Таможенное декларирование товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:21, реферат

Краткое описание

Целью работы является изучение особенностей таможенного декларирования товаров.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и определить назначение таможенного декларирования;
- обозначить формы декларирования товаров и транспортных средств;
- проанализировать технологии таможенного декларирования, используемые в таможенных органах;
- выявить основные проблемы таможенного декларирования и определить пути их решения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы декларирования
1.1 Понятие и сущность таможенного декларирования.
1.2 Формы декларирования товаров. Декларация и ее виды.
1.3 Способы таможенного декларирования товаров.
Глава 2. Практика применения декларирования товаров
2.1 Технология декларирования товаров.
2.2 Таможенное декларирование товаров в Московском регионе.
2.3 Проблемы, возникающие при декларировании товаров и пути их решения.
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по таможенному праву.docx

— 148.74 Кб (Скачать файл)

        Таможенно-логистическая инфраструктура Московского региона представлена Центральным таможенным управлением (ЦТУ), имеющем развитую сеть таможен и таможенных постов в регионе, расположенных на СВХ различного уровня. 
В 2000 году в зоне действия Центрального таможенного управления было зарегистрировано более 489 складов временного хранения (СВХ) и 107 таможенных складов (ТС), работало 27 таможен и 197 таможенных постов. На момент активного вывода всех этих объектов из Москвы в первом квартале 2009 года в столице насчитывалось 52 СВХ, 15 ТС, 57 мест таможенного оформления и 4 таможни. Примерно в тот же период в Московской области работало 83 СВХ, более 50 ТП и около 20 ОТО и ТК (отделов таможенного оформления и таможенного контроля).  
На сегодня в Московский регион обслуживают примерно 42 ТП и 10 ОТО и ТК. Стандартная численность ординарного таможенного поста - 15-18 сотрудников таможни, ОТО и ТК - от 5 до 8 сотрудников.  
По статистике, за весь 2009 год в рамках ЦТУ было оформлено 915 623 ГТД (грузовых таможенных деклараций), из них в электронной форме - 58 287 (3 511 - ЭГТД оформлено с применением Интернета (из отчета Консультативного Совета при ЦТУ).  
По последним данным предлагается оставить в Московской области порядка 25 ТП с численностью до 25 таможенников, и около 5 ОТО и ТК с численностью до 15 таможенников и объединить все это в рамках одной Московской областной таможни. При этом должно произойти сокращение штатного количества линейных специалистов и сопровождающих служб примерно на 15% от предыдущего. Более точных данных привезти не возможно, так как они не публикуются в открытой печати. 
         Сегодня ситуация в таможенной инфраструктуре такова, что на данный момент в сфере деятельности Ногинской таможни из 13-14 СВХ высоким технологичным требованиям отвечают только 2 склада временного хранения. В Зеленоградской таможне из 20 СВХ отвечают требованиям только 3-4, а в Щелковской таможне из 13-15 складов - таковых СВХ всего 2-3. Следовательно современные СВХ в Московском регионе составляют на сегодня около 18%, остальные 82% СВХ не в полной мере удовлетворяют ФТС РФ на современном этапе развития таможенной логистики региона. 
Список потенциальных кандидатов для размещения ТП на территории современных высокопроизводительных СВХ в Московском регионе, способных обработать большую часть потока внешнеторговых грузов столицы и области, мог бы быть следующим: "Карго-Транс", "Юнитранс Логистик", "КРК Рус", "ФМ Лоджистик Кастомс", "Транссервис", "Протек", "ДХЛ Интернешнл", "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), "Автологистика", Терминал Солнечный", "Лесной городок", "Крёкшино". 
       Как уже было сказано, сегодня всё более массовый характер принимает электронное декларирование через Интернет по технологии ЭД-2, без особой привязки участника ВЭД к постоянному местоположению его офиса. Для ЭД-2 необходимы лишь пара недорогих программных продуктов от компаний "Альта-Софт" и "Крипто", соответственно, программы "ГТД ПРО" и "Крипто-ПРО CPS", ноутбук, свободный выход в интернет и собственная электронная цифровая подпись (ЭЦП). Однако не все так просто в электронном декларировании, пока еще важно иметь привязку ЭД-2 к месту доставки внешнеторгового груза, то есть, к современному СВХ, где собственно, по указанию участника ВЭД через Интернет возможна таможенная очистка как на границе, с использованием удаленного выпуска, так и собственно на СВХ, в случае доставки товаров для потребителей Московского региона.  
Таким местом доставки в Московском регионе, как пример, может служить любой из вышеперечисленных образцовых СВХ. Как правило, это современный распределительный центр европейского уровня, основанный на базе складов класса "А" недалеко от МКАД, в пределах 10-20- километровой зоны, граничащий с ключевыми федеральными трассами.  
Удобный подъезд к СВХ достигается удачным местоположением такого складского комплекса, желательно с нескольких трасс. Сам СВХ должен быть оборудован постами фитосанитарного и ветеринарного контроля, фармацевтическим складом и независимой фармацевтической лабораторией, банковским отделением со скоростной системой проводок таможенных платежей "Зеленый Коридор", холодильными и рефрижераторными камерами для хранения различной скоропортящейся продукции, современным досмотровым оборудованием. Обычно рядом с СВХ должен иметься развитый сервис для клиентов, который может оказывать услуги единого 3PL-оператора, таможенного представителя, обеспечивая ответственное хранение после таможенной очистки и доставку грузов к дверям заказчиков.  
В настоящее время на одном из таких СВХ, а именно на ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" модернизируется система серверного обеспечения, поддерживающая технологию электронного декларирования через открытую сеть интернет ЭД-2 из расчёта 1.0 млн. транзакций в месяц. Сейчас, согласно статистике основного игрока этой технологии - компании "Альта-Софт", на одну декларацию среднего уровня приходится 40-50 транзакций. После тестирования серверная система СВХ "SLG" сможет обеспечивать оформление до 20 тысяч электронных грузовых таможенных деклараций (ЭГТД) в месяц.  
         В процессе внедрения электронного декларирования через интернет, по мнению ведущих специалистов, есть так же определенные шероховатости. Но с бумагой удаленного выпуска на Государственной границе не осуществишь. Вот и появляются узкие места при современных технологических решениях, пока не имеющих ответа.  
Есть и другие проблемы в распространении электронного декларирования через интернет в широкие массы, обобщим их:  
- Отсутствие круглосуточной технической поддержки в ГНИВЦ со стороны ФТС РФ. Просто пока такой режим работы не предусмотрен и в этот период приходится частично решается проблемы ЭД-2 с помощью круглосуточной поддержкой "Альта-Софт". 
 
