Источники таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 14:51, лекция

Краткое описание

Источниками таможенного права являются нормативные акты нескольких уровней
1. Конституция РФ – основы для всех других действующих нормативно-правовых актов
a. Гарантируется свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств ст 8 ч 1
b. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы ст 57
2. Международные конвенции и договоры. В настоящее время в России действуют более 70 международных конвенций. Эти источники применяются в качестве самостоятельных нормативных актов, а также являются основой при разработке подзаконных и ведомственных нормативных актов в таможенном деле.

Вложенные файлы: 1 файл

лекция.docx

— 53.65 Кб (Скачать файл)

Таможенное право. Ванюхин


 

 

Источники таможенного права.

Источниками таможенного права являются нормативные акты нескольких уровней

  1. Конституция РФ – основы для всех других действующих нормативно-правовых актов
    1. Гарантируется свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств ст 8 ч 1
    2. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы ст 57
  2. Международные конвенции и договоры. В настоящее время в России действуют более 70 международных конвенций. Эти источники применяются в качестве самостоятельных нормативных актов, а также являются основой при разработке подзаконных и ведомственных нормативных актов в таможенном деле. Пример: приказ ГТК РФ «Об утверждении положения о порядке применения конвенции МДП 1975» от 18 мая 1994 года №206. Среди других источников международного уровня:
    1. Конвенция «О временном ввозе» от 1990 года
    2. Договор «О создании союзного государства» от 8 декабря 1999
  3. Федеральные и кодифицированное законы
    1. Таможенный кодекс Таможенного союза, вступил в силу в июле 2010 года и является базовым источником норм таможенного права, в том числе для членов таможенного союза.
    2. КоАП – позволяет таможенным органам рассматривать деля об административных правонарушениях
    3. Налоговый кодекс РФ, ст 34 НК регламентирует полномочия таможенных органов в области налогообложения и сборов.
    4. Уголовный кодекс РФ, представлен несколькими положениями:
      1. Незаконные экспорт из РФ сырья, материалов которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения; невозвращения на территорию РФ предметов художественного исторического достояния народов России и др

Федеральные законы

    1. ФЗ «О таможенном тарифе» №50/03-1 содержит положения о видах ставок таможенных пошлин; о порядке их применения, о тарифных льготах
    2. ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.4.1993 №48/04-1
    3. ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»
  1. Подзаконные нормативные акты. К данной категории норм таможенного права относятся: указы президента РФ и постановления правительства РФ:
    1. Указ президента РФ «Вопросы федеральной таможенной службы» от 11 мая 2006 №473 закрепляет основы правового статуса федеральной таможенной службы.
    2. Постановление правительства РФ«О федеральной таможенной службе» от 26.07.2006 (содержит подробное изложение полномочий федеральной таможенной службы РФ)
  1. Подведомственные нормативные акты. В качестве источника таможенного права включают в себя огромный объем документов, основы которого составляют приказы федеральной таможенной службы(прежний орган ГТК РФ), МинЭкономРазвитие России

 

Система нормативного правового регулирования в таможенном союзе.

В условиях таможенного союза действуют 2 вида источников правовых норм:

  • Союзные – обязательные для исполнения субъектами таможенных правоотношений всех государств таможенного союза
  • Национальные – обязательные для исполнения субъектами таможенных правоотношений союза

 

 

 

Правовые основы таможенного дела.

2.1. Правовое режим перемещения товаров

Таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения мер таможенного тарифного регулирования, а также исполнения запретов и ограничений при ввозе и вывозе товаров через таможенную границу(ст 2 закона «О таможенном регулировании»). Комплекс правовых средств применяемых в таможенном деле образует правовой режим перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Цель создания правового режима – формирование доходной части бюджета.


Правовой режим перемещения товаров(упрощенная структура)

 


 

 

 

 

 

 

 

I. Принципы перемещения товаров, принципы таможенного права – это установленные государством основополагающие правила перемещения товаров через границу

  • Все лица на равных условия имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
  • Все товары перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.
  • Пользование и распоряжение товарами,  перемещаемыми через таможенную границу недопустимо до завершения их таможенного оформления(до их «выпуска» таможенным органом)

II. Методы регулирования процесса перемещения товаров. Государственное регулирование перемещения товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, действующим федеральным законодательством, законодательными актами таможенного союза следующим набором методов:

  • Таможенно-тарифное регулирование. В РФ применяются
    • Ставки ввозных таможенных пошлин для товаров перемещаемых на таможенную территорию таможенного союза
    • Ставки вывозных таможенных пошлин для товаров перемещаемых из Российской Федерации за пределы государств – участников таможенного союза
  • Нетарифное регулирование – это ограничения объемов перемещаемых через таможенную границу товаров, путем применения лицензирования и квотирования (количественных ограничений экспорта и импорта товаров). Лицензирование в сферах таможенной торговли устанавливается в следующих случаях:
    • При временном ограничении экспорта или импорта отдельных товаров
    • При отрицательном воздействии на жизнь или здоровье граждан, на окружающую среду отдельных видов товаров
    • При исключительным праве на экспорт или импорт отдельных товаров
    • При выполнении РФ международных обязательств
  • Запреты и ограничение в правилах внешней торговли и интеллектуальной собственности

 

 

III. Таможенные операции

Таможенные операции – это действия совершаемые субъектами таможенных правоотношений, в соответствии с правилами установленными ТК ТС и законом о таможенном регулировании в обеспечении государственных интересов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные операции изучаются в последующих разделах учебного курса.

