Таможенное дело России как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2015 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы-рассмотреть специфику таможенного дела, как объекта управления.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Рассмотреть систему управления таможенным делом;
Изучить модели управления таможенным делом;
Рассмотреть управление таможенными институтами;
Определить понятие и особенности государственного управления таможенным делом;
Проанализировать особенности таможенного дела в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………..3
Глава 1. Таможенное дело как объект управления..............................................5
1.1 Система управления таможенным делом………………………….…5
1.2 Управление таможенными институтами…………..…………...……7
Глава 2. Модели управления таможенным делом……………………………..16
2.1 Теоретическая модель управления таможенным делом……….…..16
2.2 Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельности…….…………………………………………………………………...21
Глава 3. Понятие и особенности государственного управления таможенным делом.......................................................................................................................25
Заключение………………………………………………………………….……34
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

edik.docx

— 890.01 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основная идея системного анализа сводится к исследованию структурно-параметрической модели системы финансово-товарных потоков ВЭД России, разработке требований к механизму регулирования с позиций оптимальности системы, созданию и внедрению результативного, согласованного иерархического механизма регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. В более общей постановке речь идет о проектировании механизма, обеспечивающего требуемую результативность таких видов деятельности.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Предметами, по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности и другое, но сторонами в управлении могут быть только люди. Исключительно важным представляется и тот момент, что управление как явление детерминируется иерархической структурой общества и порождаемой ею властью.[7]

 Управление можно подразделить на виды по различным основаниям – в зависимости от сфер общественной жизнедеятельности, структуры общественных отношений, объекта управления и др. Поэтому вопрос о видах управления и их соотношении с государственным имеет принципиальное значение, поскольку только их обоснованное выделение позволяет выстраивать работающую и эффективную иерархию, и систему управляющих взаимодействий с объектами управления.

Если управление есть воздействие, определяемое свойствами общества, разума, субъективного фактора, власти, то классифицировать виды управления следует по субъектам управления, которые и формируют, реализуют управляющие воздействия, и отвечают за их последствия. По субъекту управления можно выделить несколько видов управления (местное самоуправление, менеджмент, общественное управление и др.), но особое место занимает государственное управление.[5]

Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект – государство. Государство отличается от иных общественных структур тем, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть, которая имеет в источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации – силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения.[17]

Государственное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.[3]

Одним из таких объектов государственного управления выступает таможенное дело, которое, в свою очередь, осуществляют таможенные органы Российской Федерации.[17]

В рамках организационного подхода таможенная служба характеризуется как целое в государственном устройстве России, определяются ее место и роль в политико-экономической деятельности государства. Кроме того, этот подход также позволяет целостно представить и внутреннюю структуру единой системы таможенных органов.[16]

Повышение эффективности таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической деятельности России в значительной мере определяется согласованностью процессов их развития с направленностью и динамикой эволюционного развития Российской Федерации и мирового сообщества. Такая согласованность достигается на основе реализации следующих механизмов: интеграции таможенной службы в сферу политико-экономической деятельности государства, адаптации таможенной службы к эволюционирующей экономической политике и стратегии экономического развития и безопасности России, реализации стратегического управления и контроля процессов развития таможенной службы. Наличие таких механизмов и их использование обеспечивают качественное изменение места и роли таможенной службы в государственно-экономической и социальной жизнедеятельности страны.

Рис. 1. ФТС России как элемент макросистемы – государственно-политический аспект.

 

Целостное (системное) представление таможенной службы в качестве компонента государственной политики России отражено на рис. 1. При таком представлении наблюдаются три уровня вложенности следующих систем: таможенной службы Российской Федерации как системы, ВЭД РФ как метасистемы и России как макросистемы. Здесь таможенная служба рассматривается как элемент метасистемы - внешнеэкономической деятельности России или, в общем случае, России как макросистемы. Такой элемент-система  формируется для целей эффективной реализации стратегии ВЭД, экономической политики и политики государственной безопасности России и реализует в полном объеме следующие системные таможенные функции: функцию таможенного контроля, экономическую (фискальную), правоохранительную,  регулирующую и информационно-аналитическую функции. При таких условиях, с позиций целостности, таможенная служба в отношении вышестоящих систем может рассматриваться как "вложенная" система. Вложенность объектов системного управления является основным конструктивным механизмом интеграции и реинтеграции систем. В первом случае речь идет о формировании мета- и макросистем. Во втором - о разделении объекта управления и его окружения. [17]

Таможенная служба на основе тех же представлений сама является метасистемой, т.е. состоит из совокупности вложенных систем, показанных на рис. 2.

 

Рис. 2. Таможенная служба России, структурно-организационный аспект.

 

Таможенная служба представлена в таком случае для целей системного управления. На нижнем уровне данной организационной структуры (см. рис. 2) находятся таможенные посты. Они входят в качестве элементов в более сложные системы - таможни, последние, в свою очередь, являются элементами еще более сложных систем - региональных таможенных управлений, которые являются элементами ФТС России. Совокупность этих вложенных иерархических систем является метасистемой и составляет единую систему таможенных органов. [16]

России, которая, в свою очередь, есть один из элементов макросистемы, например, России или системы внешнеэкономической деятельности. Именно макросистема задает таможенным органам цели и ограничения, в рамках которых на основе имеющихся ресурсов обеспечивается их деятельность.

