Таможенные платежи: теоретические правовые основы, организация контроля за их уплатой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию обеспечения уплаты таможенных платежей на основе исследования обеспечения уплаты таможенных платежей как института таможенного законодательства.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
определить место таможенных платежей в доходах федерального бюджета;
исследовать основания возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, а также порядок ее исполнения в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации;
определить значение обеспечения уплаты таможенных платежей;
-исследовать организационно-правовые основы института обеспечения уплаты таможенных платежей;

Содержание

Введение
Глава 1. Таможенные платежи: теоретические правовые основы, организация контроля за их уплатой
1.1 Место таможенных платежей в доходах федерального бюджета
1.2 Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей
1.3 Особенности исполнения обязанности по уплате таможенных платежей
Глава 2. Контроль таможенных платежей в системе управления таможенными рисками
Глава 3. Обеспечение уплаты таможенных платежей как институт таможенного права
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

пер.docx

— 75.91 Кб (Скачать файл)

Статьей 126 Таможенного кодекса  РФ определены две категории лиц, которые могут выступать в  таможенных правоотношениях в качестве декларанта (рис. 1.2)

Декларант

 

При перемещении товаров  в соответствии с внешнеэкономической  сделкой

При перемещении товаров  без заключения сделки

 

Лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на таможенной территории РФ в соответствии с гражданским  законодательством РФ

 

3. Российское лицо,

по поручению которого заключена внешнеэкономическая  сделка

 

К первой категории лиц  относятся уполномоченные выступать  в качестве декларанта.

Ко второй категории лиц  относятся любые иные лица, правомочные  в соответствии с гражданским  законодательством Российской Федерации  распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.

Среди субъектов внешнеэкономических  отношений в отдельную группу выделяют лиц не являющихся непосредственными  участниками

правоотношений по уплате таможенных платежей. - это заинтересованные лица. В соответствии со ст. 11 ТК РФ заинтересованные лица - это лица, интересы которых  затрагиваются решениями, действиями либо бездействием таможенных органов  в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.

Таможенный кодекс четко  определяет момент возникновения обязанности  по уплате таможенных платежей:

При ввозе: с момента пересечения  таможенной границы 

При вывозе: с момента  подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ

Для определения момент прекращения  обязанности по уплате таможенных платежей Таможенный кодекс «призывает» воспользоваться  нормами налогового законодательства.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

с уплатой налога и (или) сбора  налогоплательщиком или плательщиков сбора;

с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах  и сборах связывает прекращение  обязанности по уплате данного налога и сбора;

со смертью налогоплательщика  или с признанием его умершим  в порядке, установленном гражданским  законодательством РФ;

с ликвидацией организации-налогоплательщика  после проведения ликвидационной комиссией  всех расчетов с бюджетами (внебюджетными  фондами).

Таможенные правоотношения имеют здесь одну особенность. В  некоторых таможенных процедурах обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов  приостанавливается. Например, при  помещении товара под таможенный режим временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов обязанность по уплате таможенных платежей приостанавливается на срок временного ввоза.

Таким образом, можно сделать  вывод, что определение момента  возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, момента прекращения  обязанности, а также лиц, ответственных  за уплату таможенных платежей является одним из основных условий соблюдения таможенного законодательства.

1.3 Особенности исполнения  обязанности по уплате таможенных  платежей

В соответствии с действующим  таможенным законодательством обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов  считается исполненной с учетом следующих особенностей:

а) с момента списания денежных средств со счета плательщика  в банке;

б) с момента внесения наличных денежных средств в кассу  таможенного органа;

в) с момента зачета в  счет уплаты таможенных пошлин, налогов, излишне уплаченных или излишне  взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также таможенных пошлин, налогов, которые подлежат возврату. Такой  зачет может производиться по желания и инициативе плательщика. В этом случае моментом исполнения обязательства будет момент принятия заявления о зачете;

г) с момента зачета в  счет уплаты таможенных пошлин, налогов  авансовых платежей или денежного  залог. Или с момента получения  таможенным органом распоряжения о  зачете;

д) с момента зачета в  счет уплаты таможенных пошлин, налогов  денежных средств, уплаченных банком в  соответствии с банковской гарантией, а также поручителем по договору поручительства;

е) с момента обращения  взыскания на товары, в отношении  которых не уплачены таможенные платежи.

