Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Экспортный потенциал является составной, органической частью национальной экономики. Он представляет собой способность национальной экономики производить продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, и экспортировать ее в достаточных объемах по мировым ценам. Его стратегическая роль заключается в том, что он должен стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществом российской экономики в международном разделении труда, средством содействия выходу нашей страны на путь стабильного и ускоренного качественного экономического роста

Содержание

Введение 1
I. Теоретические основы экспортного потенциала предприятий 3
II. Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки 8
1. Глобализация рынков и конкурентоспособность малых и средних предприятий России 8
2. Место малых и средних предприятий в мировой экономике. Текущая ситуация в России 10
3. Международный опыт поддержки малых и средних предприятий, в том числе и экспортно-ориентированных 13
4. Экспортная (внешнеэкономическая) деятельность малых и средних предприятий 15
5. Взаимодействие органов исполнительной власти с малыми и средними предприятиями - экспортерами 19
6. Государственная поддержка малого предпринимательства в России 28
Заключение 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовое.docx

— 80.23 Кб (Скачать файл)

Поэтому оптимизация функционирования экспортного комплекса является одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед экономикой Российской Федерации. Данная задача может рассматриваться на двух уровнях - макроэкономическом (содействие экспорту со стороны государства) и микроэкономическом (увеличение экспорта на конкретных предприятиях); эти уровни неразрывно связаны между собой. Именно поэтому одним из основных элементов оценки уровня экономического развития любого государства является его способность конкурировать с экономиками других стран. Ежегодно эксперты рассчитывают для каждой страны рейтинги конкурентоспособности. В рейтинге Всемирного экономического форума по индексу GCI (Grow Competitiveness Index) Россия с 64 места в 2002 году переместилась на 75 место в 2005 году. По индексу International Institute for Management Development (IMD) по итогам 2006 года Россия занимает 43 место из 55. При расчете данного индекса учитывается критерий развития малого и среднего предпринимательства, который для России в 2005 году составлял 3,48 (максимальное значение – 8,13 Гонконг, минимальное - 3,3 Венесуэла) – это 58 место среди 61 страны, а в 2006 году улучшился и составил 4,21 (максимальное значение – Гонконг, минимальное – 3,86 Венесуэла) – это 55 место среди 61 страны[19].

 

  1. Место малых и средних предприятий в мировой экономике. Текущая ситуация в России

Роль малых и средних предприятий в мировой экономике огромна как с точки зрения вклада в ВВП и в процесс создания новых рабочих мест, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности национальной экономики и внедрения новых технологий. Хорошо развитый и устойчивый сектор малого и среднего бизнеса обеспечивает рост уровня и качества жизни любой страны. Место для малых и средних предприятий (далее – МСП) обычно возникает там, где рыночные сегменты или ниши достаточно малы для того, чтобы привлечь крупный бизнес. МСП обеспечивают рынок такими товарами и услугами, которые в силу экономических причин не производятся крупными корпорациями.

Без такого рода услуг многие крупные компании не смогли бы осуществлять производство на качественном и современном уровне.

К основным конкурентным преимуществам МСП относятся:

• быстрое создание новых рабочих мест - значительное в масштабах экономики;

• инновационный характер деятельности, быстрое внедрение новых технологий;

• быстрая реакция на сигналы рынка и изменения бизнес-среды;

• ориентация на максимальное удовлетворение запросов потребителей;

• экономическая и производственная гибкость и мобильность [16].

Содействие развитию малым и средним компаниям является основным элементом экономической политики развитых стран, способствует поддержанию здоровой конкуренции и решению социальных задач. Анализ количественных показателей развития МСП стран – экономических лидеров позволяет определить основные целевые показатели развития МСП в России на долгосрочную перспективу.

Во многих странах МСП за последние два десятка лет являлись главными двигателями роста занятости населения и увеличения ВВП. В развивающихся странах малые и средние предприятия стали инструментами в борьбе с бедностью и нищетой. В странах с переходной экономикой такие компании служат хорошими индикаторами изменения структуры собственности, бизнес-культуры и предпринимательского поведения. В развитых странах малые и средние предприятия производят более половины ВВП страны (таблица 1).

