Арбитражные суды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 15:24, курсовая работа

Краткое описание

Самые ранние сведения о существовании третейского суда восходят к эпохе Гомера, когда переход от личной расправы к договорному началу и признанию правовых норм уже успел совершиться. У римлян третейский судья назывался «арбитр». История специализированных судебных органов, действовавших в России и предназначавшихся для разрешения экономических споров, уходит также в глубину веков.

Содержание

1. История возникновения и развития Арбитражных судов……………………………….........................................................3
2. Система и принципы организации и деятельности Арбитражных судов……………………………….........................................................5
3. Полномочия арбитражных судов субъектов РФ……………………………………………………………………….21
4. Нововведения в Арбитражное законодательство................................23
5. Заключение…………………………………………………………… 26
6. Список используемой литературы……………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Для подготовки проекта  постановления, содержащего разъяснения, Пленум в необходимых случаях  образует редакционную комиссию из числа  членов Пленума. После обсуждения при  необходимости проект может быть доработан в срок, установленный Пленумом.

Организационная работа в Высшем Арбитражном Суде проводится по тем же направлениям, что и в других арбитражных судах.

Высший Арбитражный  Суд РФ изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами, подготавливает и осуществляет предложения по ее совершенствованию и унификации, анализирует положительный опыт применения законодательства с целью его распространения.

Высший Арбитражный  Суд РФ на основе изучения и обобщения  практики применения законодательства и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения по совершенствованию законодательства. Высший Арбитражный Суд РФ вправе привлекать к этой работе по согласованию с руководителями организаций их специалистов и ученых.

При Высшем Арбитражном  Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей других арбитражных судов. Заседания Совета проводятся по мере необходимости. Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов. Решения Совета председателей реализуются путем издания Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ приказов и распоряжений.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным  с формированием практики применения законодательства и разработкой  предложений по его совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ создается Научно-консультативный совет. Состав этого Совета и положение о нем утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.

Арбитражные суды могут  осуществлять иные мероприятия, связанные  с проведением научно-исследовательских  работ по проблемам правового регулирования экономических отношений, организации и деятельности арбитражных судов и с внедрением в практику результатов этих работ.

Высший Арбитражный  Суд РФ выпускает "Вестник Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации".

 

 

 

 

 

Полномочия  арбитражных судов субъектов РФ

 

Арбитражные суды субъектов  Федерации принадлежат к низшему  звену системы. Как отмечалось, в  субъектах Федерации созданы  и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет.

Законом установлены  следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации (гл. IV, ст.36). Он:

· рассматривает в  первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

· рассматривает в  апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;

· пересматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный  Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в  деле, рассматриваемом им в любой  инстанции;

· изучает и обобщает судебную практику;

· подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;

· анализирует судебную статистику.

Структурно арбитражный  суд состоит из президиума и двух судебных коллегий - по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и  иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий  в составе председателя суда, его  заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых  в этой роли утвердил Пленум Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.

Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий - заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.

Закон предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной «фигурой», осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации.

А как руководитель суда, он:

1) организует деятельность  суда;  
2) распределяет обязанности между своими заместителями;  
3) формирует судебные составы;

4) созывает президиум  суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; 5) осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;

6) представляет суд  в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.

Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать  участие в заседаниях органов  государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время - с 1 июля 1995 года - в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда - первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нововведения  в Арбитражное законодательство

 

Арбитражно-процессуальный кодекс, заменивший АПК 1992 года, имеет  целью завершить “превращение”  бывших государственных арбитражей - звеньев планово-административной системы - в полноценные органы правосудия арбитражные суды. Тем самым новый кодекс призван способствовать расширению и углублению хозяйственных реформ, обеспечивать коммерческий оборот, свободную конкуренцию, защиту любых форм собственности.

Видно, что при разработке кодекса были сохранены оправдавшие себя на практике нормы прежнего арбитражного законодательства. Многие другие положения того кодекса сохранены, но формируются с коррективами, диктуемыми накопленным арбитражными судами опытом* [* “Закон” 1995 ? 9 стр. 54].

Что собой представляет новый Арбитражно-процессуальный кодекс? Он содержит пять разделов, которые состоят из глав. В законе 215 статей. В разделе “Общие положения” определены основные начала арбитражного процессуального законодательства. Многие принципиальные положения переработаны с учетом действия в обществе социально ориентированной рыночной экономики и положений новой конституции РФ. Например, принцип состязательности. Он закреплен в статье 7. “Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон”. ТО есть на стороны возложена обязанность обосновывать свои требования и возражения, и выполнение этих обязанностей обеспечивается более жесткими процессуальными санкциями и неблагоприятными последствиями. Это стимулирование способствует более быстрому и правильному рассмотрению и разрешению споров.