Обстоятельствами, с которыми законодательство о налогах и  сборах связывает прекращение обязанности  по уплате таможенных пошлин, налогов, например, могут являться отмена налога или сбора (п.5 ст.З Налогового кодекса  РФ), введение в установленном порядке  льготы, освобождающей от уплаты налога или сбора (ст. 56 Налогового кодекса  РФ), имеющих обратную силу, и др.

Здесь необходимо сказать  о тех случаях, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются если:

-товары не облагаются  таможенными пошлинами, налогами;

в отношении товаров предоставлено  полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения;

общая таможенная стоимость  товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течении одной недели в  адрес одного получателя, не превышает 5 тыс. рублей;

до выпуска товаров  для свободного обращения иностранные  товары оказались уничтожены или  безвозвратно потерянными вследствие аварии или действия непреодолимой  силы;

-товары обращаются в  федеральную собственность.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при проведении зачета излишне уплаченных и излишне  взысканных таможенных пошлин, налогов, а также таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, по инициативе плательщика  может считаться исполненной  с момента принятия заявления  о зачете только в том случае, если таможенный орган в установленном  порядке рассмотрел заявление о  зачете, подтвердил наличие факта  излишней уплаты, излишнего взыскания  или оснований для возврата и  принял решение о возможности  проведения такого зачета. Обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов  при проведении зачета денежного  залога по инициативе плательщика может  считаться исполненной с момента  получения распоряжения о зачете только в том случае, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, исполнены.

Днем зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов излишне  уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, авансовых платежей или денежного  залога является день принятия таможенным органом решения о проведении такого зачета. Днем зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов денежных средств, уплаченных банком в соответствии с банковской гарантией, а также поручителем в соответствии с договором поручительства является день поступления денежных средств на счет таможенного органа.

Важность определения  момента исполнения обязанности  по уплате таможенных платежей состоит  в том, чтобы исключить повторное  взыскание с плательщика не поступивших  в бюджет налогов. Таможенные органы не вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы таможенных платежей, списанных с расчетных счетов плательщиков на основании платежных  поручений с отметкой банка или  другой кредитной организации об исполнении указанных поручений.

Для подтверждения надлежащего  исполнения плательщиками обязанности  по уплате таможенных платежей таможенные органы вправе требовать выписку  банка или другой кредитной организации  об осуществленных операциях по расчетным  счетам плательщика.

Следовательно, при предоставлении в таможенный орган платежного поручения  с отметкой банка или другой кредитной  организации об исполнении указанного поручения и выписки банка  об осуществленных операциях обязанность  по уплате таможенных платежей считается  исполненной в части соблюдения сроков уплаты налогов. При этом в  случае непоступления денежных средств  на счет таможенного органа пени за несвоевременную уплату таможенных платежей не начисляются.

Вместе с тем таможенные органы не производят таможенное оформление товаров до фактического поступления  сумм таможенных платежей на счета  таможенных органов. В соответствии со ст. 132 Таможенного кодекса факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации. Таким образом, представление платежных документов при подаче таможенной декларации не является обязательным. Вместе с тем, таможенное оформление начнется только при условии внесения на счет таможенного  органа денежных средств в размере  таможенной пошлины, налога.

Глава 2. Контроль таможенных платежей в системе управления таможенными  рисками

В настоящее время широкое  распространение приобретает работа таможенной службы над повышением эффективности  таможенного контроля на основе системы  анализа и управления таможенными  рисками. Необходимость контроля за соблюдением таможенного законодательства в части уплаты и взимания таможенных платежей также обуславливает внедрение  и развитие системы управления рисками  в этой области.