" Отсутствие ряда режимов не очень популярных, но от того всё равно не менее ценных по импорту и экспорту. То есть, не все эти режимы переведены в электронный формат и соответственно не используются при электронном декларировании в технологии ЭД-2.  
- Нельзя передавать неформализованные документы (схемы, чертежи). Так при технологии ЭД-2 пришлось полностью отсечь все графические файлы, дабы не обвалить, как ведомственные сети, так и не допустить значительного замедления процессов электронного декларирования в коммерческих сетях. При отработке технологии ЭД-2, бывали случаи, что оформление электронной декларации с графическими файлами, процесс передачи ЭД занимал несколько часов!!!

- Сертификаты должны передаваться напрямую, когда сертификаты производимые, например, Минторгом, или другим государственным министерством или ведомством не передаются в электронном виде в таможенные органы, по месту таможенной очистки соответствующего товара, нуждающегося в таком сертификате.  
- Необходимость печати декларации для банков, налоговой, правоохранительных органов и т.п. При всем нашем оптимистическом отношении к электронному декларированию, например, при удаленном выпуске, где-нибудь в Смоленске, Брянске или Выборге, водитель-перевозчик для сопровождения, выпущенного в свободное обращение груза вынужден, при уже примененной технологии электронного декларирования через интернет, распечатывать эту же электронную декларацию для того, что бы его не арестовали в дороге милиция, транспортная прокуратура и другие силовые ведомства, наводящие порядок на дорогах.  
- При пере выпуске ЭЦП (срок действия 1 год) возникает вынужденный перерыв в работе декларанта. Что делать декларанту, когда по регламенту ГНИВЦ выдача ЭЦП составляет 1 месяц. А с чем ему работать, когда ЭЦП просрочена, её ведь сначала надо сдать в ГНИВЦ и лишь после пере выпуска получить, и только потом можно приступить к работе с новой ЭЦП. А если процесс таможенной очистки не прерывный, что делать и как быть?!  
       В заключение хотелось бы отметить следующее: чем больше Федеральная таможенная служба и Центральное таможенное правление тянут с переносом таможенных постов на современные высокопроизводительные СВХ (замечу, в рамках собственной же Концепции по оптимизации структуры и мест нахождения таможенных органов), тем меньше остается времени для интеграции таможенной инфраструктуры Московского региона в Таможенный Союз и мировое сообщество в преддверии вступления России в ВТО. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Проблемы, возникающие  при декларировании товаров и  пути их решения.