Отдельная глава кодекса (глава III) посвящена регулированию  и подведомственности и подсудности  дел арбитражному суду.

В АПК 1992 года подведомственности было посвящено две статьи: статья 20 (подведомственность экономических споров), статья 22 - споры в сфере управления. В новом АПК нет деления на споры экономические и в сфере управления, а содержится одна статья - 22, посвященная подведомственности. Подход законодателя к этой проблеме можно трактовать так: понятием экономического спора охватываются все споры, подведомственные арбитражному суду и возникающие из гражданских правоотношений (имущественные) и споры в сфере управления, возникающие из административных правоотношений. В этой статье (22 АПК РФ) определяется субъективный состав его участников. Среди них названы и иностранные лица. Это новая категория дел. Прежде такие споры, как правило, рассматривались в судах общей юрисдикции.

В статье 22 расширен, по сравнению  с прежним АПК, и круг дел, подведомственных арбитражным судам.

Сейчас будут разбираться  дела о защите чести, достоинства  и деловой репутации как юридических  лиц, так и граждан-предпринимателей.

Еще одно новшество касается возможности обратиться в арбитражный  суд с иском о признании  факта владения.

Появилась новая статья (22) о подсудности по выбору истца. Фактически здесь устанавливается  альтернативная подсудность* [* “Закон” 1995 ? 9 стр. 38]. В частности, по выбору истца может предъявляться иск, если он относится к нескольким ответчикам, которые находятся на территориях разных субъектов Федерации.

Следующее новшество - иск  к ответчику, местонахождение которого неизвестно. Он может быть предъявлен в арбитражный суд по месту  нахождения его имущества или  по его последнему месту нахождения в РФ.

Особое внимание в  Законе уделяется судебным доказательствам. Определение доказательств усовершенствовано: “Доказательствами по делу являются полученные в соответствии с законодательством  сведения.... ”. То есть, не допускается  использование доказательств, полученных с нарушением закона. Более конкретно и последовательно сформулированы статьи, закрепляющие нормы институтов о прекращении производства по делу, оставление иска без рассмотрения, приостановлении производства по делу.

Очень серьезное внимание в новом кодексе уделено проблеме обеспечения иска. Раздел II “Производство в арбитражном суде 1-й инстанции” занимает центральное место в кодексе. В главе XIV систематизированы и приведены в соответствие с основными принципами положения о предъявлении иска. В отличие от старого кодекса предусмотрена возможность предъявления иска, как самим истцом, так и его представителями.

Дополнены и уточнены основания к отказу в принятии и основания возвращения искового заявления, расширены права истца  на обжалование действий судьи в стадии предъявления иска.

В соответствии с закрепленным в Кодексе принципом диспозитивности  стороны в арбитражном процессе могут свободно распоряжаться своими материальными и процессуальными  правами, в том числе заключить  мировое согласие. Этот институт прежним АПК не был предусмотрен, хотя практика всегда испытывала в нем потребность* [* “Закон” 1995 ? 9 стр. 56].

В разделе III “Производство  по пересмотру решений” содержится много  новых положений. Предусмотрены  в этом разделе четыре, вместо содержащихся в старом АПК трех, самостоятельные разделы: “Производство в апелляционной инстанции”, “Производство в кассационной инстанции”, “Производство в порядке надзора”, “Пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам”.

В Кодексе заменено кассационное производство, предназначенное по старому законодательству для проверки законности и обоснованности не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции, апелляционным производством.

С учетом зарубежного  опыта в Кодекс введен новый институт “Производство в кассационной инстанции”. Кассационное производство, в отличие от производства в апелляционной инстанции, предназначено только для проверки законности вступивших в законную силу решений суда первой и апелляционной инстанции. Надзорное же производство может быть возбуждено только по протестам узкого круга должностных лиц, перечисленных в Кодексе.

В Кодексе есть новый  раздел “Производство по делам с  участием иностранных лиц”, в котором  содержатся нормы, регулирующие особенности  рассмотрения арбитражным судом дел с участием иностранных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, арбитражная юстиция представляет собой отдельную форму судебной власти. Она известна государствам СНГ, но сравнительно редко встречается в других странах, в которых экономические споры рассматривают суды общей юрисдикции.

Арбитражные суды в Российской •Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Законодательство об арбитражных судах  находится в ведении Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом "Об Арбитражных судах в Российской Федерации" от 28 апреля 1995г.) и другими федеральными конституционными законами.

Информация о работе Арбитражные суды РФ