Антимонопольное законодательство Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 18:06, реферат

Краткое описание

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….…2
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство………………....3
Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………..5
Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь………………………………...7
Антимонопольное законодательство Республики Беларусь………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….………..11
Литература…………

Вложенные файлы: 1 файл

антимонопольное регулирование.docx

— 38.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………………….…2
  2. Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство………………....3
  3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………………………………..5
  4. Анализ использования антимонопольного регулирования за рубежом и возможность его применения в Республике Беларусь………………………………...7
  5. Антимонопольное законодательство Республики Беларусь………………………….9
  6. Заключение…………………………………………………………………….………..11
  7. Литература………………………………………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики  государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка  и совершенствованию экономики в целом.

Система государственного регулирования  экономики, сформировавшаяся во всех индустриально  развитых странах, в качестве обязательного  элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке  товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства  во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании  и в пределах, допускаемых действующим  законодательством, по установлению и  реализации правил ведения экономической  деятельности на товарных рынках с  целью защиты добросовестной конкуренции  и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Антимонопольное регулирование  в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним  из существенных условий успешного  социально-экономического развития Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство: понятие, основные принципы

Монополия означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные  интересы и получать монопольную прибыль.

Монополистом может быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные  предприятия, а также отдельные  предприниматели. Обычно монополизм связывают  с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Главная ограничительная  сила рыночной власти монополии –  эластичность спроса на её продукцию. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём производства, но не то и другое вместе.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

-Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется  одной или несколькими фирмами.  Здесь конкуренция невозможна  или нежелательна. Примером могут  служить энергообеспечение, телефонные  услуги, связь и т.д. 

-Административная монополия  возникает вследствие действий  государственных органов. С одной  стороны, это предоставление отдельным  фирмам исключительного права  на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны,  это организационные структуры  для государственных предприятий,  когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям.

-Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими  причинами, она развивается на  основе закономерностей хозяйственного развития.

Негативными последствиями  монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;

1) на уровне общества  — отсутствие экономической свободы,  вырождение экономической системы;

2) на уровне отрасли  — возникновение узковедомственных интересов;

3) на уровне предприятия  — негибкость, неэффективность производства;

4) на уровне отдельного  работника — отчуждение от  собственности, управления и от  результатов собственного труда.

   Одним словом, по  всем позициям государственный  монополизм наносит экономике  и народному хозяйству в целом  огромный вред.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для  рыночной конкуренции и не допустить  чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство — это сложная и разветвленная  сеть законов, судебных решений и  правовых норм, комплекс правовых актов  в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

 Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования  монопольной власти.

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических  тенденций в стране. Антимонопольные  службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить  поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны  для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные  законодательством за нарушение  антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения  антимонопольной службы должны подлежать  проверке государственными судами.

Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась  малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она  не приостановила. Противодействие  монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных  законодательств разных стран, они  имеют общие черты и цели. К  таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими  доминирующие положение на рынке, и  над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный  раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных  цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования  обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую  не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными  их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими  организационными формами монополий  являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном  виде существуют и в настоящее  время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный контроль за монополистической деятельностью  в странах с развитой рыночной экономикой

В странах с развитыми  рыночными системами ответственность  за судьбу рынка и создание условий  для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав  на защиту рыночной конкуренции, найдя  действенные средства антимонопольной  профилактики.

           Во всех промышленно развитых  странах в настоящее время  осуществляется правовое регулирование процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства —  одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная  особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

 В развитых странах  приняты законы против недобросовестной  конкуренции (включая мошенничество)  в производстве и торговле. На  общегосударственном уровне существуют  антимонопольные органы, отвечающие  за разработку и реализацию  антимонопольной политики. В США  это – Федеральная торговая  комиссия и антитрестовский отдел  Министерства юстиции. В Германии  действует Федеральное ведомство  государственного надзора за  деятельностью картелей и монопольная  комиссия, в Англии - Комиссия по  вопросам слияний и монополизации  и Судебная палата по вопросам  свободной торговли, во Франции  и Испании – Совет по делам  конкуренции, в Японии – Комитет по справедливым сделкам.

Исторически сложилось две  системы антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская. Критерием их различий выступает  отношение к монополии. Первая - объявляет  все монополии противоправными. Вторая - запрещает не саму монополию, а злоупотребления монопольной  властью.

Впервые антимонопольные  законы были приняты в Канаде (1889 г.) и в США (1890 г.). Сегодня американское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее хорошо разработанных и прошедших достаточную  проверку временем.

С точки зрения американского  законодательства, компания может быть признана монополистом и в отношении  ее могут быть начаты судебные действия, если ею контролируются более 6 % рынка  и имеются факты, свидетельствующие  об использовании нечестных методов  конкурентной борьбы.

Достаточно жестко американское законодательство относится к слияниям компаний. Так, горизонтальные слияния  — слияния двух конкурентов, например, автомобилестроительных "Форд" и "Крайслер" — признаются незаконными, если совокупная рыночная доля образовавшейся компании будет превышать 15 % рынка.

Исключения существуют только в том случае, если одна из компаний находится на грани банкротства.

В США предусматриваются  достаточно жесткие санкции за нарушение  антимонопольного законодательства. Компании, которые используют незаконные методы конкурентной борьбы и наносят своими действиями ущерб контрагентам и  потребителям, обязано возместить причиненные убытки в трехкратном размере.

В европейских странах  антимонопольное законодательство было принято значительно позже, чем в США. Некоторые страны ввели  его у себя после второй мировой войны.

Из европейских стран  наиболее поздно антимонопольное законодательство было принято в Италии — в 1990 г. Итальянское антимонопольное законодательство считается одним из наиболее либеральных в Европе. Не регулируются даже квоты продаж отдельных фирм.

В последние годы контроль за деятельностью монополий введен на общеевропейском уровне. При ЕС создана Комиссия по контролю слияний. Комиссия может контролировать слияния  в том случае, если мировой оборот транснациональной компании страны, входящей в ЕС, превышает 5,0 млрд. экю.

Достаточно либеральным  считается антимонопольное законодательство Японии. Решение спорных вопросов обычно осуществляется ни судебным и  ни административным путем, а только через переговоры.

На Западе антимонопольная  политика – это гибкая система  постоянно действующих, мобильно перестраивающихся  мер и санкций, носящих запретительный, ограничительный или поощрительный  характер.

Информация о работе Антимонопольное законодательство Республики Беларусь