История развития Российского таможенного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение этапов истории таможенного дела России, формирование и развитие таможенного права.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общий обзор периодов таможенного дела…………………………….…4
2.Формирование таможенного права……………………………………….9
2. Развитие таможенного дела на Руси…………………………………….12
2.1. Таможенная политика на Руси до XVI в……………………………12
2.2. Развитие таможенного дела в XVI-XVII вв………………...………14
2.3. Таможенная политика Петра I……………………………………….18
2.4. Развитие таможенного дела в XVIII-XIX вв…………………...…...20
3. Развитие таможенного дела в СССР………………………………….….25
3.1.Таможенное законодательство СССР в 20-е - 60-е годы………...…26
3.2.Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века……………………....31
4. Развитие таможенного дела в РФ………………………………………..36
4.1. Таможенное дело в России в 90-е годы…………………………….36
4.2. Развитие таможенной системы в 2000-е годы XXI века…………..40
5. Таможенный союз………………………………………………………...45
5.1.История таможенного союза…………………………………………45
5.2.Таможенный кодекс таможенного союза…………………………...48
Заключение……………………………………………………………………….52
Библиографический список……………………………….…………………….53

Вложенные файлы: 1 файл

таможенное право.doc

— 230.00 Кб (Скачать файл)

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент  таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), а последний, в соответствии с Декретом СНК от II июня 1920 г., был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). К НКВТ перешли все функции в области управления таможенным делом. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Положение об НКВТ рассматривало таможенное дело как составную часть внешнеторговой деятельности. В соответствии с этим постановлением Главное таможенное управление (ГТУ) вошло в состав НКВТ, а таможенные округа стали органами НКВТ на территории СССР.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал  Декрет "О порядке приема, хранения  и отпуска импортных и экспортных  товаров", который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

В первые месяцы Советской  власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары.

Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового  оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование  таможенного тарифа как инструмента  торговли Советской России с другими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении, практически "реанимировало" таможенные органы.

После того, как 9 марта 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили  первый таможенный тариф по европейской привозной торговле, декретом СНК РСФСР от 23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно-тарифный комитет (ТТК), а 13 июня 1922 г. — первый советский тариф по вывозной торговле. В его компетенцию входили: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа; разрешение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно- тарифному делу.

Правовой статус ТТК  уточнялся в Таможенном уставе 1924 г. и Таможенном кодексе 1928 г. Он являлся  совещательно-координационным органом. Главные его задачи — не исполнительно-распорядительная деятельность, а согласование и выработка общей концепции таможенно-тарифной политики. ТТК не имел права издавать нормативные акты самостоятельно. Все его решения утверждались в указанных выше органах управления.

12 декабря 1924 г. Президиум  ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу. Именно Устав, а также ряд подзаконных нормативных актов, принятых НКВТ, законодательно закрепили систему таможенного управления, сформировавшуюся в середине 20-х годов.

Согласно ст. 1 Устава таможенным делом на всей территории Союза ССР управлял НКВТ, который  осуществлял свои задачи как в  центре, так и на местах через  входящее в его состав Главное  таможенное управление, состоящий при  НКВТ Таможенно-тарифный комитет и через иные учреждения. За деятельностью таможенных учреждений на местах наблюдали уполномоченные НКВТ при СНК союзных республик, в компетенцию которых входило: наблюдение за выполнением таможенными учреждениями в пределах союзной республики законов и распоряжений центральных союзных органов по таможенной части; ревизия таможенных учреждений; рассмотрение конфликтов между таможенными учреждениями и местными органами власти; разработка мероприятий по борьбе с контрабандой.

В конце 20-х годов обозначился курс политического руководства СССР на свертывание НЭПа, его рыночных отношений и переход к планово-распределительной системе хозяйствования. Этот курс отразился и на таможенной системе. Таможенный тариф, принятый в мае 1930 года, содержал всего 122 статьи ввозимых товаров, подлежащих обложению. В 1929 -1930 гг. была проведена широкомасштабная перестройка работы таможен. Это свелось к упрощению их функций и структуры, изъятию служебных и складских помещений. Контрольные и фискальные функции таможенных органов подменялись контрольно-учетными (контрольно-инспекторскими) функциями.

В период с 1929 по 1932 г. таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932—1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих.

В начале 1941 года активизация  действий фашистской Германии стала ощутима и на таможенных границах Советского Союза. На западном, южном и дальневосточном рубежах все более часто пресекались попытки транзитом переправить оружие в сопредельные с СССР страны. Нападение фашистской Германии на Советский Союз нанесло серьезный ущерб таможенной системе. Двадцать четыре таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами.

В начале войны 1941-1945 гг. в ряды Красной Армии, ополчения  и партизанского движения ушло почти 90% всего личного состава таможенных органов.

На 1 сентября 1941 года действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек. К началу 1945 года в таможнях СССР трудились не более 1000 человек.

Основными направлениями работы таможенных учреждений в военное время стали: контроль над пропуском грузов в страну из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного красного Креста, проверка наземного, морского, авиационного транспорта и его экипажей, промышленного оборудования и т.д. Разгрузка велась круглосуточно. Грузы перевозились на судах советского торгового флота, а также морскими транспортами США, Англии, Канады и других стран.

