Организация, система и структура таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 02:17, доклад

Краткое описание

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь.
Субъектами таможенного права являются лица, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере, к которым относятся: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Вложенные файлы: 1 файл

GLAVA_1.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

1. ОРГАНИЗАЦИЯ, СИСТЕМА И СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы Республики Беларусь, являющиеся правоохранительными  органами и составляющие единую систему, в которую входят Государственный  таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь.

Субъектами таможенного права  являются лица, наделенные правами  и обязанностями в таможенной сфере, к которым относятся: таможенные органы; государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций; юридические лица; физические лица.

Эти субъекты делятся на две группы: специальные и иные субъекты. Понятием специального субъекта таможенного  права охватываются таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, которая характеризуется  совокупностью возложенных на них  задач и функций, а также объемом  конкретных прав и обязанностей государственного служащего того или иного таможенного  органа. [1, с.48]

Таможенные органы относятся к  числу правоохранительных органов. Эта специфика определяется выполняемыми ими задачами и функциями. В свою очередь, выполнение возложенных задач  обусловливает особенности исполнительной деятельности таможенных органов. Как  органы исполнительной власти таможенные органы характеризуются следующими основными чертами: они исключительно  и непосредственно осуществляют таможенное дело; обладают строго определенной и исключительной компетенцией в  области таможенного дела; их деятельность в процессе осуществления таможенного  дела по своему юридическому содержанию является распорядительной; они создаются, реорганизуются и ликвидируются  вышестоящими органами исполнительной власти; финансирование таможенных органов  осуществляется за счет средств государственного бюджета, направляемых на содержание органов  исполнительной власти Республики Беларусь, а также иных предусмотренных  законодательством Республики Беларусь источников.

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов выражается в  основных задачах, решаемых ими. Их деятельность должна быть направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Республики Беларусь, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов  и государственных органов и  соблюдение ими обязанностей в области  таможенного дела.

Таможенные органы Республики Беларусь составляют единую систему, под которой  понимается иерархически построенная  совокупность таможенных органов в  соответствии с их компетенцией и  поставленными перед ними едиными  целями и задачами в области таможенного  дела. В то же время она представляет собой сложную подсистему общей  системы органов исполнительной власти Республики Беларусь.

Таможенные органы, осуществляющие таможенное дело в Республике Беларусь, характеризуются единством цели - осуществление единой таможенной политики и единством задач - эффективное  использование инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка  и ряд других.

В единую систему таможенных органов  входят: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. [1, с.77].

1.1 Понятие таможенных  органов Республики Беларусь, их правовой статус и компетенция

Таможенные органы Республики Беларусь ─ это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закрепленных в статье 313 ТК. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов.

Правовой статус таможенных органов  определяется их местом и ролью в  общей системе органов государственной  власти. Таможенные органы являются составной  частью системы органов исполнительной власти и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в  сфере таможенного дела.

Они действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела. Компетенция таможенных органов ─ это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.

Таможенные органы во исполнение возложенных  на них функций и для решения  поставленных перед ними задач имеют  право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального  характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного  права (государственными органами, организациями  и учреждениями, юридическими и физическими  лицами ─ как белорусскими, так и иностранными).

Правоприменение в деятельности таможенных органов ─ это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).

Правоохрана осуществляется таможенными  органами путем контроля за соблюдением  субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного  права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер  юридического воздействия.

1.2 Единая система  таможенных органов Республики Беларусь

Таможенные органы Республики Беларусь составляют единую систему.

Под единой системой таможенных органов  понимается иерархически построенная  совокупность таможенных органов в  соответствии с их компетенцией и  поставленными перед ними едиными  целями и задачами в области таможенного  дела. В то же время она представляет собой сложную подсистему общей  системы органов исполнительной власти Республики Беларусь [1, с.78].

Таможенные органы, осуществляющие таможенное дело в Республике Беларусь, характеризуются единством цели - осуществление единой таможенной политики и единством задач - эффективное  использование инструментов таможенного  контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка и ряд других[2, c. 122].

