Таможенные информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 20:23, курсовая работа

Краткое описание

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 409.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Меняющиеся условия развития мировой торговли начала XXI века ведут к созданию современных систем управления и технологий регулирования внешнеэкономической деятельности. Современные подходы к регулированию внешней торговли определяют принципы деятельности таможенных служб мира на ближайшие годы. К ним, в частности, относятся: применение информационных технологий таможенного декларирования и контроля; развитие  внешней и внутренней информационно-таможенных сред и обмена информацией в них; моделирование таможенных процессов; развитие новых взаимоотношений между таможенной системой и участниками внешнеэкономической деятельности.

Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Основным направлением развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками.

Задачи курсовой работы:

  • определить роль информационных таможенных технологий;
  • изучить  единую автоматизированную информационную систему;
  • рассмотреть инновации в таможенных системах;
  • изучить возможности логистического подхода к деятельности таможенных органов;
  • изучить особенности применения таможенных технологий в рамках единого экономического пространства.

 

 

 

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТАМОЖЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Появление информационных технологий, связанных с новыми моделями внешнеэкономической корпоративной деятельности, обусловило коренные изменения в характере деятельности таможенной службы, потребовало совершенствования таможенно-логистических, таможенно-расчетных операций, системы управления рисками, которые стали бы реально действующим современным инструментом государственного регулирования внешней торговли.

Для таможенной системы наступил период освоения новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватного реагирования на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, применения информационного обеспечения принятия таможенных решений.

Трудно переоценить роль информационных технологий в любой сфере государственной деятельности, но в таможенном деле это особенно очевидно. Необходимо отметить, что таможенная служба на сегодня - один из немногих органов в государственной власти, где применение информационных технологий является приоритетной задачей.

Таможенная информационная система по своему составу напоминает предприятие по переработке данных и производству выходной информации. Как и в любом производственном процессе, в таможенной информационной системе присутствует технология преобразования исходных данных в результатную информацию. Таможенная информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, обновлением и преобразованием, большим числом логических операций и математических расчетов для получения многих видов результатной информации. Получатель таможенной информации оценивает ее в зависимости от того, для какой задачи информация будет использована. Поэтому информация имеет свойство относительности.  В условиях роста объемов внешней торговли и возрастающей нагрузки на таможенные органы применение информационных систем и технологий приобретает все большее значение для таможенного дела.

Использование информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов позволяет решать много задач, связанных с эффективным осуществлением таможенного администрирования. Среди таких задач можно выделить следующие:

  • упрощение и ускорение выполнения таможенных операций по таможенному контролю, в том числе за счет использования электронной формы декларирования, внедрения экспериментальных технологий таможенного оформления;
  • использование системы управления рисками; накопление информации об участниках внешнеэкономической деятельности и иных лицах;
  • оперативное осуществление информационного обмена с заинтересованными лицами.

Современная таможня переходит от контроля исключительно за перемещением через таможенную границу преимущественно к контролю, основанному на аудите. Управление рисками становится ключевым элементом в достижении поставленных таможней целей и неотъемлемой частью таможенного контроля. Таможня производит самооценку результатов с целью поддержания своего уровня эффективности и производительности. Таможня и торговля сотрудничают. Национальные таможни сотрудничают в рамках концепции “бесшовного потока информации”. Широкое развитие получает электронная торговля, информатизация таможни, электронное декларирование.

Инновационные таможенные технологии - это не качественно новые технологии, но технологии улучшенного качества, в полном объеме вбирающие все элементы современных мировых достижений в таможенной сфере. Концепция инновационности для белорусской таможни допускает одновременность разрешения назревших проблем и достижение таможенной службой республики своей конечной цели – опережение темпов поступлений в бюджет по сравнению с ростом внешнеторгового оборота. Концепция инновационности позволяет выбирать новое, сохраняя лучшее.

