Таможенное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 15:12, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов отсутствует единодушие в вопросе о том, существует ли самостоятельная отрасль российского права – таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты полагают, что можно говорить о таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.

Содержание

Введение
I.Понятие таможенного права……………………………………….…3
1. Определение таможенного права и правоотношений………….….3
2. Предмет и метод таможенного права………………………………11
II. Соотношение таможенного права с другими отраслями права….15
1.Место таможенного права в системе правовых наук………….…...15
2.Взаимосвязь таможенного права с другими отраслями права…….19
Заключение……………………………………………………………...22
Список используемых источников и литературы…………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

таможенное право.docx

— 37.89 Кб (Скачать файл)

Введение

I.Понятие таможенного права……………………………………….…3

1. Определение таможенного  права и правоотношений………….….3

2. Предмет и метод таможенного  права………………………………11

II. Соотношение таможенного права с другими отраслями права….15

1.Место таможенного права  в системе правовых наук………….…...15

2.Взаимосвязь таможенного  права с другими отраслями  права…….19

Заключение……………………………………………………………...22

Список используемых источников и литературы…………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Известно, что каждая отрасль  права имеет свой предмет и  метод регулирования. Поскольку  таможенное право – явление сравнительно новое и малоисследованное в  правовой науке, выявление особенностей его предмета и метода регулирования  представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу. Следует заметить, что среди юристов  отсутствует единодушие в вопросе  о том, существует ли самостоятельная  отрасль российского права –  таможенное право. Некоторые считают, что речь может идти только о таможенном законодательстве. Другие специалисты  полагают, что можно говорить о  таможенном праве как об отрасли (подотрасли либо даже одном из институтов) административного права, его своеобразной отдельной ветви.

Такие взгляды вполне имеют  право на существование, как и  концепция таможенного права, в  соответствии с которой оно рассматривается  в качестве отрасли права. Именно эта концепция лежит в основе анализа данной проблемы. Взятое без  необходимых разъяснений понятие  таможенного права несколько  условно и далеко не бесспорно. Приступая  к его анализу стоит заметить, что аналогичный подход к рассмотрению отрасли права уже был рассмотрен в юридической литературе. Поэтому  я в своей курсовой работе постараюсь рассмотреть эту проблему в полном объеме.

Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность таможенного  дела  в современной экономической  жизни.

Цель курсовой работы - рассмотреть  предмет таможенного права как  комплексную отрасль права, представляющую собой систему правовых норм, соотнести  таможенное право с другими отраслями  права.

 

 

I. Понятие таможенного права

1. Определение таможенного  права и правоотношений.

Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль  отечественной системы права. Она  оформилась как самостоятельная  отрасль в начале 90-х гг. XX в. До этого времени в советском  праве таможенные отношения регулировались в основном нормами административного  права. Таможенное право может быть определено как система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через  таможенную границу товаров и  транспортных средств.

Таможенное право регулирует общественные отношения в сфере  таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности  и предметом особого правового  регулирования. В соответствии с  п. 2 ст. 1 действующего в нашей стране Таможенного кодекса таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения  соблюдения мер таможенно-тарифного  регулирования и запретов, ограничений, установленных в соответствии с  законодательством Российской Федерации  о государственном регулировании  внешнеторговой деятельности, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное право —  самостоятельная отрасль российского  права и стоит в одном ряду с традиционно выделяемыми и  изучаемыми материальными и процессуальными  отраслями.

У таможенного права как  нормативно-правового образования:

- существует свой самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой специфический обособленный комплекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей;

- есть собственный комплексный метод правового регулирования — система приемов и способов, применяемых для регулирования предмета и определяемых его спецификой;

- есть свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешнеэкономической деятельности физические и юридические лица — с другой;

- есть свой комплекс объектов регулирования — перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства;

- имеется собственная система источников права, в основе которой лежит комплексный нормативный правовой акт — Таможенный кодекс РФ и которая включает в себя сложную, но единую систему законов и подзаконных актов.

