Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего, внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю. Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ…………............................................................7
1.1. Понятие и формы таможенного контроля.....................................................7
1.2. Правовая основа таможенного дела…………….........................................16
1.3. Структура и функции таможенных органов………………………………22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ .............................................................................................................32
2.1. Практика применения форм таможенного контроля..................................32
2.2.Анализ борьбы таможенных органов с правонарушениями в таможенном деле……………………………………………………………………………….79
ГЛАВА 3.ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ......... 86
3.1. Проблемы развития таможенных органов.................................................. 86
3.2. Направления совершенствования деятельности таможенных органов………………………………………………………………………...... 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................. 106
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 113

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Султанов.doc

— 686.50 Кб (Скачать файл)

 

[19].

Данные, представленные в табл.2.2. позволяют сделать вывод, что экспорт транспортного средства, начиная с 2006 по 2009 года, -  вырос в 32,4 раза (с 3,5 млн.  до 113,7 млн. долларов), с государствами-участниками СНГ – увеличился рост в 0,59 раз в указанный период с 27,9 млн. долларов до 45,9 млн. долларов.

За 2006 год Тюменской таможней перечислено в федеральный бюджет 80,5 миллиарда рублей, что составляет 101% от планового задания. В минувшем году в Тюменской таможне было оформлено 8 044 грузовых таможенных деклараций (6 470 экспортных ГТД, 1 574 импортных ГТД), что на 32.5% превышает объем декларирования аналогичного периода прошлого года. Совокупный товарооборот в зоне деятельности таможни за 2006 год вырос по сравнению с 2005 годом на 0.66% и достиг почти 7,3 миллиарда долларов. Импорт товаров за отчетный период по зоне деятельности Тюменской таможни возрос по сравнению с 2005 годом на 73.76% и составил 174, 83 млн. долларов США. В структуре импорта товаров в 2006 году главенствующее значение имеел ввоз транспортных средств и их части – 30.90% от стоимостного объема всего импорта (54,02 млн. долларов США). В основном импорт товаров приходится на автомобили легковые, ввозимые в основном из Узбекистана на сумму 48,05 млн. долларов США – (89%); автобусы, импортируемые из Китая и Чехии, на сумму 3,41 млн. долларов США (6%).[19]

Тюменская таможня приводит пример расчета ввезенного автомобиля в 2008 году и в 2009 году.

Автомобиль MERCEDES-BENZ E200 COMPRESSOR 
Объем двигателя - 1796 куб. см. Возраст машины - 6 лет

В 2008 году сумма уплаченных таможенных платежей за этот автомобиль составляла 2694 ЕВРО (1,5 ЕВРО за 1 куб. см);

В 2009 году сумма уплаченных таможенных платежей составит 6286 ЕВРО (3,5 ЕВРО за 1 куб. см).

За консультациями в Тюменскую таможню по ввозу в Россию автомобилей граждане обращаются  постоянно, но после проведения расчетов о  стоимости автомобиля пропадает желание купить его за границей.

Через тюменскую таможню оформляют автомобили для личного использования. В основном год выпуска транспортных средств 2003 - 2005, ввозят автомобили преимущественно из Германии, США, Объединенных Арабских Эмиратов и Белоруссии.

Жители Тюменской области предпочитают импортировать автомобили представительского класса марок Mercedes, BMW, Audi, Lexus, а также Mitsubishi и Ford. [20]

Многие люди предпочитают покупать себе автомобиль заграницей, считая, что это выгоднее и лучше. Возможно, это и так, но на пути перевозки автомобиля через границу существует много нюансов и особенностей, которые надо учитывать.

В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию РФ автомобилей (за исключением новых автомобилей) применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере:

- 0,85 евро за 1 см. куб. рабочего объема  двигателя, если его объем не превышает 2500 см. куб. включительно;

- 1,4 евро за 1 см. куб. рабочего объема  двигателя больше 2500 см. куб. [20]

В случае ввоза физическими лицами новых автомобилей иностранного производства взимается совокупный таможенный платеж. В случае ввоза физическими лицами новых российских автомобилей применяется единая ставка таможенных пошлин и налогов в размере 1 евро за 1 см. куб объема двигателя. Таможенные сборы за таможенное оформление составляют 0,1 % таможенной стоимости автомобиля. С 16.01.2000 г., после официального опубликования Постановления № 783, отменены льготы по уплате таможенных платежей для граждан, срок непрерывного пребывания которых за пределами Российской Федерации превышает 6 месяцев, членов экипажей морских и воздушных судов, дипкурьеров.[20]

В первом квартале  2010 года в Российскую Федерацию было ввезено 259084 легковых автомобиля (без учета временного ввоза). Это на 23 % меньше, чем в первом квартале 2009 года (336112) и на 12% меньше, чем во втором полугодии 2002 года (292864). Из них юридическими лицами ввезено 82689 транспортных средств, что составляет 32 % от общего числа ввезенных автомобилей, физическими лицами - 176395 автомобилей,  или 68 % от общего количества ввоза. [20]

За второе полугодие 2009 года ввоз  транспортных средств российского производства составил 3 %, иностранного 97 %. 
 Временно ввезенных - 292681 автомобиль, что на  9 % меньше, чем в первом  квартале 2010 года (320744).

