Статистика валютного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель статистики валютного контроля – формирование полной и достоверной картины по направлению деятельности «Валютный контроль» и информирование руководства ФТС о соблюдении законодательства в области валютного контроля, а именно:
 содействие совершенствованию законодательства о валютном контроле;
 подготовка правовых актов по реализации контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеторговой деятельности;
 укрепление взаимодействия таможенной службы РФ и других федеральных органов исполнительной власти по осуществлению валютного контроля;
разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами государств-членов Таможенного союза.

Содержание

Введение............................................................................................................4
Глава 1. Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного регулирования, контроля...............................6
1.1. Валютное регулирование и валютный контроль: Цель, задачи, основные направления......................................................................................................6
1.2. Система валютного регулирования и контроля......................................10
Глава 2. Статистика валютного регулирования и валютного контроля.......13
2.1. Статистический учёт в Таможенном Союзе............................................13
2.2. Составление статистической отчётности валютного регулирования и валютного контроля.......................................................................................17
2.3 Показатели эффективности статистики валютного контроля..................21
Заключение.....................................................................................................26
Библиографический список...........................................................................30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Голуненко.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 
Введение............................................................................................................4

Глава 1. Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного регулирования, контроля...............................6

1.1. Валютное регулирование и валютный контроль: Цель, задачи, основные направления......................................................................................................6

1.2. Система валютного регулирования и контроля......................................10

Глава 2. Статистика валютного регулирования и валютного контроля.......13

2.1. Статистический учёт в Таможенном Союзе............................................13

2.2. Составление статистической отчётности валютного регулирования и валютного контроля.......................................................................................17

2.3 Показатели эффективности статистики валютного контроля..................21

Заключение.....................................................................................................26

Библиографический список...........................................................................30

 

Введение

Представленная курсовая работа посвящена вопросу статистики валютного регулирования и валютного контроля.

Предметом статистики валютного контроля являются процесс и результаты осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Последняя редакция действующего Федерального Закона №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также ст. 15.25 КоАП, дополненная частями 5 и 6 и ст. 16.19 КоАП, дополненная частью 4, обязывают таможенные органы осуществлять валютный контроль на путях выявления случаев:

- несвоевременной и/или  неполной репатриации платежей (т.н. экспортной выручки), причитающихся  российским экспортерам за экспортированные  ими товары;

- необоснованного перевода  российскими импортерами платежей за импортируемые товары.

Целью осуществления валютного контроля силами таможенных органов является обеспечение исполнения участниками внешнеторговой деятельности положений валютного законодательства при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и/или транспортных средств.

Задачами валютного контроля, осуществляемого силами таможенных органов, являются:

· обеспечение своевременной и полной регистрации (возврата) платежей (т.н. экспортной выручки), причитающихся российским экспортерам за экспортированные ими товары;

· отслеживания обоснованности платежей, производимых российскими импортерами за импортируемые ими товары;

· обеспечение соблюдения валютного законодательства при перемещении через государственную границу Российской Федерации валюты, валютных ценностей и ценных бумаг физическими лицами.

Цель статистики валютного контроля – формирование полной и достоверной картины по направлению деятельности «Валютный контроль» и информирование руководства ФТС о соблюдении законодательства в области валютного контроля, а именно:

  • содействие совершенствованию законодательства о валютном контроле;
  • подготовка правовых актов по реализации контрольных функций таможенных органов при осуществлении внешнеторговой деятельности;
  • укрепление взаимодействия таможенной службы РФ и других федеральных органов исполнительной власти по осуществлению валютного контроля;

разработка единых принципов осуществления валютного контроля таможенными службами государств-членов Таможенного союза.

 

Глава 1 Правовая и нормативная база статистики валютного контроля. Цель и объект статистики валютного регулирования, контроля.

 

1.1. Валютное регулирование: Цель, задачи, основные направления

Валютное регулирование — это деятельность государствен­ных органов, направленная на регламентирование порядка совер­шения валютных операций.

Валютный контроль  - деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:

  1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
  2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков1. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
  3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.

Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.

Эффективное выполнение задач и достижение целей, стоящих перед валютным регулированием и валютным контролем в масштабах экономики всей страны, предполагает наличие гибкой информационной системы сбора, систематизации поступающих данных и их обработки, комплексного анализа полученной информации и подготовки на этой основе сводно-аналитических материалов.

Одним из главных вопросов в рамках такой информационной системы является организация статистического учета и отчетности по валютному регулированию и валютному контролю. Организация системы учета и отчетности включает в себя решение следующих задач:

разработку методологии формирования статистической отчетности по основным вопросам валютного регулирования и валютного контроля в рамках банковской системы;

подготовку и выпуск инструкций по заполнению вводимых форм отчетности, а также соответствующих методических материалов по ведению отчетности;

создание комплекса программ по обработке статистической от-четности по валютному регулированию и валютному контролю и доведение их до кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России.

В настоящее время, с момента образования в 1993 г. структурного подразделения по валютному регулированию и валютному контролю в Банке России, создана нормативная база статистического учета и отчетности, создан и поддерживается комплекс программ по обработке данных и действует электронная форма представления отчетности, как на уровне кредитных организаций в территориальные учреждения Банка России, так и от территориальных учреждений в Банк России. Таким образом, обеспечена автоматизация сбора и обработки отчетных данных по валютным операциям и сведено до минимума представление кредитными организациями отчетности на бумажных носителях.

Созданная система статистического учета и отчетности имеет комплексный и многоцелевой характер и ориентирована на выполнение целого ряда задач, а именно:

информационного обеспечения для разработки и проведения денежно-кредитной и валютной политики;

обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта;

уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров;

мониторинг рынка наличной иностранной валюты;

предотвращения необоснованного оттока капитала из страны и сокращение притока спекулятивного капитала;

осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций;

подготовку данных для составления платежного баланса и баланса денежных доходов и расходов населения;

пресечения движения нелегального капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Система валютного регулирования и валютного контроля

 

С 1 октября 2012 года вступает в силу новый нормативный акт Банка России — Инструкция от 04.06.2012 № 138‑И(ред. от 14.06.2013) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». 

  По своей сути Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — Инструкция № 138-И) является синтезом Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее — Инструкция № 117-И) и Положения Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В новой инструкции существенно упрощен порядок заполнения и передачи документов резидентами в уполномоченный банк.

 В Инструкции № 138-И изменены формы и порядок заполнения паспортов сделок, справок о валютных операциях и справок о подтверждающих документах, а также пересмотрены коды валютных операций и механизм взаимодействия резидента и уполномоченного банка.

  Как и в предыдущей Инструкции № 117-И, уполномоченный банк определяет ответственного сотрудника, имеющего право совершать от имени уполномоченного банка как агента валютного контроля действия по валютному контролю, в том числе подписывать документы и заверять их оттиском печати уполномоченного банка, используемой для целей валютного контроля. Причем документы для валютного контроля, направляемые уполномоченным банком резиденту на бумажном носителе, должны быть подписаны ответственным лицом и заверены оттиском печати уполномоченного банка на каждой странице, а документы, направляемые уполномоченным банком резиденту в электронном виде, подписываются электронной подписью ответственного лица или иного сотрудника уполномоченного банка, которому предоставлено такое право.

  Иными словами, новая инструкция предусматривает возможность полностью перейти на электронный документооборот между резидентом и банком паспорта сделки, что соответственно ускорит и упростит процесс получения клиентами банка документов валютного контроля. Особенно это важно для тех участников ВЭД, которые территориально расположены в отдаленном месте от уполномоченного банка.

   Еще одним важным моментом, который также упрощает документооборот, является то, что резидент теперь на основании доверенности может наделять правом подписи документов иное лицо, которое не обладает правом первой или второй подписи, заявленной в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

   Что касается сферы действия новой инструкции, то она намного шире своей «предшественницы». Так, действие новой инструкции распространяется, помимо резидентов, являющихся юридическими (за исключением кредитных организаций и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)») и физическими лицами — индивидуальными предпринимателями, на физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

     Из вышеизложенного  следует, что если резидент (физическое  лицо) заключил от своего имени  внешнеторговый контракт и сумма  контракта свыше $ 50 000, то он будет  обязан открыть паспорт сделки  и в дальнейшем представлять в установленные инструкцией сроки все необходимые документы для валютного контроля.

     Новая инструкция  дала возможность резидентам, имеющим  обособленные филиалы, производить  оплату как непосредственно со  своих счетов, так и со счетов  их филиалов при условии, что счета резидента и его обособленного филиала находятся в одном уполномоченном банке. Более того, резидент, согласно Инструкции № 138-И, может делегировать свою обязанность по оформлению паспорта сделки своему филиалу.

 

Глава 2. Статистика валютного регулирования и валютного контроля

 

2.1 Статистический учёт в Таможенном Союзе

Напомним, объектом статистического учета являются товары, ввозимые на территорию РФ с территории государств - членов Таможенного союза или вывозимые с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза. Постановлением Правительства РФ от 26.05.2011 N 414 расширен перечень товаров, перемещение которых не подлежит статистическому учету. К ним отнесены:

- товары, содержащие сведения, относящиеся  к государственной тайне, товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с законодательством Таможенного союза;

Информация о работе Статистика валютного регулирования