В единую систему таможенных органов  входят: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни. Единая система таможенных органов действует в рамках единых пространственных пределов таможенной территории Республики Беларусь.

С точки зрения масштабов территориальной  деятельности система таможенных органов  подразделяется на два уровня. К  первому относится ГТК Республики Беларусь, осуществляющий свою деятельность на всей территории Республики Беларусь, ко второму - таможни, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного  региона. Границы деятельности таможен  могут как совпадать, так и  не совпадать с административно-территориальными границами субъектов Республики Беларусь [1, с.78].

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания  централизации и децентрализации. Каждый нижестоящий таможенный орган  подчинен только по вертикали вышестоящим  таможенным органам. Вышестоящие таможенные органы направляют и контролируют деятельность нижестоящих, их решения обязательны  для нижестоящих таможенных органов. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство  с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов  за выполнение возложенных на них  функций на подведомственной территории.

Таможенные органы выполняют возложенные  на них функции на единой правовой основе. Таможенный кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» являются единой базой всего механизма правового  регулирования таможенных отношений, затрагивают все основные вопросы, возникающие в практической деятельности таможенных органов. При этом Таможенный кодекс Республики Беларусь определяет существо единой системы таможенных органов и служит правовым базисом  для их формирования.

Согласно статье 314 ТК РБ, для единой системы таможенных органов характерна единая государственная символика. Таможенные органы имеют флаг и геральдический знак - эмблему таможенных органов. Описание и рисунки флага и геральдического знака - эмблемы таможенных органов утверждаются Президентом Республики Беларусь[2, c. 124].  

Наличие у таможенных органов собственных  флага и эмблемы свидетельствует  о единстве таможенных органов и  их обособленности в системе органов  исполнительной власти Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет  Республики Беларусь является центральным  органом исполнительной власти Республики Беларусь, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в  Республике Беларусь, а общее руководство  таможенным делом в Республике Беларусь осуществляет Президент Республики Беларусь.

Основные задачи и функции Государственного таможенного комитета Республики Беларусь определены Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228  «О некоторых вопросах таможенных органов» .

Таким образом, основными задачами ГТК являются: проведение государственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления в сфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности других республиканских органов государственного управления и иных организаций; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ее экономических интересов; организация и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечение реализации этих мер; предупреждение и пресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.

На ГТК могут быть возложены  иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и постановлениями  Совета Министров Республики Беларусь, принятыми в пределах его компетенции [2, c. 126].

Организационная структура Государственного таможенного комитета Республики Беларусь определяется задачами, функциями и  основными направлениями деятельности таможенных органов и состоит  из следующих элементов: руководство  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и аппарат Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, состоящий из управлений и отделов. Среди структурных элементов  ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: Председатель, его заместители и коллегия Государственного таможенного комитета Республики Беларусь.

Государственный таможенный комитет  Республики Беларусь возглавляет Председатель, который назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом Республики Беларусь. Председатель осуществляет общее руководство  системой таможенных органов. Он имеет  заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности по его представлению Президентом Республики Беларусь.

Таможня Республики Беларусь входит в единую систему таможенных органов Республики Беларусь, осуществляет возложенные на нее задачи и функции в пределах закрепленной за ней зоны деятельности. Руководство деятельностью таможни осуществляет Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, которым утверждаются структура, штатная численность и фонд оплаты труда таможни. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. В своей деятельности таможня руководствуется Конституцией и иным законодательством Республики Беларусь, нормативными правовыми актами ГТК и вышеназванным Типовым положением о таможне.

Таможня относится к правоохранительным органам Республики Беларусь, является органом дознания по делам о контрабанде  и иным преступлениям в сфере  таможенного дела, осуществляет оперативно-розыскную  деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях. В целях осуществления  задач и функций, возложенных  на нее, таможня взаимодействует  с другими правоохранительными  и иными органами государственной  власти и управления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, текущие счета по исполнению доходной части республиканского бюджета, другие счета в банках. Таможня финансируется  за счет средств республиканского бюджета, а также из иных, предусмотренных  законодательством Республики Беларусь источников.

Информация о работе Организация, система и структура таможенных органов