Из общего количества автомобилей, ввезенных физическими лицами с уплатой таможенных пошлин  и налогов по единым ставкам на Северо-Западное таможенное управление (СЗТУ) пришлось 34%, на Дальневосточное таможенное управление (ДВТУ) - 31%, на Центральное таможенное управление (ЦТУ) - 22%.

В ДВТУ оформлено  94% транспортных средств, ввезенных физическими лицами с  уплатой совокупного таможенного платежа, в СЗТУ - 3%. Снижение объемов ввоза в Российскую Федерацию транспортных средств в во втором полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года объясняется повышением ставок таможенных пошлин и единых ставок на транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. [20]

Необходимые документы при оформлении ввоза транспортного средства на территорию РФ, которые необходимо предъявлять в  Тюменскую таможню:

- таможенная декларация о ввозе транспортного средства, заполненная в пункте пропуска на границе Российской Федерации с отметкой таможенного органа на границе;

- общегражданский паспорт и  другие документы, удостоверяющие  личность владельца или лица, производящего таможенное оформление по доверенности;

- заграничный паспорт, паспорт  моряка, удостоверение личности  военнослужащего и т.д. с отметками  пограничников;

- документы, подтверждающие статус  индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае наличия такого статуса);

- документы на ввезенное в  Российскую Федерацию транспортное  средство:

- технический паспорт старого  образца (для стран СНГ) с отметкой  о снятии с учета в ГИБДД;

- технический паспорт нового образца с отметками о прохождении российских таможен и указанием владельца автомобиля, а также с отметкой органов ГАИ о снятии с учета в стране приобретения;

- регистрационное удостоверение (для  подержанных автомобилей) или иной  документ, выданный в стране приобретения, с указанием владельца и технических данных транспортного средства;

- документы, подтверждающие право  собственности, законность владения, пользования транспортным средством:

- купчая с отметками пограничных  таможен;

- справка-счет, инвойс фирмы продавца, товарный чек с указанием торговой фирмы, магазина, фамилии и имени продавца;

- договор дарения, мены, купли-продажи (с отметками пограничных таможен), заверенный нотариально в стране  приобретения, дарения и т.д.;

- при перегоне автомобиля по странам Европы - международный перегоночный техпаспорт (мультивиза), являющийся гарантией того, что автомобиль приобретен законно и не стоит на учете в полиции как угнанный;

- при перегоне автомобиля в  Россию из стран Европы - договор  страхования;

- при перегоне автомобиля фирмами-перевозчиками - договор перевозки;

- доверенность направо перегона  транспортных средств, если автомобиль  ввозит не владелец.

- документы, подтверждающие накладные  расходы, понесенные покупателем:

- страховка за проезд по территории иностранного государства, в том числе по территории стран СНГ;

- справки о снятии с учета  в иностранной полиции и переоформлении  автомобиля;

- квитанции об уплате за оформление  автомобиля по территории иностранных  государств, на границе и т.д.;

- экспертная декларация иностранного  государства на оформление транспортного  средства в таможне;

- документы, подтверждающие техническое  состояние транспортного средства (акты экспертиз, заключение таможенной  лаборатории, судебно-медицинской экспертизы, автоэкспертного бюро, экспертного бюро Торгово-промышленной палаты и т.д.);

-в случае аварии автомобиля  в пути следования до российской  границы - акт технического осмотра  автомобиля из ГИБДД и сведения  о проведенном ремонте (справки  из полиции иностранного государства);

- в случае дорожно-транспортного  происшествия (ДТП) в пути следования  до российской границы - представление  соответствующего документа из  полиции иностранного государства.

