Африканская правовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 00:42, реферат

Краткое описание

Цель работы: охарактеризовать африканскую правовую систему.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
проследить развитие права Африки;
рассмотреть особенности африканского права современности.
Цель и поставленные задачи определили структуру реферата. Он состоит из введения, двух глав, отвечающих поставленным задачам и цели, заключения и списка использованных источников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Исторические этапы развития африканского права 4
1.1. Этап развития традиционного африканского права 6
1.2. Этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей 7
Глава 2. Современное африканское право 10
2.1. Эпоха постколониального права 10
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Правовая система Африки 2.doc

— 51.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение            3

Глава 1. Исторические этапы  развития африканского права   4

1.1. Этап развития традиционного африканского права    6

1.2. Этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей           7

Глава 2. Современное африканское право      10

2.1. Эпоха постколониального права       10

Заключение           14

Список использованных источников и литературы     15

 

Введение

Правовые институты  Африки привлекают в нашу эпоху особое внимание юристов. Африканский континент — колыбель человеческой цивилизации в силу ряда обстоятельств не подвергся интенсивному общественному прогрессу. Не считая территорий, находившихся непосредственно в сфере влияния Египта и раннеклассовых образований восточного типа на Аравийском полуострове, достигших вершин своего развития уже в последние столетия до н.э., на континенте в VIII-XVI вв. было создано несколько раннеклассовых государств. Но они так и не смогли вступить ни на путь зрелого феодализма, ни на путь капитализма, как это произошло в других регионах мира, а стали объектом разграбления европейскими колонизаторами.1 Период колонизации закончился, африканцы взяли свою судьбу в собственные руки.

Цель работы: охарактеризовать африканскую правовую систему.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

    • проследить развитие права Африки;
    • рассмотреть особенности африканского права современности.

Цель и поставленные задачи определили структуру реферата. Он состоит из введения, двух глав, отвечающих поставленным задачам и цели, заключения и списка использованных источников.

В ходе работы были использованы труды таких авторов, как Саидов А.Х.,  Давид Р., Жоффре-Спинози  К.,  Малько А. В.,  Саломатин А. Ю.

Глава 1. Исторические этапы  развития африканского права

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте. В результате особенностей исторического развития право африканских государств, обретших национальную независимость в результате распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое еще действует в относительно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, ибо  оно основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А. Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений. Не было ни юридических текстов, ни манускриптов по вопросам права, ни сформулированных на бумаге исковых заявлений, ни повесток в суд, ни ордеров на выполнение судебных постановлений, ни письменных документов о передаче имущества, ни ученых комментариев докторов права. Не было скрупулезного критического разбора текста парламентских актов, ученых дебатов в журналах о значении того или иного параграфа или диапазоне действия судебного решения, процедурных дискуссий о представительстве или форме обвинения.

В традиционном праве  правовые и моральные нормы выступают  в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

Следует отметить большие  различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно  различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран  африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – этап развития традиционного африканского права.

Второй этап – этап колониального  развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

Третий этап – этап независимого развития, т.е. этап формирования современных  правовых систем африканских стран.2

Рассмотрим подробнее данные этапы.

1.1. Этап развития традиционного  африканского права

В этот первый этап родилось и развивалось традиционное (племенное), а также мусульманское право  в странах к северу от Сахары. Спецификой африканского обычного права  является то, что оно является не правом индивидов, а правом сообществ. Это видно в каждой отрасли права.

Исторически известно два типа судов, которые действовали в Африке для разрешения конфликтов. Первым из них является арбитраж, вторым —  суд с соблюдением всех процессуальных формальностей. В традиционных африканских  обществах без центральной власти (отсутствие вождя) споры, как правило разрешались с помощью арбитража и переговоров в конкретной общине. В случае возникновения конфликтов по поводу брака, опеки над детьми, наследства или землепользования и других схожих прав и обязательств, то для улаживания этих конфликтов приглашались старейшины и другие влиятельные члены семьи или группы кровных родственников. В случае, если тяжущиеся стороны были соседями в одной общине, то арбитраж и переговоры проводили лидеры данного клана.

Суды второго типа, где соблюдались процессуальные формальности, действовали там, где была сформирована централизованная власть. Данные суды, как правило, выстраивали определённую иерархию, в соответствии с иерархией политической, и апелляции направлялись от низших судов к высшим.

В эпоху господства обычного права  центральное место занимали вопросы  связанные с личным статусом: семья, земельная собственность и вопросы  касающиеся наследства. Под браком по обычному праву, понимается не столько  союз двух индивидов, сколько соглашение двух семейных групп. Именно данные семейные группы и играют заметную роль на каждом этапе брака: подыскивают жениха и невесту, обговаривают вопросы связанные с приданым, улаживают разногласие между мужем и женой.

Обычное право юридически закрепляло повсеместно полигамию, то есть право мужчин иметь несколько жен, а также устанавливало правило «выкупа за невесту», служившее доказательством того, что брак, основанный на обычае, — это покупка жены.

Спецификой обычного права является то, что ответственность несут группы людей или общины, то есть ответственность семьи или группы родственников за проступки её отдельных членов. Современные субъективное право и юридическая ответственность прямо противоположны традициям обычного права.

В традиционных обществах собственником земли является не физическое лицо (индивид), а группа. Индивид может иметь право пользоваться землёй, но право собственности на землю остаётся за общиной или группой. Такие вопросы как распоряжение землёй, пользование ею решались правителями данных социальных групп.

 

 1.2. Этап колониального развития обычного права и влияния на него основных правовых семей.

Данный этап начинается с первой половины XIX века, когда  ведущие на тот момент европейские  страны, страны стали проводить политику колонизации африканского континента и привнесение в данные регионы своего европейского (колониального) права, которое стало действовать в регионах, которыми владели те или иные страны-колонизаторы. Постепенно, с течением времени влияние права колониальных держав становилось доминирующим. Почти вся Африка оказалась под властью европейских держав.

Колониальные державы (британская, французская, португальская, бельгийская, германская и итальянская) делали попытки  закрепить в своих африканских  колониях право, действовавшее в тот момент в метрополии, а также построить систему правосудия, схожую со своей системой. Однако закрепление колониального права, происходило по разному в каждой стране Африки, так как каждая держава-колонизатор внедряла в своей колонии свою модель права, которая была выработана и развита в метрополии, так например, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское право в Конго, португальское право в Анголеи Мозамбике, а общее право в колониях Великобритании, романо-голландское право, позже изменённое под влиянием английского общего права, в Южной Африке. Исходя из исторической особенности своего развития Либерия заимствовала право и судебные обычаи Великобритании и США (общее право).

В ряде стран Африки прижился принцип судебного прецедента. Однако африканское прецедентное право имеет отличия от прецедентного права бывшей метрополии.

В эпоху колониализма, страны-колонизаторы проводили политику внедрения своего права и своих правовых институтов в принадлежащим им колониях, вместе с тем, распространение своего колониального права не было абсолютным, так как предпринимались попытки сохранения той части старого африканского обычного права и судопроизводства, которые, по мнению стран-колонизаторов, не противоречили их интересам в регионе. Таким образом в результате колониальной экспансии в странах африканского континента возникла так называемая двойная или дуалистическая система права, в которой наряду с правом колонизаторов продолжало действовать старое обычное африканское право. Колониальное право регулировало вопросы административного, торгового и уголовного права. Традиционное африканское право регулировало вопросы землевладения, семейного и наследственного права (вопросы личного статуса). Также выделялся и дуализм судебной системы. Действовали как и колониальные суды с судьями, получившими образование в Европе и применявшими в спорах право метрополии и колониальное законодательство, так и с другой стороны продолжали действовать местные суды, опиравшиеся на обычное право.

По мнению авторитетного исследователя  А.Х. Саидова, в колониальный период произошёл постепенный уход от традиционных способов разрешения споров и началось формирование собственной судебной системы по образцу метрополии, в  которых разбирательство осуществлялось в большинстве случаев, основываясь на европейских нормах, а не на обычном праве; также в этот период сформировалось писанное законодательство, а некоторые варварские обычаи были запрещены (рабство, членовредительство и др.).

 

Глава 2. Современное африканское право

2.1.  Эпоха постколониального  права

Данный этап развития Африканского права начался с  началом приобретением государствами  Африки национальной независимости (массово  с 50-х годов XX века). Сначала, после  приобретения независимости африканскими странами, сохранялись почти все без изменений прежние принципы, законы и другие нормативные акты бывших колонизаторов. Вместе с тем, стала развиваться и своя национальная правовая система стран Африки со своей национальной спецификой. Обычное право сохранилось лишь там, где в модифицированном виде получило законодательное закрепление и стало составной частью единой правовой системы. В частности, подобная практика отражает особенности исторического развития народов Тропической Африки.  Главным здесь является законодательное закрепление тех обычаев, которые испокон веков использовались крестьянами для отстаивания коллективных интересов в борьбе со знатью, но в отдельных странах сохраняется уголовное право, основанное на английском праве (в основном, в бывших английских колониях).

К настоящему времени  практически завершилась работа по унификации обычного права всех танганьикских племен. В некоторых  африканских странах проводились  реформы, ставившие целью создание единой кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в  британских колониях (за исключением  Сьерра-Леоне) действовал уголовный  кодекс, основанный на английском общем  праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран посту пило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них. Таким образом, обычное уголовное право как бы прекратило здесь свое существование.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферам не был преодолен.

В 1962 г. в Гане был опубликован  проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого законопроекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно.

В Кении для поставленной задачи были учреждены две комиссии. Одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. Комиссии в сентябре 1968 г. представили итоговые отчеты. В них содержался перечень рекомендаций (и законопроектов), целью которых становилась замена разнообразных и по-разному применявшихся норм брачного и наследственного права – обычно-правовых, законодательных, английских прецедентов, исламских и индусских норм – одним кодексом, применимым ко всем кенийцам независимо от расовой и племенной принадлежности, вероисповедания.

Сказанное дает основание  утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило многие свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации.

Хотя арбитраж, свойственный обычному праву, все еще практикуется и даже косвенно признается в некоторых странах, он испытывает неизбежное влияние идей о праве и судебных процедурах, которыми руководствуются современные официальные суды. В целом же он в значительной мере уступил место формализованной судебной системе, оснащенной детальными правилами разбирательства дел.

Информация о работе Африканская правовая система