Общие положения таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:55, курсовая работа

Краткое описание

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.
Среди большого количества функций, реализуемых таможенными органами России, значительную роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число согласно Таможенного кодекса ТС входят:
обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защиты экономических интересов Российской Федерации;

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Общие положения таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств

1.1 Понятие таможенного  контроля

Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

        Среди большого  количества функций, реализуемых  таможенными органами России, значительную  роль играют те, которые призваны обеспечить исполнение задач, непосредственно относящихся к таможенному контролю. В их число согласно Таможенного кодекса ТС входят:

        обеспечение  соблюдения законодательства, контроль  за исполнением которого возложен  на таможенные органы;

        обеспечение  в пределах своей компетенции  экономической безопасности и  защиты экономических интересов  Российской Федерации;

        осуществление  в пределах своей компетенции  валютного контроля;

взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;

        обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

        обеспечение  эффективного исполнения таможенных  режимов при перемещении товаров  и транспортных средств через  таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации и др.

        Несмотря на  то, что в Таможенном кодексе  ТС непосредственно не сформулированы  задачи таможенных органов, однако, основываясь на перечисленных функциях, можно сделать вывод, что они состоят из контроля за обеспечением соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

        В соответствии  с Таможенным кодексом Таможенного Союза таможенный контроль производится в следующих формах:

        1) проверка документов и сведений;

        2) устный опрос;

        3) получение объяснений;

        4) таможенное наблюдение;

        5) таможенный осмотр;

        6) таможенный досмотр;

        7) личный таможенный досмотр;

        8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

        9) таможенный осмотр помещений и территорий;

        10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

        11) проверка системы учета товаров и отчетности;

        12) таможенная проверка.

        По формам осуществления таможенного контроля его можно разделить на следующие виды:

        1) проверка документов на товары и транспортные средства;

        2) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 

        3) таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

        Следует отметить, что все эти виды таможенного контроля находятся в единстве и направлены на установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, выявление контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, а также нарушений таможенных правил.

        Проверка документов на товары и транспортные средства. Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств. Однако возможны случаи, когда таможенный контроль заключается только в проверке документов.

        По своему назначению документы, необходимые для таможенных целей, могут быть отнесены к следующим группам — это транспортные документы, торговые документы, таможенные документы и другие документы.

        К транспортным документам относятся те, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом — накладные, коносаменты (применительно к железнодорожному транспорту также дорожные ведомости, вагонные листы, передаточные ведомости, багажные квитанции) и др.

        К торговым документам относятся: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров.

        К таможенным относятся документы, выданные и удостоверенные в надлежащем порядке должностными лицами таможенных органов.

        К другим документам относятся: сертификаты качества, соответствия и карантинные, разрешительные документы иных органов, которыми должны сопровождаться некоторые товары; воинские пропуска; учредительные документы, дающие право российским юридическим и физическим лицам осуществлять внешнеэкономическую деятельность, и тому подобные документы.

         Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (перевозчики), обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.

         Все четыре группы документов имеют прямое отношение к осуществлению таможенного контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами, и все они должны внимательно проверяться должностными лицами таможенных органов, прежде чем будет принято решение о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с содержанием примененного к ним таможенного режима.

        Таможенный осмотр. Под таможенным осмотром следует понимать административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

        Таможенный осмотр обусловлен ст. 96 ТК ТС, согласно которой транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.

        Под идентификацией следует понимать наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств, составление чертежей, масштабных изображений, изготовления фотографий, иллюстраций, использование товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами Российской Федерации или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

        В процессе осуществления таможенного осмотра товаров и транспортных средств проверяется также наличие и состояние средств идентификации.

        В соответствии  со ст. 110 ТК ТС таможенный осмотр отнесен к осмотру территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

        Вместе с тем таможенный осмотр на практике имеет место в отношении товаров и транспортных средств при ввозе — в таможне отправления, при вывозе — в таможне назначения, о чем свидетельствуют, в частности, Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденное приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. № 206 , а также требования приказа ГТК РФ от 19 августа 1994 г. № 426 «Об утверждении нормативных актов, относящихся к надлежащему оборудованию транспортных средств (контейнеров)». В соответствии с этим приказом должностные лица таможенного органа, разрешающего помещение транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенный режим транзита и доставки товаров или доставку транспортных средств (контейнеров) и товаров под таможенным контролем, проверяют наличие свидетельства о допущении дорожного транспортного средства либо таблички о допущении контейнера.

 

 

 

 

1.2. Задачи и функции  таможенных органов

Основные цели, задачи и функции таможенных органов определяются в главе 46 ТК ТС и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      Таможенный кодекс определяет таможенные органы как правоохранительные и как составную часть сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Они призваны непосредственно обеспечивать соблюдение законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

        Многообразная по своему характеру деятельность таможенных органов направлена на решение следующих главных задач.

        Решение экономических задач достигается посредством участия таможенных органов в обеспечении в пределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможенной территории России, а также взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

        Решение задач регулирования таможенного дела достигается посредством организации применения и совершенствования средств таможенного регулирования, исходя из приоритетов развития экономики Российской Федерации. Среди таких средств принятие решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, о стране происхождения товара, о защите прав интеллектуальной собственности, об обеспечении единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства и др.

        Решение правоохранительных задач достигается посредством выявления фактов нарушения правил, запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством, производства неотложных следственных действий и дознания по уголовным делам и производства по делам об административных правонарушениях по фактам таможенных правонарушений.

        Деятельность таможенных органов выражается в выполнении ими многочисленных функций. Они раскрывают сущность и содержание исполнительной, контрольной и надзорной деятельности на всех уровнях управления таможенным делом и являются отражением распределения обязанностей между отдельными органами, составляющими единую систему таможенных органов.

Классифицируя функции таможенных органов, их можно подразделить на основные и обеспечивающие.

        Основные функции раскрывают сущность управленческой деятельности таможенных органов. Перечень основных функций таможенных органов закреплен в ст.202 ТК ТС: 

        осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

        взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

        обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

        обеспечение соблюдения установленных в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

        обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;

        борьба с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказание содействия в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации;

        осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с российским законодательством о валютном регулировании и валютном контроле;

        ведение таможенной статистики внешней торговли;

        обеспечение выполнения международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

Информация о работе Общие положения таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств