Таможенные правоотношения и нормы таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:45, реферат

Краткое описание

В процессе перемещения товаров через таможенную границу возникают многообразные общественные отношения при реализации политической, международной, экономической, хозяйственной деятельности, что требует соответствующей организации взаимодействия участников таких отношений. В противном случае могут возникнуть конфликты из-за несовпадений интересов их участников. Указанные и другие общественные отношения находят свое выражение через правовые отношения, которые выступают в качестве юридической формы взаимодействия участников общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоотношения2.docx

— 28.16 Кб (Скачать файл)

По степени  определенности в таможенном праве  преобладают абсолютно-определенные нормы.

Относительно-определенные нормы в силу публично-правового  характера таможенного права  практически не используются в регулировании  правоотношений.

В таможенном праве бланкетные нормы, т.е. нормы  прямо не содержащие конкретного  правила поведения, не находят такого широкого распространения, как, например, в уголовном или административном праве. Тем не менее они используются для регулирования определенных правоотношений, предусматривая наличие  других норм, содержащихся в иных нормативных  правовых актах. Так, Таможенный кодекс таможенного союза содержит нормы о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через границу, не раскрывая их содержания. Чтобы убедиться в наличии таких запретов и ограничений следует обратиться к соответствующему законодательству, регулирующему, например, оборот наркотических и психотропных препаратов, оружия и т.д.

При этом необходимо отметить, что система  таможенного законодательства представляет собой совокупность нормативных  правовых актов (законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений  Правительства Российской Федерации  и др.), содержащих нормы права, регулирующие отношения при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и, соответственно порядок, осуществления таможенного  контроля. Таким образом, таможенное законодательство служит внешней формой существования правовых норм, имея свою внутреннюю организацию. В основе системы таможенного законодательства находится нормативный акт или  его часть, возможно статья.

Таможенный  кодекс таможенного союза рассматривает систему таможенного законодательства в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов различной формы и места издающего их органа среди нормотворческих органов. Таможенный кодекс таможенного союза и другие федеральные законы образуют таможенное законодательство. Иные нормативные акты, содержащие нормы таможенного права, образуют самостоятельную группу нормативных правовых актов, нормы которых могут регулировать таможенные отношения.

В круг таких  нормативных правовых актов могут  входить указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить  Таможенному кодексу таможенного союза и иным законам.

На основании  и во исполнение норм Таможенного  кодекса таможенного союза и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы таможенного права.

В случаях, предусмотренных таможенным законодательством, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  и Министерство финансов Российской Федерации вправе издавать нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с порядком перемещения товаров  и транспортных средств через таможенную границу, организацией и осуществлением таможенного контроля, а так же уплатой таможенных платежей.

Выделяя группу нормативных правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, следует руководствоваться  положениями Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти», в  соответствии с которыми правовое регулирование  в установленной сфере деятельности осуществляется федеральными министерствами.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации могут  издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, уплаты таможенных платежей в случаях, предусмотренных актами таможенного  законодательства, т.е. на основании  Таможенного кодекса таможенного союза и иных законов, иными правовыми актами Российской Федерации.

Компетенция Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  по правовому регулированию в  таможенной сфере определена в постановлении  Правительства Российской Федерации  от 27.08.2004 № 443 «Об утверждении Положения  о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации»: установление порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства; формы и порядок выдачи разрешения таможенного органа на совершение таможенных операций и т.д.

Министерство  финансов Российской Федерации осуществляет нормативное регулирование по вопросам, определенным постановлением Правительства  Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации»: издание актов, предусматривающих  случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором  страхования; о форме акта о результатах  совместной выверки расходования денежных средств плательщика, внесенных  на счет таможенного органа и т.д.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации  «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  образована Федеральная таможенная служба, правовой статус которой определен  постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 «О Федеральной  таможенной службе». Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной  сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями  Правительства Российской Федерации.

Список использованной литературы:

  1. Таможенный кодекс таможенного союза от 27 ноября 2009 № 17.
  2. Андриашин Х.А, Свинухов В.Г., Балакин В.В. Таможенное право: Учеб. - М: Магистр, 2010. – 372 с.
  3. Основы государства и права: Учебное пособие / И.А. Андреева, С.П. Бузынова, К.С. Бельский и др.; Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрист, 2003. – 296с.
  4. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. Б. Н. Габричидзе, - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2004. – 520с.
  5. http://www.customs.ru 

 


Информация о работе Таможенные правоотношения и нормы таможенного права