Таможенное дело и таможенная политика Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Термин "таможенное дело" в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное дело носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества. В Таможенном кодексе Российской Федерации (ТК РФ) таможенным делом понимается сама таможенная политика, а также средства ее реализации: порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 41.04 Кб (Скачать файл)

На  отдельные виды товаров на экспорт  и(или) импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.

Государственная монополия на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и(или) импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и(или) импорту товаров на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Особыми режимами осуществления отдельных  видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная  экономическая зона.

Приграничная  торговля осуществляется между российскими  лицами, имеющими постоянное место  нахождения (место жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождения (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах соответствующей приграничной территории.

Важную  роль в регулировании внешнеэкономической  деятельности и в контроле за ее осуществлением играет рациональная организация таможенного дела, которая включает таможенную политику РФ, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля.

Правовые, экономические и организационные  основы таможенного дела определены Таможенным кодексом Российской Федерации.

Таможенное  дело осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными  органами. Система таможенных органов включает:

1) Государственный  таможенный комитет Российской  Федерации (ГТК РФ);

2) региональные  таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные  посты. В январе 1998 г. были созданы  специализированные таможенные посты для драгметаллов и драгкамней.

Основные  категории в сфере таможенного  дела России: таможенная территория, ее пределы и составляющие; таможенные границы и их виды; зоны таможенного  оформления и контроля.

 

Таможенную  территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над  ними. 

Таможенная  территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в  морской исключительной экономической  зоне Российской Федерации искусственные  острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация  обладает исключительной юрисдикцией  в отношении таможенного дела. 

На  территории Российской Федерации могут  находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных  таможенных зон и свободных складов  рассматриваются как находящиеся  вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых настоящим Кодексом и  иными законодательными актами Российской Федерации по таможенному делу. 

Пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных  таможенных зон и свободных складов  являются таможенной границей Российской Федерации. 

Правовые  основы таможенного регулирования  и их классификация.    

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и урегулированные нормами таможенного права. 
   Из данного определения вытекают следующие особенности таможенных правоотношений: 
   1) эти правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не имеют правового характера; 
   2) таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны; 
   3) указанные правоотношения возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Иными словами, эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Эта особенность вытекает из специфики предмета правового регулирования таможенного права; 
   4) таможенные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода являются таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц; 
   5) таможенные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов (например, органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. 
   Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства. 
   Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру, включающую в себя: объект правоотношения, его субъектов и содержание. 
   Объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. 
   Субъекты правоотношений – это их конкретные участники. Для того, чтобы вступить в правоотношение, субъект должен обладать правосубьектностью, т. е. праводееспособностью. Именно она является необходимой юридической предпосылкой правоотношения. Правовой статус субъектов таможенных правоотношений находит выражение в наличии специальной таможенной правосубъектности. Под таможенной правосубъектностью понимается способность быть участником правоотношений в области таможенного дела. 
   Следует отличать субъектов таможенного права от субъектов таможенных правоотношений. Субъекты права – потенциальные участники правоотношений, а субъекты правоотношений – их конкретные участники, поэтому понятие субъекта таможенного права более широкое по сравнению с субъектами таможенного правоотношения. 
   Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и обязанностями, что составляет содержание правоотношения. Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.


Информация о работе Таможенное дело и таможенная политика Российской Федерации