Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах – участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4–6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенно тар диплом.docx

— 86.25 Кб (Скачать файл)

 

Снижая или обнуляя  ставки вывозных таможенных пошлин, государства  снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются  необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения  мировых цен и снижения внутреннего  спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в  отношении основных экспортных статей.

 

Аргентина. В целях поддержки  сельскохозяйственных предприятий  принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.

 

Индия. Экспортная пошлина  на железную руду снижена до 5%, а  на железнорудную мелочь отменена.

 

Китай. С целью укрепления своих позиций на мировом рынке  вольфрама Китай с 1 июля 2009 г. снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам.

 

Снятие и приостановление  запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению  вывозных пошлин.

 

Белоруссия. До 01.10.2009 было приостановлено действие запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.

 

Болгария. С 22 января 2009 г. в Болгарии снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой хвойной и широколиственной древесины с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой древесины для топки).

 

Некоторые из принятых в  указанном периоде мер носят  явно протекционистский характер: повышение  ввозных таможенных пошлин на наиболее чувствительные для национальных экономик товары; снижение или отмена экспортных таможенных пошлин; введение технических  барьеров; лицензирование импорта; дискриминация  при осуществлении государственных  закупок; значительное повышение активности в проведении антидемпинговых и  защитных расследований.

 

Пострадавшие от введения протекционистских мер государства  были вынуждены принимать ответные меры, которые в большинстве случаев  принимаются либо в виде инициаций  антидемпинговых расследований, либо в ответном протекционизме.

 

Рядом государств принимались активные меры в сфере поддержки национального экспорта, включающие массированную финансово-кредитную поддержку экспорта, налоговые льготы, организационно-информационную и техническую поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры ориентированы на преодоление кризиса путем создания стимула для расширения производства и выхода на новые рынки.

 

Стоит отметить, что если в 2009 году антикризисные меры являлись в основном компенсационными, направленными  на ограничение потерь компаний, то в I квартале 2010 года иностранные государства  значительно сократили применение протекционистских мер и сконцентрировали максимальные усилия на поддержку компаний-экспортеров  и повышение инвестиционной привлекательности  своих стран.

 

Некоторыми государствами  в 2010 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.[19]

 

 

 

Глава 2. Система таможенно-тарифного  регулирования на современном этапе

 

2.1 Нормативно-правовая основа  таможенно-тарифного регулирования

 

Особое место в нормативной  базе таможенно-тарифного регулирования  отводится его принципам, в которых  в концентрированном виде выражено содержание таможенного права, важнейшие  основы таможенно-тарифного регулирования. Давая определение принципам  права, известный югославский исследователь  в области теории права Р. Лукич  отмечал: «Общие правовые принципы... относятся  к производным понятиям. Это - абстрактные  нормы, выведение из менее абстрактных  норм и действующие в случаях, охваченных нормами низшего порядка».[20]

 

Комплексный характер таможенного  законодательства находит свое выражение  в системе принципов правового  регулирования таможенно- тарифной политики. Часть этих принципов представляют собой административно-правовые принципы регулирования внешнеторговой деятельности и перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. К числу таких принципов российским таможенным законодательством отнесены следующие:

 

- принцип охраны государственной  и общественной безопасности  при перемещении товаров через  таможенную границу;

 

- принцип защиты экономических  интересов Российского государства;

 

- принцип дифференциации  в правовом регулировании таможенных  процедур.

 

Наряду с административно-правовыми  принципами для регулирования таможенно-тарифного  механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.[21] таможенный тарифный внешнеэкономический регулирование

 

Исторически формирование системы  нормативно-правового регулирования  в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

 

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно  разделить на 8 блоков:

 

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его  цели, задачи(7 международных договоров).

 

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран(9 международных договоров  и 6 решений комиссии ТС).

 

Акты, определяющие меры нетарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран(5 международных договоров  и 6 решений комиссии ТС).

 

Акты, касающиеся таможенного  регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).

 

Акты, определяющие единый порядок  надзора(контроля) за безопасностью товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).

 

Акты, регулирующие вопросы  взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных договоров).

 

Акты, определяющие ведение  статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).

 

Акты, определяющие ведение  статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных  договора).

 

Акты, касающиеся органов  ТС, в частности комиссии ТС(2 международных  договора и 3 решения комиссии ТС).

 

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют:

 

Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;

 

Решения Комиссии таможенного  союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые  в государствах-членах таможенного  союза) – более 42-х решений.

 

В целях формирования правовой базы таможенного союза подписаны  международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка  декларирования, а также таможенного  оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение  единообразного применения правил определения  таможенной стоимости товаров и  страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран. [22]

 

Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:

 

Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

 

Соглашение об условиях и  механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

 

Протокол от условиях и  порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого  таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

 

Протокол о единой системе  тарифных преференций таможенного  союза от 12 декабря 2008 года;

 

Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

 

Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

 

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

 

Единый таможенный тариф  таможенного союза;

 

Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в Таможенном союзе