 

         В «Основных направлениях деятельности Правительства России на период до 2012 года», в частности, в разделе «Обеспечение национальной безопасности» и ФЦП «Электронная Россия» предусмотрен ряд мер, направленных на массовое применение в государственных органах системы документооборота на основе электронных технологий. Прошло 5-7 лет с момента начала реализации программ и, уже в следующем году, завершается этап ФЦП «Электронная Россия». Этот вопрос постоянно находится на контроле Президента России и Председателя Правительства России. Каждая, проводимая ими встреча с органами исполнительной власти, так, или иначе, затрагивает данный вопрос.

        Действительно, за прошедшее время многое изменилось в нашем отношении к информации, передаваемой по электронным каналам связи. Нас уже не удивляет работа с банками через Интернет, налоговые органы реализовали систему обмена информацией по сети Интернет. Прекрасно функционирует аналогичная система при сдаче-приёме отчётности в Пенсионный фонд. На портале Соцстрахования также принимается отчётность в электронном виде. Пришло время реализовать концептуальные решения Правительства России по безбумажному документообороту в таможенных органах.

       Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах.

Для успешного развития электронного декларирования уже предприняты такие действия как:

- создано программное обеспечение;

- внедрена работающая технология передачи данных в электронном виде;

- и присутствует желание довести до автоматизма процесс таможенной очистки товаров и транспортных средств.

         Концепция таможенного контроля после выпуска товаров всё ещё в стадии развития, что отражено в самом названии концепции. Без этой важнейшей составляющей таможенного контроля представить электронное декларирование невозможно. Необходимо уделить этому фактору, как одному из значимых и сдерживающих электронное декларирование, пристальное внимание ФТС России. Без последующего контроля (таможенного аудита) у таможенных органов нет возможности убедиться в лояльности участника ВЭД закону, а, следовательно, до выпуска электронной декларации будет усилен таможенный контроль всеми доступными средствами.

Нет, наверное, необходимости говорить о ничтожной вероятности создания угроз предприятиями и организациями многократно проверенными и таможенными, и налоговыми, и многими другими контролирующими госорганами. Но вероятность отнесения таможенниками такой организации к фирмам-однодневкам весьма велика, что отразится в соответствующем профиле риска. Профили риска иногда ставят непреодолимую преграду на пути электронной таможенной очистки. Без досмотра 100% груза невозможно завершить таможенное оформление, а заключение по контролю какого-то конкретного товара выдаёт специализированный отдел таможни. Что происходит, пока таможенники осуществляют все перечисленные операции, узнать из информации на мониторе нельзя. Быть может контролирующим органам нужно поработать с критериями для реализации системы управления рисками. Регулятор, заложенный в Киотской конвенции по таможенному контролю - СУР - в наших условиях создаёт дополнительные преграды на пути электронного декларирования. Получение ЭЦП тоже проверка, но почему-то не создано послаблений в СУР для декларантов, использующих электронное декларирование.

Есть ещё один недоступный для участника ВЭД уголок технологии электронного декларирования. После передачи электронной декларации на таможенный пост может пройти значительное время, но инспектор не видит переданную декларацию. Где она находится, иногда в течение часа, остаётся загадкой. Может быть, на сервере ГНИВЦ произошёл сбой и вручную весь ГНИВЦ растаскивает «электронную пробку», может, был скачок напряжения и потеря данных (Сервер ГНИВЦ ФТС проверяет подлинность ЭЦП и перенаправляет документы на сервер таможенного поста, указанный участником ВЭД).

