Таможенный тариф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: рассмотреть таможенный тариф, как инструмент регулирования ВЭД. Выявить порядок его формирования и применения.
Задачи:
1.Изучить таможенный тариф, как инструмент реализации ВЭД;
2.Выявить принципы формирования и применения таможенного тарифа;
3.Сформировать механизм практической реализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Таможенный тариф, как инструмент регулирования ВЭД………………………………………………………………………………...3
1.1.Понятие таможенного тарифа………………………………………………..3
1.2.Порядок формирования таможенного тарифа………………………………7
2.Особенности применения единого таможенного тарифа ТС…………………………………………………………………………………..9
2.1.Применение таможенного тарифа…………………………………………...9
2.2.механизм практической реализации………………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание (2).docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

 

2.Особенности  применения Единого таможенного  тарифа ТС.

2.1.Применение  таможенного тарифа.

          Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенные тарифы, которые по характеру своего действия относятся к экономическим регуляторам.

         Таможенный  тариф - это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми  облагаются товары при импорте,  а в отдельных случаях при  экспорте из данной страны. Таможенные  тарифы остаются одним из важнейших  инструментов государственного  регулирования внешней торговли, который позволяет осуществлять  с его помощью защиту национальных  интересов производителей от  иностранной конкуренции. Таможенный  тариф Российской Федерации - это свод ставок таможенных  пошлин (таможенного тарифа), применяемых  к товарам, перемещаемым через  таможенную границу Российской  Федерации и систематизированным  в соответствии с товарной  номенклатурой внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД).

        Таможенный  тариф содержит конкретные ставки  пошлин, которые прямо воздействуют  на цены импортируемых товаров,  влияют на уровень внутренних  цен в стране, непосредственно  сказываются на результатах хозяйственной  деятельности предприятий. В силу  этого таможенные тарифы остаются  одним из важнейших инструментов  государственного регулирования  внешней торговли, который позволяет  с ее помощью защиту национальных  производителей от иностранной  конкуренции.

       Если первоначально  таможенные пошлины использовались  в фискальных целях, в частности,  во многих, прежде всего развивающихся  странах и странах с переходной  экономикой, сбор таможенных пошлин  представляет собой важный источник  поступлений средств в государственный бюджет.

       Чем выше уровень  экономического развития страны, чем богаче и разнообразнее  система ее внешнеэкономических  связей, тем меньшую роль играют  в ее таможенной политике чисто  фискальные мотивы, тем больше  эта политика определяется комплексной  стратегией создания для национальной  экономики благоприятных условий  развития в настоящем и в  будущем. И как следствие усиление  роли таможенного тарифа и  применение его в качестве  регулятора развития национальной  экономики, позволяющего, облегчая  или затрудняя ввоз в страну  или вывоз из нее определенных  товаров, воздействовать на торговые  потоки, обеспечить сбалансированность  внешнеторгового обмена, сознательно  формировать хозяйственную структуру, постепенно менять место страны в международном разделении труда.

Импортный таможенный тариф заслуженно считается основным инструментом регулирования  внешней торговли. При этом в процессе развития международной торговой системы  таможенный тариф рассматривается  как наиболее эффективный внешнеторговый регулятор.

         В последние  десятилетия значение тарифов  падало по мере того, как нарастали  различные косвенные барьеры  регулирования внешней торговли - такие, как разнообразные технические  стандарты или добровольные экспортные  ограничения на основе неформального  соглашения. Решительные действия  по устранению подобных ограничений  проводит ВТО. Рекомендации данной  организации направлены на существенное  повышение роли таможенных тарифов  во внешнеторговом регулировании.  Средние ставки тарифов экономически  развитых стран в современных  условиях невысоки, но влияние  их на внешнюю торговлю остается  весьма значительным. Ведь и с  помощью сравнительно небольших  пошлин можно делать ввоз определенных  товаров невыгодным и стимулировать  их производство внутри страны, облагая их более высокими  пошлинами по сравнению с сырьем  для их производства. К тому  же высокая степень дифференциации  тарифов позволяет, сохраняя сравнительно  малый общий уровень обложения,  обеспечивать защиту от импорта  отдельных разновидностей товаров.

        При современном  уровне научно-технического развития, крайне высокой степени специализации  такая защита оказывается весьма  эффективной.

         В то  же время опыт индустриализации  ряда стран свидетельствует, что  таможенный тариф может быть  эффективным орудием целенаправленного  стимулирования ввоза товаров,  необходимых для определенных  отраслей промышленности. В этих  целях применяются такие инструменты,  как использование целевых таможенных  льгот в рамках таможенных  режимов переработки и просто  установление дифференцированных  тарифных ставок в зависимости  от того, насколько вписывается  импорт данного товара в принятую  стратегию экономического развития.

         Играя роль  непосредственного регулятора, таможенный  тариф в то же время выполняет  и другую функцию - является  косвенным средством давления  на другие государства в целях  содействия развитию экспорта.

         В России  возрастает роль тарифного регулирования  ВЭД, развивается и совершенствуется  импортный тариф. Объясняется  это тем, что при переходе  от централизованно - планируемой  экономики к рыночному хозяйству  таможенный тариф в наилучшей степени может выполнит роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно-технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является, по сути единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

 

2.2.Механизм практической  реализации.

        Рассматривая механизмы таможенно – тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам12
 
        С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин. 
 
        Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели. 
 
        Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества13
 
        Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение, имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений: 

  • соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;
  • необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется14.

 
        Немаловажное  значение в механизме таможенно – тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции.  
Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств – участников СНГ15, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится. 
 
        Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией16, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств – участников СНГ, кроме стран – членов Таможенного союза.  
 
        Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль. 
 
        В современных условиях при определении уровня таможенно – тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие: 
 
1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей. 
 
2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства. 
 
3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции. 
 
4. Получение торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров Российской Федерации. 
 
5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности. 
 
        Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок17
 
        В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путём изменения таможенно – тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции. 
 
Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер. 
 
Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач. 
 
        Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике18
 
        Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путём установления высокого уровня таможенных пошлин. 
 
        К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач. 
 
        Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию. 
 
         Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.

Заключение.

        В  своей курсовой работе на тему  «Порядок формирования и применения  таможенного тарифа Российской  Федерации. Механизм практической  реализации» я рассмотрел Закон  РФ от 21 мая 1993г. № 5003 – 1 «О таможенном тарифе», а также  механизмы реализации таможенных  тарифов. 
 
        Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов. 
 
       Сложившаяся к настоящему времени таможенно – тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа). 
 
        Таможенно – тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

  • определение страны происхождения товара;
  • определение таможенной стоимости товара;
  • определение таможенных платежей.

 
        Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров. 
 
        Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования. 
 
        Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.

Информация о работе Таможенный тариф