Предприятия, учреждения, организации 
и граждане, заинтересованные в том, 
чтобы таможенное оформление производилось 
непосредственно на их территориях 
или в их помещениях, а не в 
местах нахождения таможенных органов 
Российской Федерации, предоставляют 
этим органам необходимые служебные 
и бытовые помещения, оборудование 
и средства связи в безвозмездное 
пользование.
Земельные участки для 
таможенных целей предоставляются 
в бессрочное (постоянное) пользование. 
Таможенные органы Российской Федерации 
полностью освобождаются от платы 
за землю.
По очень щекотливому 
вопросу использования информации, 
предоставленной для таможенных 
органов Российской Федерации государственными 
органами, предприятиями, учреждениями, 
организациями и гражданами для 
таможенных целей статья 16 провозглашает 
следующее: Информация, предоставленная 
таможенным органам Российской Федерации 
государственными органами, предприятиями, 
учреждениями организациями и гражданами 
в соответствии с настоящим Кодексом 
и иными актами законодательства 
Российской Федерации по таможенному 
делу, может использоваться исключительно 
в таможенных целях. Информация, составляющая 
государственную, коммерческую, банковскую 
или иную охраняемую законом тайну, 
а также конфиденциальная информация 
(информация, не являющаяся общедоступной 
и могущая нанести ущерб правам 
и охраняемым законом интересам 
предоставившего ее лица) не должна 
разглашаться, использоваться должностными 
лицами таможенных органов Российской 
Федерации в личных целях, передаваться 
третьим лицам, а также государственным 
органам, за исключением случаев, предусмотренных 
законодательными актами Российской Федерации.
Естественно, не обойден 
в Кодексе и вопрос обжалования 
решений, действий или бездействия 
таможенных органов Российской Федерации 
и их должностных лиц. Решения, действия 
или бездействие таможенных органов 
Российской Федерации и их должностных 
лиц могут быть обжалованы в порядке, 
установленном настоящим Кодексом.
Основные категории 
Таможенного кодекса.
Далее расшифровываются основные 
понятия, используемые в настоящем 
Кодексе в следующих значениях:
    - товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 4 настоящей статьи;
 
    - российские товары - товары, происходящие из Российской Федерации, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской Федерации;
 
    - иностранные товары - товары, не указанные в пункте 2 настоящей статьи;
 
    - транспортные средства - любые средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;
 
    - перемещение через таможенную границу Российской Федерации - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся: при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при ввозе с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации - фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации; при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации и при вывозе товаров или транспортных средств с остальной части таможенной территории Российской Федерации на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады - подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввести товары или транспортные средства;
 
    - лица - предприятия, учреждения и организации, а также физические лица, за исключением случаев, когда из положений настоящего Кодекса вытекает иное;
 
    - российские лица - предприятия, учреждения и организации с местонахождением в Российской Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации.
 
    - иностранные лица - лица, не указанные в пункте 7 настоящей статьи;
 
    - лица, перемещающие товары - лица, являющиеся собственниками товаров, их покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных настоящим Кодексом, от собственного имени;
 
    - декларант - лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник) , декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени;
 
    - перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;
 
    - таможенный режим - совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей;
 
    - выпуск - передача таможенными органами Российской Федерации товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица;
 
    - условный выпуск - выпуск товаров и транспортных средств, сопряженный с обязательствами лица о соблюдении установленных ограничений, требований или условий;
 
    - таможенное оформление - процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса;
 
    - таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации;
 
    - меры экономической политики - ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленные исходя из соображений экономической политики Российской Федерации и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством;
 
    - таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами Российской Федерации;
 
    - таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
 
    - налоги - налоги, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации.
 
Заключение
Исходя из вышеизложенного, 
не претендующего, впрочем, на всеохватность 
и скрупулезность обзора, можно заметить, 
что новый Таможенный кодекс несомненно 
укрепил статус таможенных органов 
Российской Федерации как государственной 
службы, призванной блюсти порядок 
во внешнеэкономической деятельности 
российских предприятий и отвечать 
за сбор соответствующих финансовых 
средств в пользу государства.
Основные положения таможенного 
кодекса вносят ясность и строгую 
систематизацию в вопросы правового 
статуса современной российской 
Таможни, являются базисом для сложных 
и многоступенчатых надстроек таможенного 
законодательства. Путем введения в 
них стройного категорийного 
аппарата создается возможность 
нормального функционирования законодательных 
и судебных органов России.
Если судить по немногочисленности 
и незначительности поправок к Таможенному 
кодексу РФ, принятых Высшей законодательной 
властью (носящие служебный характер 
естественные дополнения и уточнения, 
проводимые Государственным таможенным 
комитетом и подконтрольными 
ему службами, принимать во внимание 
при данном рассмотрении не стоит) , 
то можно сделать вывод о серьезной 
работе, предшествовавшей принятию этого 
законодательного акта и достаточно 
полном его соответствии насущным жизненным 
требованиям. 
 
Список использованной 
литературы:
    - Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1997. С. 196
 
    - С. И. Иваненко, Ю. Г. Федоскин. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.: Руссико, 1993.