История таможенного дела и таможенной политики в России 18 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 06:05, реферат

Краткое описание

Цель: Исследование развития таможенного дела и таможенной политики в указанный период, а так же изучение документов и уставов в период правления Петра I.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
Дать определение таможенного дела и таможенной политики.
Изучить внешнюю торговлю в XVIII век.
Изучить таможенную политику и таможенное дело в XVIII веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1 Предмет истории таможенного дела и таможенной политики. 5
1.2 Научные подходы и методы изучения. 9
1.3 Содержание таможенного дела и таможенной политики. 12
2. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ В XVIII ВЕКЕ. 18
3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННАЯПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ. 22
3.1 Таможенная служба, таможенные меры и реформы в XVIII веке. 22
3.2 Основные этапы развития таможенного дела в XVIII веке. 27
3.3 Таможенный тариф 1724 года. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.87 Кб (Скачать файл)

 Быстро росла внешняя торговля России к середине столетия. Если в 1749 году экспорт хлеба оценивался в 2 тысячи рублей, то в начале 90-х годов он увеличился почти до 3-х тысяч. Однако внешнеторговая деятельность России во второй половине 18 века все еще не была достаточно активной из-за отсутствия обеспеченных выходов на международные морские коммуникации, неразвитости судостроения и портового хозяйства. Тем не менее, с конца 50-х годов до конца 70-х годов 18 века ввоз товаров возрос в два раза, а вывоз более чем в три раза. Начиная с этого времени, с каждым годом увеличивалась сумма ввозимых и вывозимых товаров, а, следовательно, и таможенного сбора.

После заключения в 1774 году договора с Турцией и  присоединения в 1782 году Крыма к  России активизировалась черноморская торговля через портовые города Одессу, Очаков, Николаев, Херсон, Севастополь, Евпаторию, Керчь, Феодосию. Активизировалась торговля и в портах Азовского моря – Мариуполь и Таганрог.

Развитие  внешней морской торговли приносило  значительные доходы в казну и  вызывало необходимость учредить новые  таможни в Одессе, Севастополе, Херсоне, Николаеве и других портах.

Активную  роль в развитии торговли в этот период играла Сибирь, обеспечивающая вывоз таких ценных экспортных товаров, как пушнина, и получавшая товары из Китая. Не ослаблялась торговля с сопредельными государствами на южной границе.

Развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране. Таможенными  сборами с 1718 года управляла учрежденная  Петром Первым Коммерц-коллегия. Таможенное дело становилось централизованным и осуществлялось на основе единой таможенной политики. Таможенные доходы поступали в Приказ Большой казны. На местах таможни подчинялись воеводам без права вмешиваться в их финансовую деятельность. О количестве таможен в России в этот период нет точных данных. Если учитывать, что таможни создавались в каждом городе и местечке, то их насчитывалось наверняка около 500. Во главе таможен стояли директора из дворян. Из этого же сословия назначались вице-директора, комиссары таможен, оберцолнеры и другие должностные лица. В таможнях имелись инспектора, амбарные контролеры, стемпельмейстеры, досмотрщики. 30% должностей в таможнях приходилось на купеческое сословие, т.е. людей, достаточно подготовленных в коммерции. Значительная доля состава таможен укомплектовывалась за счет солдат и матросов, что диктовалось стремлением сэкономить расходы на содержание таможен, а также трудностью с укомплектованием таможен квалифицированными кадрами.

Штаты таможен  и круг должностей утверждались Коммерц-коллегией. Сама коллегия была укомплектована за счет представителей русского дворянства, таможенных служащих, а также иностранных специалистов.

Во второй половине 18 века внешнеторговый оборот России возрос примерно в 5 раз, достигнув  в 90-х годах почти 110 млн. рублей. Таким  образом, экономические реформы способствовали усилению товарооборота и росту внешнеторговых центров, причем не только на севере, но и на юге страны.

Однако  доля России во внешней торговле не соответствовала ее потенциалу. Наличие сырьевой номенклатуры ввоза свидетельствовало об экономической отсталости России. Ее развитие тормозили крепостное право, отсутствие промышленности, низкий социальный уровень большинства населения.

В области  внутренней и внешней торговли в  Петровские время большую роль играла государственная монополия на заготовку  и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра, хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло  казну. Всячески поощрялось создание купеческих ”кумпанств” и расширение торговых связей с заграницей. Одновременно падало значение богатейших купцов “торговой сотни”. Важными пунктами обмена товаров оставались ярмарки. Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин.