Достижение европейских стандартов в российских таможенных технологиях и технологиях активно набирающего вес Таможенного союза будет, по-прежнему, осложнено разделением одной и той же - фискальной функции госорганов между двумя ведомствами Налоговым и Таможенным. Внесение поправок в соответствующие кодексы, сделают контроль не межведомственным, как это происходит сейчас, и контролировать участника ВЭД - налогоплательщика станет проще, следовательно, электронное декларирование станет реальнее.

Для решения проблем, связанных с электронным декларированием, во-первых, следует снять ответственность за возможные ошибки при передаче данных с инспектора, принимающего электронную декларацию. А для этого необходимо постоянно усовершенствовать программные комплексы, по средствам которых осуществляется обмен информацией между декларантом и сотрудником таможенного органа. Также благополучно отразится на снижении «человеческого фактора» правовая база, регламентирующая как деятельность должностного лица таможенного органа, так и деятельность декларанта при применении электронной формы декларирования.

Решением таких проблем как задержки при передаче электронных документов с одного таможенного органа в другой или декларанту, либо сбои на сервере ГНИВЦ ФТС так же является доработка программных средств, обучение специалистов грамотной работе с этими программными средствами и желание работать в данном направлении.

Проблема разделения фискальной функции между Налоговым и Таможенным ведомствами связана, как правило, с предоставлением документа, подтверждающего выпуск товаров, для возврата НДС экспортеру. Решением этой проблемы является наличие телекоммуникационной связи с помощью, которой заверенное в электронном виде подтверждение вывоза из пограничного пункта пропуска отправляется в налоговую службу, которая, приняв электронное подтверждение вывоза, выписывает экспортеру документы на возврат НДС.

Ответ на вопрос о перспективах электронного документооборота в таможенных органах прост. Предварительное информирование, самое близкое будущее при работе с электронными документами, а перспектива - виртуальное общение контролирующих и подконтрольных, скорее всего, приживётся и основательно закрепится в следующем десятилетии.

 

 

 

Заключение

 

         Таможенное декларирование представляет собой заявление сведений о товарах, заявленной таможенной процедуре и иных необходимых сведений. Таможенное декларирование товаров производится в письменной и электронной форме с использованием таможенной декларации. В качестве таможенной декларации также могут использоваться иные документы, содержащие необходимые для выпуска товаров сведения.

Электронное декларирование товаров осуществляется по двум основным технологиям:

-    ЭД-1 (без применения сети Интернет);

-    ЭД-2 (с использованием сети Интернет).

Быстрому внедрению электронного декларирования, в том числе через Интернет, способствовало появление института информационных операторов, что позволило многим участникам ВЭД, как крупным, так и малым, приобщиться к современным таможенным технологиям. В рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе РФ, электронная форма декларирования товаров является наиболее целесообразной. Осуществление таможенных операций посредством системы электронного документооборота в сфере таможенного оформления и таможенного контроля, перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, происходит с использованием программных комплексов. В связи с этим достигается ускорение проверки таможенных деклараций и обеспечивается надлежащий уровень таможенного контроля. Электронный документооборот обеспечивает обмен данными между постами, проводящими таможенное оформление, отделами таможни, таможенными представителями, складами временного хранения, банками и декларантами.

         Однако процесс электронного декларирования товаров имеет огромное количество нюансов, разрешение которых может обеспечить скорейшее и более грамотное введение этой формы таможенного декларирования товаров в действие.

        Решение всякого рода проблем электронного декларирования, таких как влияние человеческого фактора, технологические проблемы таможенного оформления, нежелание некоторых участников рынка тратить средства на покупку программного обеспечения и получение ЭЦП, способствует увеличению участников ВЭД, ускорению процесса прохождения товаров через границу, обеспечению безопасности таможенной очистки, в некой степени, что в итоге позволит увеличить товарооборот. Что пока, к сожалению, полной мере осуществить невозможно в силу того, что обустройство таможенных постов не совсем соответствует современным требованиям, а также того, что необходимо время. Время для принятия и детальной разработки правовой базы, для повышения квалификации и профессиональной грамотности работников таможенных органов, особенно на периферии страны, для усовершенствования системы информирования участников ВЭД обо всех имеющихся у них возможностях.

Информация о работе Таможенное декларирование товаров