История развития института защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

В России «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономики таможенного  дела

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине «Управление  качеством »

на тему « История развития института защиты прав потребителей.»

 

 

Выполнила: Сорокина И.С. студентка 4-го курса очной формы обучения

 экономического факультета, группа  Э093

Подпись_____________________

 

Научный руководитель: Барнова А.В. доцент кафедры

Подпись_____________________

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

ВВЕДЕНИЕ

Элементы защиты прав потребителей встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Однако в отдельную группу эти нормы стали выделять относительно недавно.

15 марта 1962 года в США президент Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Джон Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

  1. Право на информацию.
  2. Право на безопасность.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.
  5. Право на возмещение ущерба.
  6. Право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей дополнительными двумя пунктами:

Право на удовлетворение базовых потребностей.

  1. Право на здоровую окружающую среду.
  2. Постепенно соответствующие законы о защите прав потребителей были приняты в большом количестве стран.

В России «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

1.1 Отношения, регулируемые Законом  о защите прав потребителей

 

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения  между потребителем-гражданином, имеющим  намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или  использующим товары (работы, услуги) исключительно  для личных (бытовых) нужд, не связанных  с извлечением прибыли, с одной  стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей  работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой.

Одним из признаков отнесения гражданина к понятию "потребитель" выступает  приобретение товаров (работ, услуг) исключительно  для личных (бытовых) нужд, не связанных  с извлечением прибыли. Термин "прибыль" надо понимать в соответствии со ст. 2 ГК как один из признаков предпринимательской  деятельности, а не просто как доход. Не считается потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую  он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается  товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для  личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора  для использования как дома, так  и на занятиях).

Не считается потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций  и за их счет с целью использования  этих товаров в производстве, а  также заказывающий для организаций  за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных  целях).

Под "потребителем" понимается не только гражданин, который непосредственно  приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем считается  как гражданин, который купил  телевизор или билет в театр, так и тот, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Законодательством в отдельных  случаях предусматривается, что  пользоваться товаром, результатом  работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем. Например, воспользоваться  услугой по договору перевозки железнодорожным  транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом  может только тот, кто указан в  билете, так как именно он выступает  стороной по договору перевозки, соответственно, только он в данном случае потребитель.

При покупке отдельных видов  товаров, в частности оружия, действуют  установленные законодательством  ограничения: продажа отдельных  видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его  приобретение, при этом предусмотрены  специальные правила регистрации  приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор  купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

Изготовителями, продавцами, исполнителями  выступают организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы  собственности и от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 23 ГК индивидуальным предпринимателем признается гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном  законом порядке в качестве индивидуального  предпринимателя. Именно он может быть изготовителем, исполнителем, продавцом.

В соответствии со ст. ст. 129, 455 ГК, а  также Законом о защите прав потребителей под товаром понимается любая  вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи  гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской  деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие  изделия, полуфабрикаты и т.п. могут  рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются  потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной  товарной единицы.

В соответствии со ст. ст. 702, 730 ГК, а  также Законом о защите прав потребителей под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство  жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для  удовлетворения личных (бытовых) нужд.

С учетом положений ст. 779 ГК, а также  Закона о защите прав потребителей под услугами понимается совершение за плату определенных действий или  осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные  и т.п.).

Исходя из Закона о защите прав потребителей, в частности из определений  понятий "потребитель", "продавец", "исполнитель", отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров. К таким договорам относятся договоры:

  • на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения;
  • оказания жилищно-коммунальных услуг;
  • подряда (бытового, строительного, на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);
  • проката;
  • перевозки граждан, их багажа и грузов;
  • комиссии;
  • хранения;
  • по оказанию финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;
  • оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных;
  • другие, направленные на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Исходя из смысла ст. 39 Закона "О  защите прав потребителей" в случаях, когда договоры об оказании отдельных  видов услуг по своему характеру  не подпадают под действие гл. III этого Закона, регулирующей отношения  при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования.

Так как исходя из Закона о защите прав потребителей законодательством  о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным законодательством  не регулируются, например отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено  или иным способом не обусловлено  при сдаче вещи на хранение (ст. 924 ГК).

Интересен вопрос о том, распространяется ли на отношения гражданина и ломбарда, возникающие в связи с заключением  договора займа, действие законодательства о защите прав потребителей, а также  является ли договор займа в ломбарде публичным.

Представляется возможным предложить решение поставленного вопроса  в пользу публичности договора займа  в ломбарде, считая его договором  об оказании услуг исходя из того, что  в ходе исполнения этого договора ломбард осуществляет определенную деятельность, связанную с являющимся неотъемлемой частью договора займа  залогом имущества - хранение заложенной вещи и ее страхование. Однако сделанный  вывод касается лишь вопроса о  публичном характере договора займа  в ломбарде. Что касается возможности  распространения на этот договор  действия законодательства о защите прав потребителей, то здесь признание  договора займа в ломбарде договором  об оказании услуг в связи с  деятельностью ломбарда в виде хранения вещи и ее страхования вряд ли способствует положительному решению вопроса, поскольку  за эту деятельность ломбард не получает вознаграждения - ведь проценты, уплачиваемые заемщиком, являются процентами за пользование  займом, а включать в сумму своих  требований к заемщику иные требования (в частности, уплату вознаграждения за хранение и страхование вещи) ломбард не вправе. Впрочем, Закон РФ "О защите прав потребителей" называет исполнителем лицо, оказывающее услуги потребителям по возмездному договору, что не означает, что такой договор должен являться именно договором о возмездном оказании услуг. Важно лишь, чтобы договор, по которому оказываются услуги, был возмездным (как, в частности, договор займа в ломбарде), а хотя бы сами услуги оказывались безвозмездно. Понятно, что безвозмездный характер оказания услуги делает неприменимыми те нормы Закона о защите прав потребителей, возможность применения которых связана с ценой услуги, но оставляет возможность применения норм о компенсации причиненного потребителю морального вреда, альтернативной подсудности по выбору потребителя, освобождении от уплаты государственной пошлины и др.

Не регулируются также законодательством  о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением  товаров, выполнением работ, оказанием  услуг. Это, в частности, отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных  облигаций или иных государственных  ценных бумаг. Предметом договора государственного займа выступают деньги, которые  одна сторона (заимодавец) передает в  собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со ст. 817 ГК по договору государственного займа заемщиком  выступают Российская Федерация, субъект  РФ. Приобретая государственные облигации  или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет  государству (в лице соответствующих  органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство  в качестве исполнителя услуг  в понимании Закона о защите прав потребителей.

Информация о работе История развития института защиты прав потребителей