 

 

2.2 Таможенные органы, субъекты таможенных правоотношений(ТПО).

ТО РФ составляют единую федеральную систему, они являются властными субъектам ТПО, контролируют исполнение правовых норм, то есть правил перемещения товаров, применяют к нарушителям меры государственного принуждения.

ТО осуществляют следующие функции(ст 12 ФЗ о таможенном регулировании):

  1. Проводят таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе и вывозе товаров
  2. Ведут таможенную статистику внешней торговли РФ
  3. Взимают, а также контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, пошлин и сборов
  4. Обеспечивают порядок международной перевозки через таможенную границу таможенного союза
  5. Проводят следственные действия в форме дознания по уголовным делам, по делам об административных правонарушениях в области таможенного права
  6. С использованием средств таможенного регулирования защищают интересы отечественных товаропроизводителей, нравственности населения, охраны окружающей среды.
  7. Осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела.

 

Система таможенных органов содержится в ст 10 ФЗ о таможенном регулировании РФ:

  1. Федеральная таможенная служба России(ФТС)
  2. Региональное таможенное управление РФ(РТУ)
  3. Таможня
  4. Таможенный пост

Федеральная таможенная служба – является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемым функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Руководство ФТС осуществляет правительство РФ. ФТС осуществляет свою деятельность через подчиненные ей таможенные органы, размещенные в регионах РФ, а также через представительства за рубежом. ФТС утверждает типовые бланки документов, применяемых при оформлении таможенных операций. С 2010 года типовые бланки документов также утверждает комиссия таможенного союза(решение комиссии таможенного союза «О формах таможенных документов от 20 мая 2010 № 260»).

Цели и задачи нижестоящих таможенных органов совпадают с целями и задачами ФТС России. Ниже стоящий таможенный орган обязан выполнять весь комплекс функций, но пропорционально своему административно-правовому статусу.

Региональное таможенное управление – осуществляет руководство деятельностью таможен и является по отношению к ним вышестоящим органом.

Задачи решаемые РТУ делятся на 4 вида:

  • Контрольно-регулятивные
  • Правоохранительные
  • Организационно-хозяйственные
  • Аналитические

Компетенция РТУ определена приказом ФТС России «Об утверждении положения о РТУ и положения о таможне» от 12.01.2005 №7.

Выделяются 4 специализированных РТУ:

  • Оперативно-поисковое управление
  • Таможенное управление радиоэлектронной безопасности объектов таможенной инфраструктуры
  • Таможенное управление силового обеспечения
  • Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление

Таможня создается, реорганизуется и ликвидируется ФТС России. Тем же органом утверждается структура и штатная численность. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим органом. Таможня является юридическим лицом и имеет самостоятельный баланс, а также печать с изображением государственного герба.

Основными задачами таможни и входящих в ее состав таможенных постов, является:

  • Непосредственное проведение таможенного оформления, принятие таможенных деклараций
  • Проведение всех форм таможенного контроля
  • Взимание причитающихся к уплате таможенных платежей
  • Применение соответствующих мер воздействия на нарушителей таможенных правил

Таможня для реализации своих задач, имеет право:

  • Быть истцом и ответчиком в суде
  • Издавать правовые акты распорядительного и организационного характера, осуществлять контроль за законностью правовых актов издаваемых на таможенных постах
  • Устанавливать таможенным постам контрольные показатели деятельности, в том числе взимание таможенных платежей
  • Принимать в пределах своей компетенции решения о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей

Данный перечень прав не является исчерпывающим

Таможенный пост – территория деятельность таможенного поста включена в состав региона деятельности таможни и определена ФТС России. Статус таможенного поста определен в приказе ФТС России «Об утверждении положения о таможенном посте» от 13.08.2007 №965.

Таможенный пост базируется в местах наличия товаров подлежащих таможенному оформлению и контролю, в пунктах пропуска через таможенную границу РФ, в крупных таможенных терминалах, на товарных, станция, аэропортах и т.д.

Таможенный пост, для выполнения возложенных задач, имеет право:

  • Давать согласие на перемещение товаров через таможенную границу
  • Останавливать принудительно транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию ТС без разрешения таможенных органов
  • Давать разрешения или отказывать в разрешении на изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, высадку пассажиров.
  • Проводить в любое время инвентаризацию товаров, находящихся под таможенным контролем, товаров в отношении которых не уплачены таможенные платежи

Данный перечень прав не является исчерпывающем.

 

 

2.3 Подвластные субъекты  таможенных правоотношений

1. Лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу ТС.

Информация о работе Источники таможенного права