К1725 г. в  стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарные заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев. Об успехах политики в сфере торговли в Петровскую эпоху свидетельствует и тот факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок.

3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННАЯПОЛИТИКА В XVIII ВЕКЕ.

3.1 Таможенная  служба, таможенные меры и реформы  в XVIII веке.

Изменения произошли и в самой организации  таможенной службы. В 1699г. царь повелел, чтобы во всех городах государства торговых и промышленных

людей в  отношении суда, расправы и разных сборов ведали не бояре, воеводы и  приказные люди, а выборные бурмистры. С этого времени таможенное управление на местах осуществлялось таможенными бурмистрами, которые по-прежнему избирались купечеством и по существу ничем не отличались от таможенных голов прежнего времени.12

Начиная с 1718г. таможенными сборами ведала Коммерц-коллегия. В 1720г. институт таможенных бурмистров был упразднен. Им на смену  пришли оберцольнеры, которым ежегодно выплачивалось фиксированное денежное содержание. Таким образом, произошла важная перемена в характере деятельности таможенных управленцев. В отличие от таможенных бурмистров, выполнявших свои обязанности на началах гражданской служебной повинности, оберцольнеры являлись представителями чиновничества. При них, тем не менее, состояли целовальники и, вместе с которыми они несли не только служебную, но и имущественно-материальную ответственность за поступление в казну таможенных доходов в одинаковом размере против прежних лет.

Развитие  в петровскую эпоху промышленности, мануфактуры, сельских хозяйств дало внутренней торговле новый толчок, а выход  России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства открыли путь русским мануфактурным товарам в Европу.

 Внешнеторговый  баланс в 1726 году стал активным  – вывоз товаров дал 4,2 млн. рублей,  а ввоз – 2,1 млн. рублей.

 Одним  из первых таможенных мероприятий  Петра І был указ 1699 года о  взимании в Архангельске пошлин  с привозимых напитков. Петровский  указ продолжал линию накопления  иностранной валюты в стране  и суровых наказаний за контрабанду. Желая привлечь иностранные купеческие корабли к Петербургу, Петр І в 1722 году уменьшил для этого направления в сравнении с Архангельском таможенные пошлины на 1/3.

 Большую  роль в развитии торговли сыграл  протекционистский таможенный тариф, принятый в 1724 году. В интересах отечественной промышленности высокими таможенными пошлинами облагались товары, производство которых в России ими было освоено, или только налаживалась. На товары, не производившиеся в стране, в финансовых целях взималась умеренная пошлина  от 10 до 4%; на математические и хирургические инструменты, и только на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3%-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, которые облагались по сути дела запретительной пошлиной. Этот тариф сначала применялся только в портах,  но затем и на сухопутный польской границе.

 Для  управления таможенными сборами  с 1718 года начала существовать учрежденная Петром І коммерц-коллегия. Управляющие таможнями, избиравшиеся по-прежнему из купечества, называвшиеся таможенными бурмистрами, а с 1720 года обер-цольнерами, получали годовое денежное содержание, как служащие.

 Отмененная  в 1681 году система откупов была  в 1712 году введена вновь на  сухопутной границе и еще раз  подтверждена в 1721 году. Запрещенный к провозу через границу и обнаруженный таможней товар разрешалось конфисковывать в пользу откупщиков. Конфискацией  заканчивались, и попытки владельцев уменьшить цену товара при его объявлении.

 Для  успеха таможенных мероприятий  правительство Петра І стремилось укрепить государственные границы. На западе охрана границ была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра І здесь существовало 15 крепостей: Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск.

 Указом 1723 года было поставлено на  дорогах учредить крепкие заставы. Поскольку Петербург стал местом сбыта контрабандных товаров, Петр I в 1724 году поручил коммерц-коллегии «иметь таможенные яхты, для всяких отправлений купеческих дел». Но спущена первая яхта на воду была только в 1747 году.

 Несмотря  на несовершенство таможенных  мероприятий Алексея Михайловича и Петра, исследователи высоко оценивали их деятельность по упорядочению внешнеторговой политики. Новоторговый устав 1667 года они рассматривали  как первый российский таможенный тариф, с которого начинается история отечественной  таможенной политики, а действия Петра І как начало весьма активного вмешательства в экономическую жизнь народа. К вышеперечисленным таможенным мерам Петра 1 следует добавить, что при нём произошло временное увеличение внутренних таможенных пошлин – были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, поворотный сбор, сборы за пользование торговыми площадями, пристанями и т.д.

