Таможенный досмотр в России: исторический опыт и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

При выполнении данной работы я поставила перед собой цель - проанализировать теоретические и практические аспекты таможенного контроля, а именно одну из его форм – таможенный досмотр товаров и транспортных средств.
Для достижения данной цели я определила задачи, которые помогут раскрыть правовые и теоретические особенности таможенного досмотра:
Исследовать этапы исторического развития таможенного досмотра;
Определить место и средства проведения таможенного досмотра;
Установить порядок проведения таможенного досмотра;
Определить особенности проведения таможенного досмотра;
Проанализировать роль таможенного досмотра в общей системе таможенной политики и таможенного дела.

Содержание

Введение. 3
2.Основная часть 9
2.1 Исторический опыт таможенного досмотра. 9
2.2 Таможенный досмотр в настоящее время. 23
2.3 Технические средства таможенного контроля. 31
Заключение. 34
Список литературы и источников. 36

Вложенные файлы: 1 файл

Там.досмотр.docx

— 73.59 Кб (Скачать файл)

 

Проведя сравнительный анализ, мы видим изменения в таможенной системе и изменения в структуре таможенного досмотра. Появились новые правовые документы Таможенные Кодексы. На протяжении всего  Советского государства была политика промышленного протекционизма. В результате смены политики ликвидировались внутренние таможни.Усилилось влияние государства на внешнюю торговлю.Внешняя торговля и таможенная система были монополией государства.Контрабанда рассматривалась исключительно как нарушение монополии. Для того чтобы заниматься внешней торговлей, необходимо было получить лицензию на право вывоза и ввоза товаров. В таможнях усилился досмотровый аппарат, появился новый документ - досмотровая роспись, свидетельствующий о прохождении досмотра, в котором был более подробный отчет о товарах и их досмотре. Данные изменения помогали в регулировании таможенного контроля и пресечении контрабанд.

2.2 Таможенный досмотр в настоящее время.

Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации 17.

Таможенный контроль распространяется на широкий круг лиц. Рассмотрим субъекты таможенного контроля.

Мы видим, что субъектами являются таможенные органы, они непосредственно выполняют и регулируют  таможенный контроль. Также таможенный контроль распространяется на тот круг людей, которые самостоятельно перемещают товар, или на людей, доверенным в перемещении товара. И последние, кто входит в субъекты таможенного контроля – это люди, которые помогают в проведении контроля: эксперты, проводящие экспертизы; специалисты в различных областях; понятые и медицинские работники.

Принципами таможенного  контроля являются:

«Принцип законности: «Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенном контролю в порядке и на условиях,  которые предусмотрены настоящим Кодексом» (ч. 2 ст. 14 ТК РФ)». Это значит, что при таможенном контроле все субъекты правоотношений неукоснительно соблюдают требования таможенного контроля. Все таможенные органы и должностное лица не могут самостоятельно устанавливать ограничения или требования по отношению товаров или субъектов, подлежащих таможенному контролю.

 Принцип минимальной необходимости требований таможенных  органов (ч. 3 ст. 14 ТК РФ). Требования, предъявляемые при осуществлении таможенного контроля, не могут быть препятствием во внешнеторговых процессах и в процедуре перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Требования не должны осуществлять деятельность в области таможенного дела в большей степени, чем это необходимо для соблюдения актов таможенного законодательства.

Принцип выборочности (ч. 1 ст. 358 ТК РФ) означает, что таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Должностное лицо таможенного органа вправе выбрать,  в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что физические и юридические лица могут не исполнять требования, установленные нормативными актами.

Принцип оперативности (ст. 359 ТК РФ) выражается в сравнительно коротких сроках для производства форм таможенного контроля. Как  правило, проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству  и стоимости товаров должны быть  завершены  не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.

Принцип сотрудничества с таможенными органами иностранных  государств (ч. 5 ст. 358 ТК РФ) предполагает взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний  подконтрольных субъектов, заключения с ними соглашений о взаимной помощи,  информированию и консультированию по отдельным проблемам.

Принцип гуманности (ст. 365 ТК РФ) заключается в недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного  контроля перевозчику, декларанту,  их представителям, владельцам складов временного  хранения, владельцам  таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Если же неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля были причинены убытки, они подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Принцип управления рисками (ч. 2 ст. 358 ТК РФ) основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства»18

Таможенное оформление и  таможенный контроль входят в деятельность отделов таможен и постов. Для  данной процедуры отводятся специальные места, в которых находится отправитель, либо получатель товаров, либо их структурные подразделения. По просьбам заинтересованных лиц данное правило имеет свои исключения, но только с согласием таможенных органов. Или же отступления от правил может быть связано с категорией товаров, необходимых к досмотру. Решение о предварительном досмотре применяется после письменного обращения заинтересованного лица к таможенным органам19.

Таможенный досмотр товаров  и транспортных средства является одной  из форм таможенного контроля. Согласно Таможенному Кодексу Таможенного  Союза «таможенный досмотр - действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами»20.

Целями таможенного досмотра являются: установление соответствия в ходе проверки товаров со сделанным объявлением о товарах в таможенной декларации; определение соответствующих норм, установленных в специальных регламентирующих списках.

«Основными задачами таможенного досмотра являются: установление законности перемещения через границу товаров и транспортных средств; обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением соответствующих положений, и предотвращение их незаконного перемещения; выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов; определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества, качества»21.

