Таможенное дело в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение таможенного дела и таможенного регулирования в Российской Федерации.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
исследование понятия таможенного дела и его составляющих;
рассмотрение таможенной политики как составной части таможенного дела;
рассмотрение тенденций и перспектив развития таможенного дела и таможенной политики в современной России.

Содержание

Введение 3
Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура 5
Таможенная политика как составная часть таможенного дела 12
Тенденции и перспективы развития таможенного дела и таможенной политики в современной России 18
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Таможеное дело контра.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таможенная  система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего  рынка, отечественной торговли и  промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя действующий кодекс союзного государства не дает определения таможенной политики, в общем виде ее можно представить следующим образом.

Таможенная политика - это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование  таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России9.

Таможенная политика является составной частью внешнеэкономической  политики каждого государства: она  регулирует товарообмен между странами, оказывая экономическое и политическое влияние как на рынки стран-партнеров, так и на их политику, в том числе экономическую и торговую. Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, т.е. всего того, что так или иначе опосредуется в деятельности таможенных органов.

Одним из основополагающих принципов таможенной политики является ее единство на всей территории Таможенного  союза и, соответственно, на всей территории  Российской Федерации. Это исключает  возможность ее разделения между Федерацией и ее субъектами.

Принцип единства таможенной политики обуславливает  отнесение  таможенного регулирования к ведению Российской Федерации.  В соответствии со ст. 74 Конституции, имеющей прямое отношение к характеристике таможенной политики, как, впрочем, и таможенного законодательства10:

1) на территории России  не допускается установление  таможенных границ, пошлин, сборов  и каких–либо иных препятствий  для свободного перемещения товаров,  услуг и финансовых средств; 

2) ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо  для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Основной целью  таможенной политики любого государства является обеспечение его экономических интересов. И Россия в этом плане не исключение.

Целями таможенной политики России :

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России;
  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;
  • стимулирование развития национальной экономики;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России;
  • иные цели, определяемые Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ.

Направленность  целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и  на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой  Российского государства.

Как составная  часть внешней политики государства  таможенная политика России призвана, таким образом, реализовывать внешнеэкономические  интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Формирование  таможенной политики любого государства  предполагает два важных подхода  к определению ее направленности – протекционизм и фритредерство11.

Протекционизм – это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.

Фритредерство – это политика свободной торговли. Свободная торговля устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота, способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.

Во-вторых, отношения, регулируемые таможенно-правовыми  нормами, нередко возникают против воли одной из сторон, что характерно для административно-правового регулирования.

В-третьих, к  сторонам таможенно-правовых отношений  за нарушение ими своих обязанностей применяются в большинстве своем  меры административной или дисциплинарной ответственности.

В-четвертых, споры  между сторонами - участниками таможенных правоотношений зачастую решаются в административном порядке.

Соотношение таможенного  и уголовного права проявляется  при регулировании общественных отношений, возникающих в связи  с совершением контрабанды и  иных преступлений в сфере таможенного  дела.

Связь гражданского и таможенного права проявляется в основном в тех случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско-правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается таможенно-правовыми нормами в следующих случаях: условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и т.д. Тесная связь гражданского и таможенного права проявляется также и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве.

 Помимо тесной взаимосвязи с базовыми отраслями российского права таможенное право соприкасается также и с финансовым, налоговым, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым, земельным, международным и другими отраслями права.

Так, с финансовым правом таможенное право соприкасается в части контроля за соблюдением валютного законодательства страны, с налоговым правом – в части, затрагивающей пополнение федерального бюджета за счет налогов и сборов, взимаемых таможенными органами. Уголовно-процессуальное право связано с таможенным правом в вопросе выполнения таможенными органами возложенных на них функций органов дознания по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела. Гражданско-процессуальное право применимо в деятельности таможенных органов в случаях, например, взыскания по суду штрафов за нарушения таможенных правил и иных подлежащих уплате денежных сумм.

Связь таможенного  и трудового права проявляется  в урегулировании служебных отношений  в процессе прохождения гражданами Российской Федерации службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Земельное право переплетается с таможенным правом в вопросах использования таможенными органами земельных участков для таможенных целей.

Наиболее тесная взаимосвязь таможенного права помимо базовых отраслей проявляется, пожалуй, с международным правом.

