Экономическая природа и функции таможенной пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать экспортные и импортные пошлины как способ наполнения доходной части федерального бюджета.
Важным способом регулирования внешнеэкономической деятельности предприятий и наполняемости федерального бюджета является система таможенно-тарифных мер. Таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие импортную или экспортную цену товаров при пересечении ими границы таможенной территории (территории, в отношении которой действуют отдельные тарифы, и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями).

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Льгова.docx

— 104.66 Кб (Скачать файл)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

 

 


                                           ВВЕДЕНИЕ

Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и  оперативно-коммерческих функций предприятий, ориентированных на экспорт, с учетом избранной внешнеэкономической  стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется не на уровне государств, а на уровне фирм, организаций, предприятий, объединений и т.д., с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

В российской практике внешнеэкономическая  деятельность реализуется преимущественно  через внешнеторговую деятельность – предпринимательство в области  международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуального труда.

В 1995 году в России был принят закон  «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности». Можно  сказать, что в нем были подведены  предварительные первые итоги сложного процесса формирования внешнеэкономического комплекса, доставшегося в наследство от советских времен. Определены основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления  российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации в области  внешнеторговой деятельности. Провозглашен отказ от приоритета административных методов регулирования, но при сохранении контроля государства за деятельностью  российских экспортеров и импортеров в целях повышения эффективности одного из важнейших секторов народного хозяйства. В данных направлениях развивается и современное российское таможенное законодательство.

Важным способом регулирования  внешнеэкономической деятельности предприятий и наполняемости  федерального бюджета является система  таможенно-тарифных мер. Таможенно-тарифные меры – это меры, увеличивающие  импортную или экспортную цену товаров  при пересечении ими границы  таможенной территории (территории, в  отношении которой действуют  отдельные тарифы, и другие меры регулирования торговли для существенной части торговли такой территории с другими территориями). Создание устойчивой, гибкой и эффективной  системы таможенных тарифов– одна из важнейших (и в тоже время самых  сложных) задач экономической реформы  в России.

Поэтому тема данной работы является актуальной.

Цель работы – проанализировать экспортные и импортные пошлины  как способ наполнения доходной части  федерального бюджета.

Предмет исследования работы – система  таможенных пошлин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОСНОВЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ   ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. Сущность таможенных  пошлин с точки зрения таможенного  законодательства

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров  через таможенную границу (пп. 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС). 

Среди таможенных пошлин выделяют ввозные (импортная) таможенные пошлины  и вывозные (экспортные) таможенные пошлины. 

Таможенные пошлины объединены в Таможенном тарифе Таможенного  союза в виде свода. Товары для  целей применения ставок таможенных пошлин классифицированы и систематизированы  в соответствии с Товарной номенклатурой  внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. 

Ставка таможенной пошлины  представляет собой определенную величину которая служит основой для расчета  размера таможенной пошлины. Ставка таможенной пошлины устанавливается  на каждую категорию товаров и  применяется в отношении товара перемещаемого через таможенную границу ТС.

В ТС применяются следующие  виды ставок пошлин (статья 71 ТК ТС)1:

- адвалорные, начисляемые  в процентах к таможенной стоимости  облагаемых товаров;

- специфические, начисляемые  в установленном размере за  единицу облагаемых товаров;

- комбинированные, сочетающие  оба названных вида таможенного  обложения. 

В зависимости от страны происхождения товаров таможенные пошлины могут быть минимальными, преференциальными и максимальными.

Минимальными ставками таможенных пошлин облагаются товары, происходящие из государств, которым при торговле в ТС предоставлен режим наибольшего  благоприятствования. Ставки таможенных пошлин по позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, применяемые  к товарам, происходящим из государств, которым ТС предоставляет режим  наибольшего благоприятствования, являются базовыми (минимальными). В  отношении товаров, происходящих из государств, которым ТС не предоставляет  режим наибольшего благоприятствования, или страна происхождения которого не установлена, применяются базовые  ставки, увеличенные вдвое (максимальные).