Многие страны мирового сообщества решают задачу инновационности таможенных технологий в рамках Совета Таможенного Сотрудничества/Всемирной таможенной организации. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции об СТС/ВТО 16 декабря 1993 года и стала полноправным членом Всемирной таможенной организации - международной межправительственной организации, ныне объединяющей 262 государства и отдельные таможенные территории. Из многочисленных рекомендаций этой организации в настоящее время для таможни Беларуси важны те, что направлены, в первую очередь, на инновации. Это такие рекомендации, как необходимость для национальных таможенных органов: точного определения своих целей и средств их достижения; широкого использования информационных технологий, включая переход к представлению таможенной документации на электронных носителях; отделения сбора таможенной статистики от выпуска товаров; введения выборочного контроля на основе технологий анализа и управления таможенными рисками. Одним из важнейших документов, разработанных под эгидой ВТО/СТС, является Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), принятая 18 мая 1973 года (новая редакция в 1999 г., вступила в силу в феврале 2006 г.). Киотская конвенция – это своего рода международный таможенный кодекс. В рекомендованных Киотской Конвенцией стандартах существенное место отведено процедуре выборочного таможенного контроля. Такая выборочность, как подчеркнуто в Конвенции (Генеральное приложение, Глава 6), возможна на основе применения современных методов анализа и управления рисками. Это в корне меняет не только практику, но и философию контроля. Такой контроль не может быть тотальным. Анализ рисков означает разработку и применение современных технологий таможенного контроля путем выборочного контроля товаров и транспортных средств. Основные составляющие системы: получение и подготовка информации для целей выборочного контроля, непосредственное его проведение на основе профилей риска, оценка полученных результатов и совершенствование системы, исходя из поставленных задач эффективного учета, полноты сбора таможенных платежей. При этом таможенные процедуры не являются и не воспринимаются как барьер для торговли, инвестирования, конкуренции. В республике внедрение инновационных таможенных технологий осуществляется в рамках «Концепции системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь», утвержденной Приказом ГТК РБ в июне 2004 года. Основные принципы и правила применения Системы содержит и новая редакция белорусского Таможенного кодекса.

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЕДИНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) представляет собой автоматизированную систему управления процессами таможенной деятельности. ЕАИС является одним из компонентов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов и представляет собой совокупность информационных, программных, информационно-вычислительных, центральных и региональных баз данных,

информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем и сетей.

Она предназначена для комплексной автоматизации деятельности таможенных органов всех уровней и информационное взаимодействие между

собой и с внешними объектами. Для автоматизации деятельности таможенных органов в целом важнейшими исходными  параметрами являются характеристики потоков информации, их объемы, временные критерии обработки и передачи информации, расположение и организация связи между таможенными объектами, определяющая сложность многоуровневых элементов в общей структуре таможенных органов. В целом ЕАИС характеризуется [1, с. 56]:

  • территориальной распределенностью;
  • иерархической структурой управления;
  • централизованным методологическим  управлением в части применения  информационных таможенных технологий;
  • существованием средств передачи  информации и обеспечивающих  их комплекса организационного, информационного и программно-аппаратного  обеспечения;
  • наличием ведомственной электронной  почты на базе использования  почтовых систем Novell Group Wise, Microsoft Exchange и Outlook;
  • наличием телекоммуникационной  инфраструктуры на базе использования выделенных каналов связи и коммутируемых линий телефонной сети общего пользования, с использованием различных протоколов передачи данных.

ЕАИС состоит из 5 основных подсистем:

  • автоматизированная подсистема таможенного оформления;
  • таможенная административно-правовая подсистема;
  • таможенная подсистема информационной безопасности;
  • таможенная внешняя информационная подсистема;
  • таможенная телекоммуникационная подсистема.

Автоматизированная подсистема таможенного оформления охватывает непосредственно деятельность таможенных органов в двух основных направлениях - торгового и неторгового оборота, решая задачи автоматизации процессов:

  • учета и контроля транзитного перемещения грузов по территории страны;
  • учета и контроля нахождения товаров на лицензионных и таможенных складах;
  • учета и контроля обратного ввоза-вывоза имущества инофирм, представительств и выставок;
  • учета и контроля почтовых отправлений;
  • учета и контроля несопровождаемого багажа;
  • обработки данных коммерческих дополнений (электронный обмен информацией с участниками внешнеэкономической деятельности).

Таможенная административно-правовая подсистема обеспечивает управление таможенными органами на всех уровнях, контроль и соблюдение законности при автоматизированного таможенного оформления. Основными задачами подсистемы является автоматизация процессов:

  • борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
  • тарифного регулирования и управления;
  • экспортно-импортного контроля;
  • антидемпингового и антимонопольного контроля;
  • финансово-валютного контроля;
  • кадровой службы;
  • статистической службы.

Таможенная подсистема информационной безопасности обеспечивает контроль и оперативное управление функционированием системы в целом ее основными задачами являются:

  • обеспечение безопасности ЕАИС;
  • разделение уровня привилегий и доступа к системе;
  • доступ к системе по паролю;
  • контроль доступа к системе;
  • контроль логического состояния системы;
  • контроль и управление целостностью системы;
  • статистика работы системы.

Таможенная внешняя информационная подсистема обеспечивает обмен необходимой информацией с другими организациями, иностранными государствами и межгосударственными организациями.

Таможенная телекоммуникационная подсистема является базовой транспортной системой и контролирует маршрутизацию и работу запросов (получение в глобальной сети в он-лайн режиме и передачу сообщений в офф-лайн режиме электронной почты. Подсистема обеспечивает:

Информация о работе Таможенные информационные системы