Целью системы управления рисками является создание современной  системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочное, основанного на оптимальном  распределении ресурсов таможенной службы Российской Федерации на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

имеющих устойчивый характер;

связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов  в значительных размерах;

подрывающих конкурентоспособность  отечественных товаропроизводителей;

затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение  соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Под риском понимается вероятность  несоблюдения таможенного законодательства. В нашем случае под риском следует  понимать вероятность неуплаты, неполной либо несвоевременной уплаты таможенных платежей.

Под анализом риска понимается систематическое использование  имеющейся у таможенных органов  информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных  последствий несоблюдения таможенного  законодательства Российской Федерации. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный. Выявленный риск является фактом, т.е. известным  риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло  и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск который не проявил  себя, но условия для его возникновения  существуют.

Новая редакция Таможенного  кодекса в части порядка обеспечения  уплаты таможенных платежей имеет все  предпосылки для анализа существующих рисков. Все случаи, при которых  предоставляется обеспечение уплаты таможенных платежей, можно рассматривать  как потенциальные случаи возможной  неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Например, при перевозке  иностранных товаров есть вероятность  недоставки товара в таможенный орган  назначения, поэтому при перевозке  иностранного товара необходимо предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей.

Уплата таможенных платежей является одним из важнейших условий  помещения товаров и транспортных средств под тот или иной таможенный режим. Поэтому, для соблюдения таможенного  законодательства в целом, и таможенного  законодательства в части уплаты таможенных платежей законодатель ввел такой институт таможенного права  как обеспечение уплаты таможенных платежей.

Глава 3. Обеспечение уплаты таможенных платежей как институт таможенного  права

Обеспечение уплаты таможенных платежей - важная гарантия исполнения обязанностей, установленных Таможенным кодексом РФ. В соответствии со ст. 17 ТК РФ таможенные органы вправе требовать  от лиц предоставления гарантий надлежащего  исполнения обязанностей, установленных  ТК РФ, в том числе в виде обеспечения  уплаты таможенных платежей. И поскольку, фискальная функция таможенных органов  достаточно велика, институт обеспечения  уплаты таможенных платежей используется весьма активно.

Вопросы обеспечения исполнения налоговых обязанностей в финансово-правовой науке находятся в начальной  стадии. Об этом свидетельствует отсутствие в юридической литературе специальных  тематических разработок. Еще менее  исследованными являются вопросы обеспечения  уплаты таможенных платежей.

Обеспечение обязательств, как институт гражданского права, регулируется нормами Гражданского законодательства РФ. Обеспечение обязательств по уплате таможенных платежей перед таможенными  органами (как третьими лицами) предполагает применение предусмотренных гражданским  законодательством РФ способов обеспечения  исполнения таких обязательств (например, залог, банковская гарантия) с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.

С точки зрения гражданского права способы обеспечения исполнения обязательств - это предусмотренные  законом или договором дополнительные меры воздействия на должника, обязанного совершить в пользу кредитора  определенные действия: уплатить деньги, передать имущество, выполнить работу, оказать услугу. Однако воздействие  на должника - это не единственная функция  мер, обеспечивающих исполнение обязательств. В ряде случаев использование  этих мер служит удовлетворению интересов  кредитора при неисполнении или  ненадлежащем исполнении должником  обязательств. В ряде случаев использование  этих мер служит удовлетворению интересов  кредитора при неисполнении или  ненадлежащем исполнении должником  обязательств.

С точки зрения таможенного  права обеспечение уплаты таможенных платежей представляет собой совокупность мер имущественного характера, побуждающих  участников таможенных правоотношений (в специально предусмотренных таможенным законодательством случаях) к исполнению обязанностей по уплате пошлин и налогов.

Информация о работе Таможенные платежи: теоретические правовые основы, организация контроля за их уплатой