Всего в 1941-1945 годы через  таможенный досмотр, в основном, Архангельской, Астраханской, Владивостокской, Мурманской и ряда других таможен на западной и южной границах СССР прошло свыше 31 млн. тонн грузов по ленд-лизу. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались с 1943 года беспошлинно.

На протяжении всей Великой  Отечественной Войны таможнями  велась усиленная борьба с контрабандой. В 1944г отмечен пик контрабанды. Провоз был связан с использованием служебного положения должностных  лиц под прикрытием документов о  секретности груза, а также под видом репарационного и трофейного грузов.

Также в 1944г произошло  восстановление таможенной службы и  таможенной границы СССР. Было открыто 22 таможни и 5 постов вдоль западной границы, 42 временных поста для  пропуска переселенцев, освобожденных военнопленных, для оформления благотворительных грузов, обслуживания рыболовецких промыслов.

Первые послевоенные годы характеризовались сложностью обстановки на границе, неустроенностью  таможен, кадровой проблемой. Отмечались серьезные нарушения таможенного кодекса. Большая часть грузов не досматривалась. Досмотр также часто проводили на частных квартирах.

В связи с расширением  границ СССР произошло расширение связей Советского союза со странами-членами  Совета экономической взаимопомощи (Польша, Венгрия, Болгария, Румыния).

В 1961 году по Постановлению  Совета Министров СССР было запрещено  к ввозу оружие и боеприпасы; наркотические  вещества; издания порнографического  характера; произведения печати, книги, пленки, киноленты и пр., вредные  для СССР в политическом и экономическом развитии. Запрещенными к вывозы являлись: оружие и боеприпасы; аннулированные ценные бумаги; предметы искусства и старины; выполненные от руки картины, скульптуры, ковры, иконы, книги и пр; предметы раскопок. Названные предметы могли быть вывезены по особым распоряжениям Министерства культуры с уплатой 100% таможенной пошлины.

 

    1. Таможенное дело в 60-е – 90-е годы XX века

В 1964 году был принят Таможенный кодекс, который предусматривал для  таможни СССР 3 главные задачи:

  1. Осуществление контроля за соблюдением государственной монополии

внешней торговли.

  1. Совершение таможенных операций.
  2. Борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой.

В соответствии с этим кодексом управление таможенным делом

возлагалось на Министерство внешней торговли СССР через ГТУ. Централизованное управление распространялось на таможенные службы союзных республик.

Также было изменено определение  контрабанды. Выделялось три вида нарушения правил:

  1. Перемещение грузов помимо таможенных учреждений.
  2. Перемещение грузов с сокрытием от таможенного контроля.
  3. Хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР.

В последующие годы развивалась нормативно-правовая база деятельности таможенных учреждений. В частности, была усилена административная ответственность за контрабанду валюты и валютных ценностей (1971 г.), осуществлены мероприятия по недопущению незаконного вывоза из страны культурных ценностей (1976 г.), введены новые правила таможенного контроля за вещами лиц, пересекающих государственную границу СССР (1977г.).

В 1973 г. был отменен  огульный, массовый досмотр лиц, мест ручной клади и багажа при пересечении  границы страны, упрощены таможенные формальности. Эти меры содействовали  увеличению пассажиропотоков, развитию туристических связей, привлечению  зарубежных участников международных массовых культурных, спортивных мероприятий, проводимых в СССР.

В период внешнеэкономической  реформы (1986—1991 гг.) начинается новый  этап развития таможенной системы, особенности  которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный  этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г. (12 февраля), когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей таможен был контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли. В этот период система таможенных органов развивалась в основном в организационно - правовом направлении. Правовой аспект этого развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР).

В организационном плане  происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных таможенных учреждений. Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 (2) юридически закрепило отход от принципа государственной монополии внешней торговли и поставило задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного контроля. Это обусловило изменения в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.

Во-вторых, и после 1989 г., когда перешли к новым формам управления внешней торговлей и  функции таможенных органов стали  постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства  новый механизм регулирования внешнеэкономических связей на практике не действовал. Поэтому новые юридически закрепленные функции таможенных органов имели декларативный характер и, в частности, функции, связанные с институтом таможенно-тарифного регулирования.

В-третьих, отсутствовала  законодательная база для перестройки  системы управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать  существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами подзаконным актам.

Составная часть преобразований, начавшихся в СССР в середине 80-х  годов, - реформа внешнеэкономической деятельности. Начался постепенный демонтаж государственной монополии внешней торговли.

Начало реформы было связано с принятыми в августе 1986 г. постановлениями ЦК КПСС и Совета министров СССР "О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями" и "О мерах по совершенствованию управления экономическим и научно-техническим сотрудничеством с социалистическими странами", направленными прежде всего на повышение роли промышленных министерств, объединений и предприятий в области внешнеэкономических связей.

Информация о работе История развития Российского таможенного права