 Таблица 1

определения МСП различаются, но здесь

– до 500 работников (OECD, Ресурсный

центр малого предпринимательства)

МСП как процент от

общего числа

предприятий, %

Процент работающих в

МСП от числа занятых,

%

Вклад

МСП в

ВВП, %

Япония         

99,5

88,8

72,7

Франция

99,6

63,5

49,7

США 

98,5

41,1

48,0

Канада

99,8

55,0

57,2

Италия

99,9

89,7

69,6

Германия

99,2

56,8

42,5

Великобритания

99,3

66,4

51,4


 

 

По состоянию на 1 января 2007 года в Российской Федерации:

• общее число малых предприятий – 1032,8 предприятий (увеличение за 2006 год составило 53500 предприятий);

• количество рабочих мест 9468,6 тысяч, что на 535 тысяч больше, чем по состоянию на 1 января 2006 года (на 5,9%), при этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз;

• инвестиции в основной капитал составили 171,3 млрд. рублей, что на 40% превышает показатели предыдущего года, в то время как рост инвестиций в основной капитал по Российской Федерации за 2006 год оценивается на уровне 13,2%.

Таким образом, в 2006 году сохранилась положительная динамика прироста по основным показателям развития малого предпринимательства

К числу субъектов малого предпринимательства также относится 2,994 млн. предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), статистические наблюдение за которыми осуществляется выборочно [10].

Тем не менее, в настоящее время отраслевая структура малого бизнеса является неудовлетворительной :

• торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого

бизнеса - на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий;

• промышленность и строительство – на втором месте (13,6 % и 7 %);

• на другие отрасли приходится менее 10 процентов.

Именно поэтому основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до 2020 года в рассматриваемой сфере должны стать:

• сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли – до 25% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

• рост числа предприятий, занятых в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);

• увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);

• увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.) [17].

 

  1. Международный опыт поддержки малых и средних предприятий, в том числе и экспортно-ориентированных

Во многих странах мира для развития малого и среднего предпринимательства и выведения таких компаний на внешние рынки, за счет различных льгот и преимуществ на законодательном уровне созданы более выгодные, чем для крупных предприятий, условия; действуют специальные механизмы государственной поддержки, основанные на осознании не только экономической, но и социальной важности нормального функционирования малого и среднего бизнеса для государства и общества. Канада является одним из ярких примеров тех стран, где комплексная продуманная политика поддержки малых и средних предприятий привела к впечатляющим результатам: на сегодняшний день малый бизнес производит почти половину ВВП страны, также обеспечивая около половины рабочих мест и активно действуя на международных рынках. Ежегодно государством выделяются большие суммы на развитие малых и средних предприятий: общий объем государственных кредитов,  выданных малым предприятиям, составил в 2003 году около 23 млрд. канадских долларов, а объем гарантийных фондов - 3,5 млрд. долларов, на развитие инфраструктуры выделено 450 млн. долларов.

В экономике Франции МСП играют традиционно значимую роль и поэтому, хотя доля частного капитала в общем объеме финансирования высока, кредитные государственные программы  составляют 7,3 млрд. евро, а программы государственных гарантий МСП - около 4 млрд. евро.

В 2003 г. в Великобритании на поддержку МСП правительство в 2003-2004 годах выделило USD 1,37 млрд.

В Германии в 2003 году доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в государственном бюджете составила около примерно 1,42 млрд евро.

В Италии в 2003 году доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в государственном бюджете составила около примерно 4 млрд евро.

В Японии в 2003 году доля расходов на инфраструктуру поддержки МСП в государственном бюджете составила около примерно 1,64 млрд долларов США [20].

Во всем мире успешно используется целый ряд инструментов, специально ориентированных на поддержку экспортной / внешнеэкономической деятельности малых и средних предприятий:

1. Стимулирование экспортного  производства в виде:

• субсидий;

• гарантирования частных вложений;

• предоставления грантов производителям;

• стимулирования прямых иностранных инвестиций;

• субсидирование научно-исследовательских работ;

• создания свободных экономические зон.

2. Прямая поддержка экспорта:

• экспортное кредитование;

• страхование торговли и инвестиций от экономических и политических рисков;

• участие в уставном капитале фирм, созданных за рубежом;

• содействие выставочно-ярмарочной деятельности национальных фирм за рубежом.

