Юридическая ответственность в таможенном деле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, то есть она сопровождается причинением виновному лицу отрицательных последствий путем ущемления или ограничения его личных, имущественных и иных интересов. Лишения являются естественной реакцией на вред, причиненный правонарушителем обществу и государству или отдельному лицу. Лишения – это дополнительные неблагоприятные последствия, возникающие только при правонарушении.

Содержание

Введение 3
Глава I. юридическая ответственность 5
1. 5
1.1. Понятие и признаки юридической ответственности 5
1.2. Виды юридической ответственности 8
2. Административная ответственность в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 15
2.1. Признаки, основания возникновения, условия привлечения к административной ответственности 15
2.2. Законодательство 20
2.3. Двусубъектность ответственности и условия привлечения физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности 26
3. Меры юридической ответственности 30
3.1. Понятие и виды мер юридической ответственности 30
3.2. Меры административной ответственности в области таможенного дела (за нарушение таможенных правил) 35
Глава II.практика 37
Заключение 43
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсааач!!!.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство об административных правонарушениях в Российской Федерации состоит из Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части определены понятие административного правонарушения, субъекты административной ответственности, виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения административных взысканий. В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое. Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого противоречия действует федеральный закон.

То есть, не подлежит применению любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам административного и административно-процессуального законодательства, если он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

Кодекс об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Дописать!!! Про договор еще

2.3. Двусубъектность ответственности и условия привлечения физических лиц, юридических лиц, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей к ответственности

Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица. С точки зрения определения мер ответственности физические лица в свою очередь подразделяются на две категории: должностные лица и граждане. Наибольшие санкции предусмотрены за совершение административного правонарушения юридическими лицами, наименьшие – гражданами.

Субъектами ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) могут выступать лица любой вышеуказанной категории в зависимости от формулировки конкретной санкции.

B РФ частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип "двусубъектной" ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Вместе с тем, возбуждение уголовного дела в отношении конкретного физического лица исключает возможность осуществления в отношение него административного производства по одному и тому же факту совершения противоправных действий.

Также в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

 

Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания, или классные чины.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ,  под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах государств – членов Таможенного союза, других войсках и воинских формированиях Государств – членов Таможенного союза. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением только организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по общему правилу несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Поэтому индивидуальные предприниматели, не являясь должностными лицами, при привлечении к административной ответственности, по сути, приравнены к ним.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа или находящегося в его служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, и т.п.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Таможенного Союза административные правонарушения, в том числе в сфере таможенного дела, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Физическое лицо признается субъектом административной ответственности по достижении к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет и только в случае виновного совершения противоправного деяния (применительно к физическим лицам выделяются две формы вины – умысел и неосторожность).

На территории РФ, существенным исключением являются нарушения таможенных правил, за совершение которых предприниматели без образования юридического лица несут административную ответственность как юридические лица (примечание 1 к статье 16.1 КоАП РФ). Тем самым повышается размер возможных к применению в отношении данных субъектов санкций.

Юридическим лицом в соответствии с Гражданскими кодексами Российской Федерации признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В случае привлечения к административной ответственности юридических лиц вопрос о виновности юридического лица решить однозначно весьма затруднительно. Поскольку вина - это внутреннее психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям, возникает закономерный вопрос: "Как можно рассматривать психическое отношение организации к противоправному деянию и его последствиям?". Рассмотрение этого вопроса дает понимание вины юридического лица посредством проекции вины физических и должностных лиц, непосредственно осуществляющих действия от имени юридического лица. Рассмотренная таким образом "вина юридических лиц должна пониматься как психологическое отношение к содеянному коллектива, определяемое по доминирующей воле в этом коллективе".

В ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: "Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм... но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению". 

Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

Необходимо учитывать, что при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. В случаях разделения юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

 

3. Меры юридической ответственности

3.1. Понятие и виды мер юридической ответственности

Уголовная ответственность – справедливое возмездие (наказание) за особо общественно опасные правонарушения, определяемые законом как преступления.

Уголовная ответственность реализуется в наказании, назначаемом по приговору суда.

Уголовный кодекс РФ предусматривает 12 видов наказаний. Перечень этот исчерпывающий и не подлежит какому-либо расширению без изменения уголовного закона.

Согласно ст. 44 УК РФ видами наказания являются:

1) штраф (см. ст. 46);

2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (см. ст. 47);

3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (см. ст. 48);

4) обязательные работы (см. ст. 49);

5) исправительные работы (см. ст. 50);

6) ограничение по военной службе (см. ст. 51);

7) ограничение свободы (см. ст. 53);

8) арест (см. ст. 54);

9) содержание в дисциплинарной воинской части (см. ст. 55);

10) лишение свободы на определенный срок (см. ст. 56);

11) пожизненное лишение свободы (см. ст. 57);

12) смертная казнь (см. ст. 59).

Дисциплинарная ответственность, в свою очередь, наступает вследствие совершения дисциплинарных проступков. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание, выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу или смещение на низшую должность, увольнение с работы и т.д. Осуществляется дисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарной властью.

Материальная ответственность работника наступает за ущерб, причиненный по его вине предприятию, учреждению, организации.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действие (бездействие), которым причинен ущерб.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП и законодательными актами субъектов РФ.

За совершение административных правонарушений на территории Российской Федерации могут применяться следующие виды взысканий (ст. 3.2 КоАП РФ):

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного

правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации

иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

За совершение административных правонарушений на территории Республики Казахстан могут применяться те же виды взысканий, что и на территории Российской Федерации, за исключением дисквалификации, и также ряд следующих взысканий (ст. 45 КоАП РК):

1) лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

2) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

3) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

За совершение административных правонарушений на территории Республики Беларусь могут применяться те же виды взысканий, что и на территории Российской Федерации, за исключением возмездного изъятия предмета административного правонарушения; административного выдворения за пределы государства иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификации; административного приостановления деятельности, и также ряд следующих взысканий (ст. 6.2 КоАП РБ):

Информация о работе Юридическая ответственность в таможенном деле