Необходимо отметить, что ФТС РФ, приказом от 07.08.2009 N 1424 [], определила порядок декларирования обратно ввозимых на таможенную территорию РФ транспортных средств, ранее временно вывезенных и подвергшихся операциям по ремонту и другим операциям

Установлено, что при декларировании в качестве товара указанного транспортного средства, в отношении которого применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов применительно к порядку, установленному статьей 207 Таможенного кодекса РФ [4] в отношении взимания таможенных пошлин, налогов при ввозе продуктов переработки в соответствии с таможенным режимом переработки вне таможенной территории, в качестве таможенной декларации может применяться въездная/выездная декларация о транспортном средстве, форма которой утверждена Приказом ГТК РФ от 21.08.2003 N 916. [20]

Автотранспортные  средства -  это легковые  автомобили и  автобусы, оборудованные   кузовами   и   двигателями;   грузовые  автомобили, оборудованные  кабиной,  двигателем,   кузовом  или  имеющие   иное 
исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное  устройство, 
кузов-фургон, крановая  установка и  т.п.), на  которые таможенными  органами выдаются  паспорта транспортных  средств в  соответствии с законодательством Российской Федерации. [Приложение к распоряжению ФТС России от 28 июля 2006 г. N 257-р Регламент 
действий должностных лиц таможенных органов 
при обнаружении фактов незаконного перемещения 
автотранспортных средств через таможенную границу Российской Федерации]. Проблемы процедуры оформления транспортных средств, ввозимых в РФ и на территорию Тюменской области, в частности, сводятся к следующему.

В 2004 году Российский Конституционный суд постановил, что  покупатели подержанных машин не несут ответственности за то, что они приобрели машину, которая была ввезена с нарушениями таможенного законодательства или имеет, скажем, «перебитые номера». [26]

Судьи решили, что теперь любой покупатель подержанного автомобиля по умолчанию считается добросовестным покупателем. И он не должен страдать из-за того, что продавец утаил от него тот факт, что машина была ввезена в страну с нарушениями правил. «Таможенники должны доказать суду, что нынешний владелец автомобиля знал о том, что машина не была «растаможена». Только в этом случае транспортное средство может быть изъято у собственника и продано, чтобы покрыть неуплаченные пошлины», — решили в Конституционном суде. [26]

В Тюменской таможне в 2008 году было только два уголовных дела, в 2009 году уже пятнадцать. [20] Конечно, если брать по букве – это рост в семь раз. По мнению сотрудников Тюменской таможни, занимающейся пресечением таких преступлений, в дальнейшем, в будущем, скорее всего, ожидается спад. Данный рынок стабилизируется, основные нелегальные схемы перекрываются1.

Например, раньше большим успехом, по оценкам таможенников, у контрабандистов пользовалась схема, которую таможенники в практике назвали «автомобиль-невидимка». Машина честно пересекала границу России через пограничный переход, а дальше исчезала. По закону, покупатель должен был в определенный срок явиться во внутреннюю таможню в своем регионе для того, чтобы заплатить положенную пошлину (оформить ввоз автомобиля). Но никто никуда с машиной не являлся. Позже она продавалась на черном рынке, на нее  оформляли  нелегальные документы.

Сейчас по утверждению ФТС и Тюменской таможни, в этом направлении путь контрабандистам перекрыли. Людей, которые отправляются за рубеж покупать машину, просят на таможне вносить залог. Конечно, человек может поехать за автомобилем в дальние страны и без доклада,  не предупредив. Тогда покупателя остановят уже на обратном пути на границе, и заставят-таки внести залог. Потом, в процессе оформления машины, или разницу вернут, или попросят немного доплатить. В любом случае скрываться хитрецу не имеет смысла: залог тогда пропадет. В общем по России, по данным ФТС, за контрабанду автомобилей в 2009 году было возбуждено около пятисот уголовных дел. В 2008 году, для сравнения,  за этот же период было только около ста пятидесяти подобных уголовных дел.  Большинство контрабандных ввозов проявляется прямо на границе, однако надо уметь четко различать: есть чистая контрабанда, - когда машина провозится без документов, незаконно, и есть попытки уклонения от платежей, когда покупатель пытается законными и незаконными способами схитрить. [20] 

Уголовные дела возбуждаются, когда налицо попытка провести на крупную сумму  государство. Поэтому ответственность по УК РФ светит тем, кто решился  нелегально перегонять в Россию дорогие иномарки. За недорогие же автомобили (а к ним относятся как раз те подержанные семилетки, на которые сегодня пошлины сильно возросли) предусмотрены только административные санкции. В 2009 за серьезные нарушения (не простые  помарки и исправления в документах, а именно попытки серьезной контрабанды) было возбуждено около двух тысяч административных дел по данным ФТС.  

Впрочем, по большому счету, на каждой границе всегда можно найти выход из ситуации и обойти требования таможенного законодательства, через которую пролезет не только чемодан, но и автомобиль. Проблема будет в другом – как поставить эту машину на учет. Иначе она уедет не дальше первого поста ГИБДД.

Информация о работе Таможенный контроль товаров и транспортных средств: современное состояние и тенденции развития