Преференциальные являются разновидностью льготных ставок, предоставляемых  отдельным странам или группам  стран. В основе определения размера  таможенной пошлины заложена таможенная стоимость. Размером таможенной пошлины  является сумма, которую необходимо уплатить плательщику по данному  платежу. Таможенная стоимость товаров  и (или) их количество является  ой базой  для целей исчисления таможенных пошлин. Таможенная стоимость товаров  определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, в соответствии с Соглашением  между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости  товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза", и  заявляется в таможенный орган при  декларировании товаров. Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенными  органами. 

Определение таможенной стоимости  товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, производится путем применения следующих методов (статья 12 Закона РФ "О таможенном тарифе"):

1) метода по стоимости  сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости  сделки с идентичными товарами; 

3) метода по стоимости  сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания; 

5) метода сложения; 

6) дополнительного метода. 

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. В том случае, если основной метод  не может быть использован, применяется  последовательно каждый из перечисленных  методов. При этом каждый последующий  метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего  метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться  в любой последовательности.

Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров  устанавливаются и не могут носить индивидуального характера. Исключение составляют случаи, предусмотренные  статьями 35, 36 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Тарифные льготы предоставляются исключительно  по решению Правительства Российской Федерации. 

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая  на условиях взаимности или в одностороннем  порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого  через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее  уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

В соответствии с пунктом 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и относятся к особым видам пошлин.

Лица, ответственные  за уплату таможенных пошлин, 

Статья 79 ТК ТС устанавливает, что плательщиками таможенных пошлин, являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин.

Статья 186 ТК ТС определяет две  категории лиц, Декларантами могут  быть:

1) лицо государства - члена  таможенного союза:

заключившее внешнеэкономическую  сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической  сделки;

2) иностранные лица:

физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

лицо, пользующееся таможенными  льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС; которые могут выступать  в таможенных правоотношениях в  качестве декларанта.

Сроки уплаты таможенных пошлин.

В соответствии со ст. 82 ТК ТС, сроки уплаты таможенных пошлин,   установлены статьями 81 , 161 , 166 , 172 , 197 , 211 , 214, 227 , 228 , 237 , 250,261,274,283,290,300,306,344 и 360 ТК ТС. При установлении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. 

Сроки уплаты таможенных пошлин, в отношении товаров, особенности  таможенного декларирования которых  в соответствии со статьей 194 ТК ТС определяются законодательством государств - членов таможенного союза, устанавливаются законодательством такого государства - члена таможенного союза.

В соответствии со ст. 214 ТК ТС при вывозе товаров таможенные пошлины  должны быть уплачены не позднее дня  подачи таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным законодательством.

В соответствии со ст. 197 ТК ТС при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в  связи с которыми были предоставлены  таможенные льготы, для целей исчисления пеней сроком уплаты таможенных пошлин считается первый день, когда лицом  были нарушены ограничения на пользование  и распоряжение товарами. Если такой  день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, считается день принятия таможенным органом таможенной декларации на такие товары. 

При нарушении требований и условий таможенных процедур, которые  в соответствии с Таможенным кодексом влекут обязанность уплатить таможенные пошлины, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается  день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин считается  день начала действия соответствующей  таможенной процедуры. 

 

1.2. Экономическая природа таможенных пошлин и их функции

В целях таможенного регулирования  внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) применяются как  тарифные, так и нетарифные методы2.

Понятие «таможенно-тарифные меры» следует понимать в широком  значении, то есть не только собственно таможенный тариф, как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства, а весь комплекс мер, эффект воздействия  которых на внешнеторговые потоки обеспечивается путем влияния на величину стоимости  находящихся во внешнеторговом обороте  товаров. Используя такие меры, государство  воздействует на экономические интересы субъектов внешнеторговой деятельности и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную  самостоятельность.

Таможенный тариф является инструментом торгового, политического  и государственного регулирования  внутреннего рынка товаров. Он включает себя правила обложения товаров  пошлиной при их перемещении через  таможенную границу.

Таможенный тариф можно  определить как свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемых через таможенную границу, и систематизированный  в соответствии с товарной номенклатурой  ВЭД.

Таможенный тариф состоит  из двух частей, к ним относятся3:

- ставка таможенных пошлин

-систематический перечень  товаров.

Таможенные тарифы классифицируются по различным признакам: характеру  происхождения, направлениям, количеству ставок для одного товара, методу исчисления, времени действия.

Информация о работе Экономическая природа и функции таможенной пошлины