Поскольку единая таможенная политика является частью внутренней политики, а сердцевину, стержень последней составляют экономика, экономические отношения в целом, постольку таможенное дело и таможенная политика становятся важными активными факторами формирования нового экономического уклада, инструментами созидания прогрессивных форм экономической жизни.

Таким образом, таможенное дело и таможенная политика в новых условиях не только выступают в качестве инструмента и проводника внешнеэкономической деятельности, но и приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей12.

Объективно  возросшая роль таможенного дела и таможенной политики во внутриэкономических процессах и расширение диапазона их влияния на фоне демократизации и либерализации внешнеэкономической деятельности обусловили, в свою очередь, необходимость нового подхода к правовому регулированию всего сложного и неоднородного комплекса отношений, связанных с реализацией таможенной политики. Создание новой правовой основы регулирования таможенного дела опирается, конечно, на накопленный в предыдущие периоды исторического развития опыт таможенного законодательства. Однако с началом реформирования в Российской Федерации экономических и политических отношений, переходом к рыночной экономике  и интеграции в международное экономическое сообщество возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела. Постепенно начинает формироваться новое видение таможенного дела, учитывающее прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и создание соответствующего ему таможенного законодательства

Учитывая важную роль таможенного дела и законодательства о нем в социально-экономической  жизни страны, сегодня можно констатировать нарастающий интерес к таможенно-правовым вопросам со стороны сотрудников  таможенных органов, руководителей торговых предприятий, предпринимателей, бизнесменов, а также преподавателей, аспирантов и студентов экономических и юридических учебных заведений, стремление постигнуть основы, а затем «тонкости» и детали таможенного дела и таможенного законодательства.

 

  1. Тенденции и перспективы  развития таможенного дела и таможенной политики в современной России

 

 

В настоящее время, в  связи с образованием Таможенного  союза государств Российской Федерации, Республик Казахстан и Беларусь, основные тенденции и перспективы развития таможенного дела в России могут рассматриваться исключительно через призму развития правоотношений в данном союзе.

Свободное перемещение  товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмена таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Мировая экономическая  конъюнктура остается стабильно  непростой. Кризисное явление в ней будет сказываться еще долго. Таким образом, региональный ТС - это еще и гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках13.

Выгоды здесь очевидны для всех стран-участников, включая, естественно, Россию, чьи экспортно ориентированные предприятия понесли большие убытки в результате кризиса. За таможенным союзом идут программы формирования единого транспортного, энергетического, информационного пространства - иными словами, общего рынка.

Экономический смысл  интеграции состоит в объединении  национальных экономик в один воспроизводственный  комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

Расчеты, проведенные  учеными РАН по совмещенной модели межотраслевых балансов государств - участников Таможенного союза, наглядно демонстрируют, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. По оценкам РАН, суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 процента от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1, Казахстан - 14,7 процента14.

Механизмы Таможенного союза позволят создать эффективную систему международной кооперации путем восстановления научно-технического и производственного потенциалов предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Создание таможенного  союза является важным и ответственным шагом на пути к улучшению экономических отношений между странами. В первую очередь было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения. Такой шаг, по мнениям экспертов, позволит увеличить ВВП стран - участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет. К тому же, образовавшийся таможенный союз будет способствовать облегчению создания кооперационных цепочек. Устранение многих экономических барьеров между государствами и свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен.

Образование таможенного  союза между Россией, Белоруссией  и Казахстаном с целью облегчения торговли между ними является лишь первым шагом на пути вступления союза во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке.

На пути развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые  трудности и даже риски, на устранение которых необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный с образованием таможенного  союза – это неисполнение плана по сбору платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все новые правила и требования таможенного кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме.

Безусловно, создание таможенного союза повлияет и  на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов России, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой информацией участников внешнеэкономической деятельности. Но до тех пор взаимоотношения экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху.

К актуальным вопросам регулирования внешнеэкономической  деятельности относятся вопросы, касающиеся выхода нового таможенного законодательства. Таможенный кодекс таможенного союза – это новый законодательный акт, который регулирует экономические отношения между странами-участницами, контролирует деятельность таможенных органов и позволяет решать вопросы судебного характера. Это, в свою очередь, обязывает экономических лиц, имеющих отношения с таможней, изучить требования и предписания таможенного кодекса.

Информация о работе Таможенное дело в РФ