3. Меры торгово-политического  характера по лоббированию интересов  национальных 

 производителей на  зарубежных рынках:

• лоббирование интересов, борьба с антидемпингом и другими ограничениями на внешних рынках.

Подобный государственный подход дает серьезные конкурентные преимущества иностранным предприятиям малого и среднего бизнеса на международных рынках: примерно 25% продукции МСП стала конкурентоспособной на международных рынках и эта доля продолжает постоянно увеличиваться. Приблизительно пятая часть продукции МСП привлекает 10% – 40% выручки от трансграничного перемещения товаров / работ / услуг. В настоящее время доля МСП составляет примерно треть мирового экспорта продукции и привлекает значительную часть прямых иностранных инвестиций. Такие конкурентные преимущества могут быть нивелированы только за счет государственной поддержки российских малых и средних предприятий в рамках программы, реализуемой Минэкономразвития РФ [12].

В настоящее время Российская Федерация отстает по основным показателям развития сектора МСП от ведущих мировых экономик. Активная экономическая политика властей всех уровней, направленная на развитие данного сектора, а также конъюнктурно устойчивая макроэкономическая ситуация и пятилетняя положительная динамика развития данного сектора позволяет в среднесрочной перспективе приблизиться к европейским показателям по общему числу предприятий,  числу занятых на них и доле в ВВП страны.

Таким образом, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства выступает важнейшим направлением экономической политики государства, как в сфере антимонопольного регулирования, так и в рамках селективной поддержки. Мировой опыт убедительно показывает, что государственная политика, ориентированная на поддержку конкурентоспособности малого и среднего бизнеса и содействие в выходе на внешние рынки, дает ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

По результатам ряда исследований, проведенных для изучения возможных последствий для МСП от присоединения России к ВТО, можно сделать вывод о том, что это будет способствовать возникновению целого ряда структурных, политических и иных качественных изменений, которые будут работать на повышение конкурентоспособности российских малых и средних предприятий [13].

 

  1. Экспортная (внешнеэкономическая) деятельность малых и средних предприятий

 В настоящее время МСП обеспечивают около 70% рабочих мест в Европейском Союзе. По оценке экспертов приблизительно каждый третий работающий в Российской Федерации является работником предприятия, относящегося к сфере малого и среднего бизнеса. В России МСП обеспечивают 13% –  17% ВВП, что в 3 – 4 раза ниже, чем развитых странах. Среднемировой показатель экспорта малых предприятий составляет 15% - 20%, в России же МСП направляют на экспорт менее 5% своей продукции.

Опыт успешных структурных изменений в экономике развитых стран доказывает, что ключевым аспектом ее структурной перестройки является поддержка экспортно ориентированного экономического роста.

Малый и средний бизнес является естественным резервом увеличений объема экспортируемой несырьевой продукции. Экспорт продукции является одним из следствий способности предприятия производить конкурентоспособные товары (работы, услуги) и успешно действовать на международных рынках. Высшая школа экономики отмечает, что конкурентоспособные предприятия обладают рядом характерных особенностей:

• существенно чаще экспортируют продукцию;

• платят более высокую (в 1,7 раза) заработную плату;

• активнее используют банковскую систему при более низкой стоимости привлекаемых ресурсов;

• активнее внедряют инновации [12].

Экспорт – это естественный обучающий механизм, заставляющий предприятия постоянно повышать свою конкурентоспособность. Однако в настоящее время лишь 20–25% российских предприятий могут называться конкурентоспособными. Таковы выводы исследования российской обрабатывающей промышленности, проведенного в 2005–2006 гг. Высшей школой экономики и Всемирным банком. Но если малые и средние компании экспортируют хоть небольшую часть своей продукции, то их конкурентоспособность резко увеличивается. К примеру, в химической промышленности доля экспорта составляет 20,6% от выручки, и в этой отрасли доля конкурентоспособных компанийпревышает 45%. В пищевой промышленности экспорт составляет 2,4%, а доля конкурентоспособных компаний – 10–12%.

Информация о работе Экспортный потенциал малого и среднего бизнеса России и меры государственной поддержки