Исходя из этих доводов  можно с полным основанием утверждать, что таможенное право является первичным, комплексным правоотраслевым образованием, подобно административному, гражданскому и другим отраслям российского права. Конечно, в таможенном праве присутствуют нормы и других отраслей права, в  том числе конституционного, административного, гражданского и др. Но такое качество есть и у многих других отраслей российского права. Например, у природоохранного или сельскохозяйственного (кооперативного) права. Тем не менее эти отрасли  права вполне обоснованно считаются  самостоятельными.

Основными целями таможенного  права являются:

1) создание условий для  эффективной деятельности таможенных  и других государственных органов  по осуществлению таможенного  дела, его развитию и совершенствованию; 

2) обеспечение оптимальной  научно обоснованной организации  таможенной системы, объединяющей  таможенные и иные государственные  (исполнительные) структуры, обеспечивающие реализацию таможенной политики; реализация этой цели предполагает обеспечение развития демократических начал таможенной системы в целом и статуса таможенных органов в особенности;

3) создание надежных условий  обеспечения законных прав и  свобод граждан, их общественных  объединений при осуществлении  таможенного дела, обеспечение соблюдения  прав и исполнения обязанностей  граждан России, иностранцев и  лиц без гражданства, а также  юридических лиц в процессе  их участия в таможенно-правовых  отношениях. Реализации этой цели  служат многие новеллы таможенного  законодательства. В ней проявляется  демократический характер российского  таможенного права; 

4) обеспечение соблюдения  социально-экономических приоритетов  и интересов России в целом  и субъектов Федерации. В первую  очередь речь идет об экономическом  суверенитете и экономической  безопасности, защите российского  рынка, стимулировании развития  национальной экономики, а также  об активизации связей российской  экономики с мировым хозяйством.

Таможенные правоотношения – это отношения его участников, которые урегулированы и законодательно закреплены нормами таможенного  права. В ходе таможенных отношений  между их участниками могут возникать  самые разнообразные отношения. Однако не все они могут становиться  именно таможенными правоотношениями. Например, физическое лицо по телефону звонит в таможенный орган с целью  узнать некоторые особенности перемещения  того или иного товара через таможенную границу. Безусловно, между физическим лицом и таможенным органом возникает  таможенное правоотношение. Само обращение  физического лица в таможенный орган  и консультация последнего содержат в себе все элементы состава таможенного  правоотношения. Особенности таможенных правоотношений в том, что они  имеют свою специфику. Во-первых, эта  специфика предопределяется особенностью объекта регулирования, т. е. общественными  отношениями, обусловленными перемещением товаров через таможенную границу. Во-вторых, специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников – таможенного органа, поскольку это специальный субъект таможенного права, который наделен специальными полномочиями в области таможенного дела. Эти полномочия предоставлены таможенному органу актами таможенного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами в сфере таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов. В-третьих, особенность таможенных правоотношений состоит в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они и вовсе противоположны. Так например, в задачу таможенных органов входит прежде всего своевременно произвести таможенное оформление и таможенные процедуры. Такой же цели добиваются и лица, перемещающие товары через таможенную границу. Однако задача таможенных органов состоит и в другом. Они должны обеспечить полную и точную уплату таможенных платежей в федеральный бюджет. Здесь цели таможенных органов и лиц, перемещающих товары через таможенную границу, зачастую не совпадают. Далеко не все такие лица считают справедливым и правильным уплачивать высокие таможенные пошлины и налоги за таможенное оформление и осуществление других таможенных процедур. А если говорить об обеспечении экономической безопасности страны, то здесь цели таможенных органов и лиц, которые перемещают товары через таможенную границу, в целом совпадают.

Особенности таможенных правоотношений имеют свою специфику. Она определяется тем, что данные правоотношения возникают, функционируют и развиваются  только на основе таможенно-правовых норм. Кроме того, таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, потому что  в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей.

Таможенные правоотношения, как и многие остальные правоотношения подразделяются на виды.

Эти отношения можно подразделить на:

1) активные таможенные  действия;

2) пассивные таможенные  действия;

3) посредническую таможенную  деятельность;

4) вспомогательные таможенные  действия;

5) организационную деятельность.