 Преемники  Петра 1 стремились продолжать  политику поощрения вывоза российских товаров, а также увеличить доходы казны путем взимания таможенных пошлин и борьбы с контрабандой. В 1731 г. был принят Морской пошлинный устав, определивший порядок захода иностранных судов в российские порты, а указом 1746 г. ширина зоны территориальных вод России в Балтийском море была определена дальностью пушечного выстрела.

 Каждое  иностранное судно должно было  извещать о своем приходе в  порт, брать на борт таможенных  служащих для оформления следования  судна в порт в пределах  территориальной зоны. Служащие  таможни обязаны были в пути  осмотреть и опечатать все  люки, места с товарами, пассажирской  кладью, балластом до прибытия  судна в таможню. При отходе  судна из порта проводилась аналогичная процедура.

 В  середине XVIII века в стране взималось  17 различных таможенных сборов, что  вместе со сложной процедурой  осмотра товаров и записи в  книгах серьёзно препятствовало  расширению торговли. По инициативе  графа П.Н. Шувалова, направлявшего  внутреннюю политику России в  50-х гг. XVIII в. и предлагавшего  дальше протекционистский внешнеторговый  курс, в 1753-1757 гг. была проведена  крупная таможенная реформа.

 Указом 1753 г. в России и Сибири с  января 1754 г. отменялась рублевая  пошлина и все 17 таможенных  сборов с внутренней торговли. Для компенсации доходов казны,  увеличивалась в среднем на 13% пошлины в портовых и пограничных таможнях с операций российских и иностранных купцов.

 Таким  образом, внутренние таможенные  границы были ликвидированы и  таможенные операции выносились  на линию государственной границы.  Сократившаяся после 1731 г. в связи со снижением пошлин контрабанда вновь стала активной. В 1754 г. была учреждена пограничная стража, как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине, а позднее в дополнение к ней – казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков.

 В  1758 году правительство решило  вверить таможенное управление  по сухопутной западной границе  – Шемякину и Яковлеву на 5, а затем на 10 лет. Однако плохая  отчетность откупщиков, задолженность  правительству и злоупотребления вынудили вскоре власти аннулировать это соглашение. В 1762 году сданные на откуп таможни вновь были приняты в казённое управление.

 Реформа  1753 года, дополненная протекционистским  уставом 1757 года, приносила казне порядочную прибыль. Если при Елизавете таможенные сборы составляли более 900 тыс. рублей, то в начале царствования Екатерины 2 пограничные таможни доставляли казне свыше 2 млн.

 Таможенным  тарифом 1766 года большинство привозных  товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12% до 30%), а тариф 1782 года вообще освободил множество привозных и отпускных товаров от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% от стоимости (в тарифе 1766 года по отдельным товарам пошлина существовала в 200%).

 Либерализация  таможенной политики во второй  половине XVIII века способствовала  росту экономики России. Указом 1767 года и манифестом 1775 года были  отменены промышленные монополии  и провозглашены свободы промышленности  и торговли.

 Быстро  росла внешняя торговля России. Если в 1749 году экспорт хлеба  оценивался в 2 тыс. Рублей, то  в начале 90-х гг. XVIII в. он составил 2,9 млн. рублей.

 Таможенная  политика была предметом внимания  не только сановников, но и  передовых людей того времени:  Ломоносова, Державина, Радищева  и т.д. 

 А.Н.  Радищев не раз высказывал  предложения по улучшению таможенного дела в стране, например, строить дома для таможенных объездчиков в 10 вёрстах от границы.

Охрана  границы не была централизована в  руках одного государственного органа и ещё в 1770 г. князь Мещерский, ревизовавший таможенные учреждения, в своём докладе подчеркивал разрозненность и удаленность друг от друга форпостов, плохую караульную службу, неподчиненность пограничных частей таможенной администрации, взяточничество. В 1782 году Екатерина 2 создала пограничную таможенную стражу на западной границе путем учреждения «Особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров». Она состояла из таможенных надзирателей по одному на каждые 50 верст границы и таможенных объездчиков под началом надзирателей  - по одному на каждые 10 верст, которые несли службу дозоров на своём участке. Поиск контрабанды стимулировался – часть товаров передавалась в пользу задержателей.

 

Информация о работе История таможенного дела и таможенной политики в России 18 век