Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Таможенные органы России в своей совокупности составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов РФ черты определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они обеспечивают данную совокупность органов определяющим признаком – системы органов, хотя их роль и значение для каждого различны.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика таможенных органов РФ 3
1.1 Функции таможенных органов 5
1.2 Структура таможенной системы РФ 10
Глава 2. Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве 13
2.1 Таможенный союз и ВТО 15
2.2 Обзор некоторых изменений таможенного законодательства 16
2.3 Обзор иных документов, регулирующих отношения в таможенном союзе 23
2.4 Планируемые изменения в таможенном законодательстве 25
Заключение 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый1.docx

— 59.32 Кб (Скачать файл)

1.2 Структура таможенной системы РФ

 

Структура таможенной системы России является четырехуровневой.

На первом, верхнем уровне располагается Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ). (25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). В сентябре 2004 года ГТК переименован в Федеральную таможенную службу).

Федера́льная тамо́женная слу́жба (ФТС Росси́и) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации. Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.

Руководитель Федеральной  таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:

  • ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)
  • выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела
  • определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля
  • классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) (а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств
  • правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела
  • некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

Особо выделяется функция  взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления государственным имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. Так, за август 2011 года таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 529,72 млрд. рублей, за восемь месяцев 2011 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 3642,33 млрд. рублей. А за весь 2010 год перечислено 4329,88 млрд. рублей.

Далее, на втором уровне находятся региональные таможенные управления (РТУ). Региональные таможенные управления создаются для осуществления организации таможенного дела, руководства таможнями и таможенными постами на определенной территории, не совпадающей с административно-территориальным делением РФ. Они осуществляют финансирование подчиненных таможенных органов, взаимодействие с органами местного самоуправления, другими правоохранительными органами, коммерческими структурами. В настоящее время наименования и места расположения основных РТУ совпадают со столицами федеральных округов. Создание такого промежуточного звена объясняется географическими масштабами России: руководить таможнями и таможенными постами из центра весьма затруднительно. Система региональных таможенных управлений подверглась трансформации посредством сокращения их числа с пятнадцати до семи. К ним относятся: Дальневосточное (в Хабаровске), Приволжское (в Нижнем Новгороде), Северо-Западное (в Санкт-Петербурге); Сибирское (в Новосибирске), Уральское (в Екатеринбурге), Центральное (н Москве), Южное (в Ростове-на-Дону).

На третьем уровне находятся  непосредственно таможни. Тамо́жня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление. С точки зрения местонахождения региона деятельности, таможни РФ подразделяются на пограничные и внутренние. Пограничные таможни РФ располагаются на таможенной границе, как правило, совпадающей с государственной границей, и связаны с крупными транспортными узлами (порты, аэропорты, приграничные железнодорожные станции). Примером пограничных таможен могут служить Балтийская, Благовещенская, Уссурийская и др. примером внутренних таможен являются: Брянская, Нижегородская, Ростовская и др. Кроме того существуют таможни, производящие таможенное оформление и непосредственно подчиненные ФТС России (например, Центральные энергетическая и акцизная, Внуковская, Домодедовская, Шереметьевская таможни). Имеются и специализированные таможни, не занимающиеся таможенным оформлением, например - оперативная таможня (в такой организации работник таможни занимается выявлением контрабанды), или энергетическая таможня. Эта таможня создана для усиленного контроля за перемещением энергоресурсов.

Четвертый уровень. Таможенные посты. Таможенные посты – это  первичные ячейки, наиболее разветвленная часть системы таможенных органов. Посты действуют под непосредственным руководством вышестоящего органа, каковым является таможня или РТУ либо ФТС. В функциональном плане, пост можно рассматривать как несколько усеченный филиал таможни: в его компетенцию не входят (или входят по минимальному уровню) такие работы, как валютный контроль, проверка финансово-хозяйственной деятельности экспортеров, пропаганда, учебно-методическая деятельность, участие в научно-исследовательских работах, кураторство нижестоящих органов, во всем же остальном обязанности поста те же, что и у таможни.

Компетенция региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов в части региона деятельности, полномочий по проведению конкретных таможенных операций определяется ФТС России. Каждый работник таможни действует в зависимости от назначения конкретного таможенного органа.

Структура таможни, также включает в себя представительства в иностранных государствах.

 

Глава 2. Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве

 

Понятие таможенного союза приводится в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, подписанном 06.10.2007 в Душанбе. Согласно названному договору таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории ТС являются таможенной границей таможенного союза (п. п. 1, 2 ст. 2 ТК ТС).

Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.

При экспорте товаров  применяется нулевая ставка НДС  и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии  документального подтверждения  факта экспорта.

При импорте товаров  на территорию Российской Федерации  с территории Республики Беларусь или  Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, порядок  взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Со временем к  Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности (Таджикистан).

26 июля 2010 года президент  Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз.

В октябре 2011 года ранее  начатые переговоры о присоединении  Сирии к Таможенному союзу  были продолжены, был разработан проект договора о создании зоны свободной  торговли.

Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом.

24 октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента — партия коммунистов во главе с экс-президентом Молдавии Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут.

8 декабря 2011 года  президент Узбекистана Ислам Каримов заявил о том, что Узбекистан не будет присоединяться к Таможенному союзу и другим межгосударственным объединениям, поскольку «не исключается, что они выйдут за рамки экономических интересов и приобретут политическую окраску и содержание».

2.1 Таможенный союз и ВТО

 

Создание Таможенного  союза и достаточно быстрое его  оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались  опасения по поводу того, что правила  ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет  начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились  пойти на множество уступок в  рамках переговоров. Так, России удалось  отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет.

Беларусь и Казахстан  ведут переговоры о вступлении в  ВТО самостоятельно. По словам главы  российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.

В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного  союза в полное соответствие с  нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут  иметь большую силу, чем нормы  ТС.

2.2 Обзор некоторых изменений таможенного законодательства

 

 С 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной  конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) до его  отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС. Таможенное регулирование в  Таможенном союзе осуществляется в  соответствии с таможенным законодательством  Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством  государств - членов Таможенного союза. На это указывает ФТС в Письме от 29.06.2010 N 01-11/31847. Кроме того, в Письме обращено внимание участников ВЭД на то, что ТК РФ подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС, а также некоторых новых понятий. Для наглядности изменения терминов и понятий, используемых в таможенном законодательстве, приведем в таблице.

Основные понятия, используемые в ТК 
РФ

Основные термины, используемые в  ТК 
ТС

Декларирование

Таможенное декларирование

Таможенная процедура, таможенный  
режим <*>

Таможенная процедура

 

Товары для личного пользования, 
доставляемые перевозчиком

Таможенное оформление <**>

Совершение таможенных операций

Принятие таможенной декларации

Регистрация таможенной декларации

Осмотр помещений и территорий

Таможенный осмотр помещений и 
территорий

Таможенная ревизия

Таможенная проверка

Лицо, ответственное за уплату  
таможенных пошлин, налогов

Плательщик таможенных пошлин, 
налогов


<*> Исключение: временное хранение  товаров в ТК ТС не является  таможенной процедурой.

Информация о работе Таможенный союз: новое в таможенном законодательстве