Единая система таможенных органов должна обладать структурой, набором функций, укомплектованностью штатов, их квалификацией, оснащенностью техникой и инфраструктурой в целом, позволяющими разрешать возникающую в процессе эволюции макросистемы проблемную ситуацию. Это означает, что единая система должна адекватным образом реагировать на изменения воздействий макросистемы, сохраняя при этом свою эффективность.  Именно согласованностью всех процессов (от макросистемы до таможенного поста) при оптимальной интеграции всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении единой системы, обеспечиваются заданный уровень управления, требуемая эффективность.[17]

Реальные проблемные ситуации возникают и разрешаются в процессе управления одновременно на различных уровнях иерархической структуры единой системы таможенных органов как открытой неоднородной интегрированной среды, свойства которой позволяют сформулировать следующие принципиальные положения системного управления:

•  главным системным фактором, воздействующим на таможенные органы со стороны макросистемы и определяющим их специфику, является внешнеэкономическая деятельность;

•  метасистема предъявляет свои требования к таможенным органам и соответствующим образом определяет специфику их создания, деятельности и управления;

•  специфика таможенных органов, особенности таможенной деятельности и управления должны устанавливаться на основе всестороннего обследования и анализа требований всех взаимосвязанных с ними систем;

•  оптимизацию структуры любого таможенного органа, технологии его деятельности и управления

следует осуществлять по методике, ориентированной непосредственно на этот объект;

•  оптимизацию структуры и механизма управления в таможенных органах, находящихся примерно в равных условиях, целесообразно проводить по единой методике.[17]

Необходимо также подчеркнуть, что в первом случае (см. рис. 1) речь шла о макроуровневом представлении таможенной службы и о свойственных ей макропроцессах в целях анализа ее роли в государстве. Во втором (рис. 2) - о метауровневом представлении службы и характерных для этого уровня метасистемах и процессах в целях структурно-организационного анализа собственно таможенной службы. Деятельный подход к структуризации объекта управления применительно к таможенной службе проявляется в согласованности следующих технологий деятельности (рис. 3): технологии ВЭД, единой технологии таможенной деятельности, процедур технологического обеспечения таможенной деятельности.[18]

 

Рис. 3. Таможенная служба России как совокупность вложенных технологий - технологический аспект.

 

По сути, это совокупность вложенных технологий деятельности. Причем нижний, или первый, уровень представляется системой технологического обеспечения единой системы таможенных органов. Это открытая распределенная многоуровневая система технических и информационных сред и средств, обеспечивающих деятельность личного (кадрового) состава таможенных органов. Иногда данная совокупность называется производственно-технической сферой. [16]

Второй уровень вложенности представлен инфраструктурными и социальными компонентами единой системы таможенных органов. В рамках такой системы специалисты таможенной службы решают поставленные перед ними задачи, используя возможности технологического обеспечения по предписанным процедурам и операциям таможенной  деятельности (в  общем  случае - по единой таможенной технологии). Не менее известное наименование данной системы – "социально-производственная сфера". [17]

Как уже показано, единая система таможенных органов является одним из элементов системы внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей достижение своих целей на основе принятой стратегии по соответствующей технологии.

Рис. 4. Функциональная структура деятельности гипотетического таможенного органа.

 

Пример функциональной структуры деятельности гипотетического таможенного органа представлен на рис. 4.

Такая структура сформирована на основе деятельного подхода. В рамках структуры определены:

•  деятельность таможенной службы России как процедурно-технологическое  выражение таможенной политики государства;

•  виды деятельности (оперативная, экономическая, правовая и др.) как направления реализации системных таможенных функций;

•  управление (управленческая деятельность) как совокупность процедур оперативного управления и контроля, программно-целевого планирования и управления;

•  информационно-аналитическая  деятельность как направление деятельности и информационная платформа для реализации всех видов деятельности  таможенных органов, а также эффективная обратная связь, обеспечивающая  органы управления материалами оперативной диагностики и рекомендациями по корректировке процессов управления и развития;

•  система внешних факторов и система показателей деятельности как основные характеристики условий и результатов таможенной деятельности.

Для любого из видов таможенной деятельности и для всей их совокупности могут быть выделены следующие зависимые направления: деятельность в интересах государства, деятельность в интересах участника ВЭД, деятельность в собственных интересах.[17]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенное дело как объект управления представляет собой сложно организованный объект, состоящий из ряда элементов, требующих дифференцированного подхода при применении принципов и методов управления. При этом один из элементов – таможенные органы – являются в свою очередь субъектом управления и играют решающую роль в управлении таможенным делом, поскольку являются непосредственно анализаторами мер таможенно-тарифного регулирования и применения запретов и ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона о таможенном регулировании). В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, является лишь одной из основных задач таможенных органов.

Понятие таможенное дело объединяет широкий круг вопросов как экономического, так и юридического характера, так или иначе затрагивающих внешнеэкономическую деятельность. Прежде всего, они затрагивают обеспечение государством своей экономической безопасности путём регулирования внешнеторговых отношений. Оно осуществляется как посредством тарифных барьеров, так и различного рода нетарифных ограничений, предпринимаемое прежде всего с целью ограничения поставок какого-либо товара на внутренний рынок страны для защиты отечественных производителей его аналогов.

Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела является то, что оно содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором – о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования и контроля.

Информация о работе Таможенное дело России как объект управления