Активные таможенные действия заключаются в активном выражении (действиях) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими действиями выражает намерение переместить  товары через таможенную границу. Пассивные  таможенные действия выражаются в пассивном  выражении (бездействии) участником правоотношения своих намерений. Например, лицо своими пассивными действиями выражает намерение  переместить товары через таможенную границу. Посредническая таможенная деятельность заключается в активных действиях  лиц по осуществлению посреднической таможенной деятельности. Например, таможенный брокер (представитель) занимается оформлением  товаров при перемещении их через  таможенную границу или таможенный перевозчик осуществляет перевозку  товаров, находящихся под таможенным контролем. Вспомогательные таможенные действия выражаются в том, что субъект  таможенного правоотношения осуществляет какие-либо вспомогательные действия. Например, таможенный орган принимает  предварительное решение в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу. Организационная деятельность прослеживается в определении компетенции кого-либо из субъектов таможенных правоотношений. Например, Президент РФ своим указом определяет компетенцию Государственного таможенного комитета РФ. Или председатель Государственного таможенного комитета РФ своим приказом утверждает Положение о таможне и таможенном посте.

Состав таможенного правоотношения, его структура включает в себя три элемента:

1) содержание;

2) субъекты;

3) объект.

Содержание таможенного  правоотношения включает в себя две  стороны: юридическую и материальную.

Юридическое содержание таможенного  правоотношения – это права и  обязанности его субъектов. Например, лицо, желающее переместить свои товары через таможенную границу, обращается с соответствующим заявлением в  таможенные органы, предпринимает конкретные действия в подтверждение данного  намерения. В свою очередь таможенный орган обязан принять данное заявление  и начать процедуру таможенного  оформления товаров с тем, чтобы  поместить их под тот или иной таможенный режим.

Материальное содержание таможенного правоотношения – это  реальное поведение субъектов данного  правоотношения, т. е. их активные или  пассивные действия, поступки, связанные  с реализацией принадлежащих  им как участникам данного правоотношения субъективных прав и обязанностей. Например, лицо, желающее переместить  свой товар через таможенную границу, обращается с устным заявлением к  таможенному органу о возможности  сделать это, после чего совершает  ряд действий, предусмотренных таможенным законодательством, для осуществления своей цели.

Субъекты таможенных правоотношений–  таможенные органы, выступающие от имени Российской Федерации, а также  лица, перемещающие товары через таможенную границу. Те и другие обладают как  правоспособностью, так и дееспособностью. Основания возникновения правоспособности и дееспособности субъектов таможенного  правоотношения определены соответствующими актами таможенного законодательства и нормативными правовыми актами в сфере таможенного дела.

Объект таможенного правоотношения – это те материальные и духовные блага, на достижение которых направлены интересы субъектов правоотношения. Каждый участник таможенного правоотношения вступает в эти отношения для  того, чтобы реализовать свои цели и интересы. Например, лицо, которое  перемещает товары через таможенную границу, делает это для того, чтобы  развивать свое производство, получить от продажи изготовленной продукции  соответствующий доход. Полученная им прибыль может быть вложена  этим лицом в дальнейшее развитие налаженного им производства продукции, его обновления и модернизации. Если говорить об интересах таможенных органов, то они заключаются в том, чтобы  содействовать осуществлению целей  российского товаропроизводителя, получить от него соответствующие таможенные платежи и налоги, перечислить  их в федеральный бюджет, обеспечить экономическую безопасность страны в пределах предоставленных государством полномочий. Для возникновения, изменения  или прекращения конкретного  таможенного правоотношения необходимо наличие такого фактора, как юридический  факт. Это такое жизненное обстоятельство, с которым таможенное право связывает  наступление, изменение или прекращение  таможенного правоотношения.

 

2. Предмет и метод таможенного права.

Предметом таможенного права - являются общественные отношения, носящие  комплексный характер. Этот круг отношений  обусловлен самим содержанием и  структурой таможенного дела, которое  и является предметом правового  регулирования.

Информация о работе Таможенное право