Акты применения норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение актов применения права.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
1.Рассмотреть основные формы реализации права.
2.Изучить непосредственно акты применения права со всех интересующих нас аспектов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятия и основные формы реализации права…………………….. 5
1.1 Понятия, классификация форм реализации права……………………… 5
1.2 Основные стадии процесса применения норм права…………………… 8
2 Акты применения норм права……………………………………… 16
2.1 Понятия актов применения норм права………………………………. 16
2.2 Структура актов применения права…………………………………... 17
2.3 Акты применения норм права, их характерные черты и виды……… 18
Заключение………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы…………………………………….... 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.27 Кб (Скачать файл)

Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат в себе каких-либо общих правил поведения, а лишь применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

Правоприменительные акты принимают  практически все органы государства в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций, что и обусловливает их разнообразие. Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

-Акты государственных  органов и общественных организаций.

-Акты главы государства  – Президента РФ.

-Акты федеральных органов  власти и управления.

-Акты органов власти  и управления субъектов Российской  Федерации.

-Акты органов правосудия.

-Акты органов прокуратуры.

-Акты органов надзора  и контроля.

-Акты коллегиальные и  единоличные.

По предмету правового  регулирования, т.е. по отраслям применяемых  норм различают:

-Акты конституционно-правовые.

-Акты административно-правовые.

-Акты уголовно-правовые.

-Акты применения материального  и процессуального права.

По форме правоприменительной  деятельности можно выделить:

-Акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения.

-Акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также применением мер по их предупреждению.

По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

-Акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения. Правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений; их функции состоят главным образом в том, чтобы на основе властных  полномочий компетентных  органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

По форме внешнего выражения  акты применения права подразделяются на:

-Акты-документы.

-Акты-действия.

Правоприменительный акт-документ – это надлежащее оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.11

Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.

По структуре их можно  разделить на акты-документы:

Включающие все четыре его составные части – вводную, описательную (констатирующую), мотивирочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты)

Состоящие из трех частей –  вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов. Содержащие две части – вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий). Не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнитель» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).

По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения, предписания и т.д.

Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и

конклюдентные. Словесные  акты применения права-действия – это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.

Конклюдентные правоприменительные  акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающий решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).

Как и письменные, правоприменительные  акты-действия обладают  властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.

По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно- процессуальные).

В зависимости от действия во времени правоприменительные  акты  делятся на акты однократного действия (наложение  штрафа)  и  длящиеся  (регистрация брака, назначение пенсии и др.).12

 

Заключение

Объективное и субъективное право таково по природе, что требует  своей реализации в деятельности людей. Порожденное общественными  отношениями право в тех же отношениях должно найти свое осуществление. Это относится к нормам законодательства, поскольку они представляют собой  возможность, которая подлежит превращению  в действительность. Реализация права  – это процесс, процедура претворения  правовых норм в общественную практику.

Динамичная правовая система  представляет собой постоянное «воспроизводство»  права, исторически непрекращающийся процесс правообразования  и непрерывное, исключительно многообразное его  осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс  правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в  друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в  процессе становления юридических  норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических  норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и  какое-то осуществление субъективного  права. В другом – правореализация  включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное  право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка  правореализации, в то время как  социальные последствия последней  образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.

В работе раскрыто содержание понятия реализации права, в определении  и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение  как особая форма реализация права, рассмотрено понятие правоприменительного акта и его отличие от нормативно-правового, выяснено действие закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

 

Список использованной  литературы.

I. Нормативно – правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2013.
  2. Административный кодекс Российской Федерации. Инфра-М., М.: 2013.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Юрайт, М.: 2013.

II. Специальная литература.

  1. Алексеев, С.С. Проблемы теории права: Курс лекций / С.С Алексеев. М., 2002. С. 294.
  2. Алексеев, С.С. Государство и право / С.С Алексеев. М., 2004. С. 305.
  3. Коваленко, А.И. Теория государства и права / А.И. Коваленко. М.: «Юридическая литература», 2002. С. 391.
  4. Лившиц, Р. З. Теория Права. / Р.З. Лившиц. М., 2002. С. 362.
  5. Манов, Г.Н., Теория государства и права / Г.Н. Манов. М., 2003. С. 382.
  6. Марченко, М.Н.. Теория государства и права. / М.Н. Марченко. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 395.
  7. Пиголкин, А.С. Общая теория права. / А. С. Пиголкин.-М.,2004. С. 285.
  8. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / В.Н. Хропанюк. Учебник. М.: « ДТД», 2002. С. 420.
  9. Юсупов, В.А. Правоприменительная деятельность органов управления./ В.А. Юсупов. Москва, 1999. С. 261.
  10. Белкин, А.А. Аналогия в праве. / А.А. Белкин // Правоведение.1992. №6.
  11. Кутафин , О.Е. Источники конституционного права. / О.Е. Кутафин. -М. Юристъ, 2011.
  12. Иванов, С.А. Юридическая сила инструкций Центральной избирательной комиссии РФ и их место в правовой системе / С.А. Иванов // Российское право, СПС «Консультант плюс». 2012, № 9.
  13. Алтунина, Т.В., Пономарева, О.Б. Отражение вопросов документирования управленческой деятельности муниципальных органов власти в региональном законодательстве. / Т.В. Алтунина, О.Б. Пономарева // Делопроизводство. 2012. № 4

1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 2002. С. 318-317

2 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. С. 274.

3 Общая теория права. / Отв. редактор А. С. Пиголкин. М., 2004. С. 164.

4 Теория государства и права. / Отв. редактор А. И. Данилов. М., 1999. С. 277-278.

5 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 204-206.

6 Марченко М.Н.. Теория государства и права. Учебник, М.: «Юридическая литература», 2001. С. 217.

7 Лившиц Р. З. Теория Права. – М., 2002. С. 362

8 Манов Г.Н., Теория государства и права, М., 2003. С. 284.

9 В.А.Юсупов "Правоприменительная деятельность органов управления" С. 100-107.

10 Теория государства и права: Академический курс в 2-ух томах. – т. II. М.: «Юридическая литература», 2002. С.315

11 Балкин, А.А., Аналогия в праве. / А.А. Балкин // Правоведение.1992. №6.

12 Дюрягин И.А. Применение норм советского права. Свердловск. 1973.


Информация о работе Акты применения норм права