Таможенный досмотр товаров  проводится после принятия таможенной декларации на товары. «Исключения составляют случаи:

  • Проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.
  • Проведения таможенного досмотра в целях поверки информации о нарушении таможенного законодательства.
  • Проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки»22.

«Уполномоченное должностное лицо таможенного органа, приняв решение о проведении таможенного досмотра, уведомляет об этом декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, если оно известно. При таможенном досмотре товаров и транспортных средств могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа обязаны присутствовать указанные лица либо их представители.

 «Таможенным законодательством установлена категория лиц, пользующаяся льготами при проведении таможенного контроля. В соответствии со статьей 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента Российской Федерации, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей»23. Однако, если все-таки таможенный служащий будет настаивать на досмотре багажа или товаров, принадлежавших данной категории лиц, то он обязан обратиться с разрешением на досмотр к начальнику таможенной службы. И только после письменного разрешения осуществляется досмотр.

После заполнения  декларации таможенные органы осуществляют досмотр  товаров, проверяют наличие на товарных грузах или их упаковке специальных отличительных марок или печатей, идентификационных знаков, штрих кодов  или других способов обозначения товаров, которые используются для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, установленных в соответствии с законодательными актами. При отсутствии на товарах специальных марок, штампов и идентификационных знаков делают заключение такого факта, как ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации без производства таможенного оформления и выпуска товаров.

Таким образом, таможенный досмотр, как одна из форм таможенного контроля, на практике является наиболее известной. Данная форма состоит из двух этапов: заполнение декларации, затем непосредственная проверка товаров и транспортных средств. Данная процедура имеет свои формальности: место проведения, способ проведения, правила регламентирующие досмотр, которые не должны нарушать права людей, провозящих данный товар.

Каждый день через границу  проходят большие партии товарооборота, и такая форма проверки товаров является наиболее эффективной, так как таможенные органы проверяют, вскрывают груз, просматривают, самостоятельно выявляют нарушения. Но для сокращения продолжительности процедуры и большей эффективности досмотра применяют новые, более механизированные средства проверки и поиска товаров и транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Технические средства таможенного контроля.

Таможенное дело и таможенная система постоянно совершенствуются, принимает новые законы и правила в деятельности таможенных органов. С развитием уровня техники и знаний, все большую роль играют технические средства в таможенном деле, а именно в таможенном контроле.

Технические средства таможенного контроля – это комплекс специальных видов приборов и инструментов, применяемых таможенными органами в процессе документального и фактического таможенного контроля объектов, перемещаемых через таможенную границу, с целью проверки подлинности и достоверности декларирующих их документов, установления соответствия содержимого контролируемых объектов представленным на них сведениям, а также выявления в этих объектах предметов таможенных правонарушений.

Согласно статье 388 ТК РФ технические средства таможенного контроля должны быть безопасными и не должны угрожать жизни людей.

Дугина Г.А. , Казуров  Б.К., Кошелев В.Е. в своей работе24 все технические средства делят на 7 классов.

К первому классу технических  средств относятся средства, предназначенные для проверки и диагностики документов, которые предоставляются для оформления перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Главная цель таких технических средств – это выявление частичной или полной подделки – различные дописки, допечатка текста, замена фотографий и листов многостраничных документов, подделка печатей, штампов, подписей, реквизитов. Замена или вклейка отельных фрагментов документов.

Второй класс составляют технические средства, которые необходимы для дистанционной оперативно-технической инспекции различных категорий товаров и объектов таможенного контроля. При такой проверке применяется чаще интроскопия25  крупных и мелких объектов. К таким техническим средствам относятся досмотровая рентгеновская техника, инспекционно-досмотровые комплексы. С помощью данных комплексов производится дистанционный контроль объемов и количеств отдельных видов товаров, а также дистанционное выявление таможенных правонарушений среди проверяемых объектов.

К третьему классу относятся технические средства, которые предназначены для проведения таможенного поиска и досмотра оперативно-технического действия в труднодоступных местах товаров. К ним относятся: досмотровые щипцы, фонари, зеркала, эндоскопы, телевизионные системы, Аппаратура подповерхностного зондирования (радиолокация). Данные средства локализируют тайники и сокрытия, применяют специальные контрольные метки, а также отбирают пробы обследуемых товаров.

Четвертый класс составляют такие технические средства таможенного контроля, которые обеспечивают проведение оперативной диагностики потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов таможенного контроля; а также оперативной классификации товаров с целью их отнесения к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД.

К пятому классу технических  средств относятся средства, используемые для таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров и объектов, включая наложение на них и на соответствующие таможенные документы атрибутов (средств) таможенного обеспечения.

Шестой класс технических  средств составляют средства, применяемые для оперативного визуального наблюдения за поведением лиц, находящихся в таможенной зоне. Эта такие средства как компьютерные системы, камеры видеонаблюдения.

Седьмой класс технических средств таможенного контроля включает в себя средства, которые предоставляют получение информации, перемещаемой через границу на различных носителях. Благодаря им можно узнать материалы, которые запрещены к перемещению, и тем самым выявить нарушения.

Вывод: Технические средства таможенного контроля играют значительную роль, поскольку именно они чаще всего выявляют нарушения, скрытые товары. Применение технических средств помогает сократить продолжительность процедуры проведения таможенного контроля.  «Деятельность таможенных органов России, направленная на повышение качества предоставления услуг и сокращение издержек участников ВЭД, позволила сократить время на выполнение таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска до 18,3 минут (плановое значение – 19 минут)»26.

Информация о работе Таможенный досмотр в России: исторический опыт и современность