малообеспеченные  лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая   только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий  родитель (заменяющее его  лицо) с ребенком  или детьми в возрасте  до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя  и более   детьми в возрасте до восемнадцати лет), получившие  свидетельства  о регистрации  ходатайства, имеют право  на компенсацию  расходов на проезд и провоз багажа   от места  регистрации  ходатайства  к месту временного переселения  на территории Российской  Федерации;

4) проживание  в центре временного  размещения  вынужденных  переселенцев, получение  питания  по  установленным нормам и пользование  коммунальными  услугами;

5) медицинскую  и лекарственную  помощь в государственных и  муниципальных учреждениях здравоохранения.

Лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста восемнадцати лет, обязаны:

1) при нахождении в центре  временного размещения вынужденных  переселенцев соблюдать установленный  порядок проживания в нем;

2) проходить обязательный медицинский осмотр в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) сообщать федеральному органу  исполнительной власти, уполномоченному  на осуществление функций по  контролю и надзору в сфере  миграции, и его территориальному  органу достоверные сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении им статуса вынужденного переселенца.

Закон «О вынужденных переселенцах» в ст. 6 закрепляет права и обязанности лица, имеющего статус вынужденного переселенца.

Вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при  отсутствии возможности  самостоятельного  определения  своего  нового места жительства  на территории Российской Федерации   получить  у федерального  органа  миграционной  службы   или  территориального органа  миграционной  в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление  на проживание   в центре  временного размещения   вынужденных переселенцев либо в жилом  помещении из фонда  жилья для временного  поселения  вынужденных  переселенцев;

3) на получение содействия  в  обеспечении их проезда  и провоза багажа  к новому месту  жительства  или к месту пребывания.

  Кроме того, вынужденный переселенец, так же, как и беженец,   обязан:

  1. соблюдать  Конституцию  Российской Федерации и законы;
  2. соблюдать установленный порядок проживания в центре временного  размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении  из фонда жилья  для временного  поселения  вынужденных переселенцев; 
  3. при перемене места жительства  перед выездом сняться   с учета в территориальном  органе миграционной  службы и в течение   одного месяца встать на учет   в территориальном органе миграционной  службы;
  4. проходить ежегодный  переучет в сроки, устанавливаемые  территориальным  органом  миграционной  службы.

Информация о работе Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации