История контрабанды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:06, статья

Краткое описание

В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название «Пограничной стражи». Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.
Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной стражи была охрана границы в экономическом отношении, то есть борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный надзор. На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: «недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение».

Вложенные файлы: 1 файл

для савченко.docx

— 34.76 Кб (Скачать файл)

Учитывая слабость Таможенной пограничной  стражи, в 1811 г. было введено «Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи», подписанное военным министром  России Барклаем де Толли. На каждые 150 км границы выделялся Донской  казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков. Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй – вольнонаемные таможенные объездчики. 
В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных создавались команды пограничной стражи из 10 объездчиков каждая. Три команды подчинялись надзирателю и его помощнику. Каждая команда охраняла участок границы протяженностью 15 верст. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет Отставных армейских нижних чинов, при условии наличия у них рекомендаций военных органов, где ранее служил аттестуемый. Однако в связи с тем, что бывших военных не хватало, в пограничную стражу набирали лиц из числа местных жителей. Практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу. 
Отрицательно сказывалась и двойная подчиненность. Опыт подтверждал между тем, что вследствие специфики охраны границы защита экономических интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляются военными. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу. Начались поиски наиболее приемлемой организационной структуры пограничной стражи, которая бы в первую очередь защитила экономические интересы государства на границе. В 1822 году правительство принимает решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию. 
Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе. 
5 августа 1827 г. была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 г. казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон. В соответствии с Карантинным уставом 1832 г. Таможенная пограничная стража была переименована и получила название «Пограничной стражи». Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 г., в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею. 
Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной стражи была охрана границы в экономическом отношении, то есть борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный надзор. На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: «недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение». 
С целью защиты экономических интересов государства, правительство России разрабатывает ряд мер, направленных на пресечение контрабанды. Прежде всего, вводится система вознаграждения для задержателей контрабанды. В соответствии с Высочайшим указом Александра I (1811 г.) 80% сумм штрафов за контрабанду и реализованной стоимости конфискатов предназначалось в награду, 20% зачислялось в накопление пенсионного фонда таможенных чиновников и их семьям. Из 80% – 2/3 выдавалось задержателям, а 1/3 – начальнику таможенного округа, управляющим и членам таможни. Одновременно получает развитие законодательство о контрабанде. В Таможенном уставе 1819 г. было дано определение контрабанде. Под контрабандой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и товары, не указанные в предъявленных в таможню документах. 
Однако принятые меры не в состоянии были устранить проблему контрабанды в целом. Исторические источники свидетельствуют, что в начале века контрабандным товаром были завалены все лавки. В конце 20-х и в 40-е годы на границах Пруссии и Австрии контрабанда возросла в несколько раз. Это было связано с тем, что в 1822 г. был принят новый тариф, в соответствии с которым пошлины возросли по некоторым товарам более чем в 2,5 раза. 
Усиление контрабанды было вызвано и тем, что сопредельные страны в своем экономическом развитии достигли более высокого уровня по сравнению с Россией, где только начинался промышленный переворот. Сказалось и неблагополучное положение в финансовой сфере. Инфляция, вызванная войной 1812–1813 гг., а затем и фритредерским тарифом 1819 г., охватила все стороны деятельности и в итоге оказалась огромным внешним и внутренним долгом. Все это, вместе взятое, способствовало развитию контрабанды.Законодательно-правовая база таможенного ведомства также претерпела изменения и значительно расширилась в течение XIX в.Элементы международного таможенного права в России в XIX веке были отражены в положении о нейтральной торговле на 1811 г. в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе от 19 декабря 1810 г. В положении содержалась роспись товаров.Запрещенные товары, задержанные на границе, могли быть конфискованы или уничтожены, а виновники в их привозе переданы суду и отправлены в ссылку. Обвинению подлежал купец, выписавший запрещенный товар, или его приказчик, причастный к этому, или уполномоченный, если указанных лиц нет, то ответственность нес шкипер.Таможенные правила были направлены против торговли с Францией, т.к. французские товары были среди запрещенных к ввозу.Таможенный устав 1819 г. повторил нормы таможенного законодательства предшествующих документов.В 1845 г. вышло уложение о наказаниях, где были собраны все карательные меры, применяемые к нарушителям.Более обстоятельными были дополнения к Таможенному уставу 1857 г. Они уточняли многие позиции. В устав был введен раздел о возврате товаров. Также увеличивалась награда за донос о контрабанде - теперь эти лица могли получить третью часть суммы от продажи конфискованного товара. В уставе регулировался правами провоз личных вещей пассажиров.Значительно расширялись права и обязанности чинов таможенного дела в разделе Устава таможенного, посвященном европейской торговле. Широкими правами наделялись начальники округов. На них возлагалось соблюдение порядка на торге, обеспечение примерного поведения таможенных чиновников. Они обязаны были следить, чтобы граница во всех пунктах охранялась верно и надежно. За неисполнение таможенных предписаний все сотрудники таможни могли быть наказаны по соответствующей статье (денежный штраф от 25 до 100 рублей серебром).Дано было определение тайно провозимым товарам: «Товары, провозимые или проносимые мимо таможен за границу или из-за границы, равно как и не значащиеся в документах, привезенные на таможню, почитаются тайно провозимыми».За тайный провоз и другие нарушения предписаний даже при добровольном признании виновный наказывался согласно Уложения о наказаниях 1845 г. Дела о наказании велись в судах или на таможне. В документе рассматривается ведение производства по различным аспектам: «О доносах и действиях по ним», «О задержании товаров и представлении их в таможенных и полицейских местах», «О производстве и решении конфискационных дел, объявлении и приведении в исполнение указанных решений»,… В уставе утверждался порядок продажи конфискованных товаров с публичного торга: 50 % вырученных средств поступало в Департамент внешней торговли, вторая половина отдавалась поимщикам или задержателям.В последней четверти XIX века законодательство совершенствуется. Таможенный устав 1892 г. стал более стройным, четким, его положения отражали стратегию таможенного дела. В связи с уравнением условий торговли в Центральной России и Западной Сибири были унифицированы пошлины и взыскания за контрабанду. Ряд статей Таможенного устава 1892 г. посвящен таможенной охране на море и в прибрежных водах. Законодательно было закреплено определение таможенной полосы. Она стала составлять три морские мили, где осмотру могли подвергаться русские и иностранные суда. Законодательство предполагало применение оружия к неподчиняющимся таможенным требованиям судамВ Устав 1892 г. вошли многие статьи, ранее содержащиеся в Уложении о наказаниях 1845 г. Согласно статье 1542 устава 1892 г., высшей мерой наказания за контрабанду был ссылка на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет. Законодательство несколько меняло меры наказания при повторных задержаниях за контрабанду, особенно квалифицированную. Также предусматривалось взыскание денежного штрафа в конкретных размерах и без определенного размера. Применялись и другие виды наказаний. В Таможенных уставах 1892 и 1904 гг. были предусмотрены дополнительные наказания: «отобрание» пошлинных и запрещенных предметов при незаконном провозе их через границу и отобрание перевозочных средств, на которых перевозились контрабандные товары в пограничной полосе. Если хозяин был не в состоянии оплатить штраф, он заменялся арестом или тюрьмой.

Таким образом, нормотворческая  деятельность в Российской империи  к началу XIX в. усилилась, таможенное законодательство совершенствовалось. Его применение способствовало повышению  качества таможенного контроля и  пресечению контрабанды.Контрабанда увеличилась в начале XVIII века. Одной из причин этого было принятие в 1724 году протекционистского тарифа, в соответствии с которым пошлины резко возросли, и одновременно принимались меры к закрытию границ. Еще в 1723 году, чтобы воспрепятствовать беспошлинному привозу товаров, Петр 1 издал указ, в котором говорилось: „...По всей польской границе по большим дорогам учредить крепкие заставы, а между тех больших дорог малые дороги, проезды лесом зарубить, а где лесу нет, то рвами перекопать и накрепко наказать, чтобы никто ни для чего по оным за рубеж не ездил, и следу не прокладывали, а объезжали бы на помянутые большие дороги, а для того с помянутых застав от одной до другой иметь разъезды и ежели на таких заповедных проездах явится след, то тут дожидать, и кто поедет, того взять и штрафовать взятием всего того, с чем взят будет". ( " Пограничник " №1, 1906, с.15 )Содержание указа ориентировало на главное - борьбу с контрабандой, хотя практика тех же лет показывает, что вводимые форт-постные команды из числа военных формирований, высылаемые на разъезды, не только препятствовали проникновению контрабанды, но одновременно выполняли задачу по охране границы и задержанию беглых людей. Вместе с тем это не остановило незаконный провоз товаров, который стал особенно увеличиваться после повышения размера пошлин в соответствии с тарифом, принятым в 1724 году. Таможенники не могли справиться с тайной переправой товаров через границу. Положение усугублялось тем, что контрабанде в какой-то степени потворствовали таможенные чиновники . ( " Контрабанда и борьба с ней. " - М., 1925, с.2 )Несколько уменьшилась контрабанда в 30-е годы. Это было вызвано более умеренным тарифом 1731 года.В 1773 году были ликвидированы внутренние таможни, а таможенный сбор. составлявший 13% таможенных доходов, переложен на пограничные таможенные учреждения. И вновь проявилась важная закономерность - увеличение таможенных сборов способствовало активизации контрабанды.Учитывая, что контрабандисты причиняют значительный ущерб казне, в 1754 году в пограничной полосе был учрежден институт объездчиков, на который возлагалась обязанность поимки контрабандистов. Введение института можно рассматривать как начало охраны границы в экономическом отношении. В целях стимулирования службы объездчиков им выплачивалась четвертая часть задержанного контрабандного товара, осведомители (доносчики) получали половину конфискованных контрабандных товаров.В связи с тем, что по тарифу 1757 года пошлины значительно повышались, поток контрабандных товаров увеличивался. Злоупотребления в таможнях приобрели массовый характер. Высокие тарифы при сравнительно слаборазвитой промышленности внутри страны и плохо охраняемой границе способствовали росту количества контрабандистов и увеличению объема незаконно провозимого в страну товара. В связи с этим российские власти принимают ряд мер по закрытию границ, понижению пошлин на контрабандные товары, передаче таможен на откуп, особенно тех, где шла массовая контрабанда, но поток нелегально ввозимых товаров не ослабевал.Среди всех мероприятий по снижению масштабов контрабанды наиболее действенным было понижение таможенных пошлин. Однако тарифы 1766-го и 1782 годов были значительно понижены по сравнению с ранее установленными в 60 - 80-е годы. Избавиться от контрабанды не удалось. Это послужило причиной создания на границе нового органа по борьбе с контрабандой на основании указа Екатерины II „Об учреждении особой таможенной цепи и стражи для отвращения потаенного привоза товаров", подписанного в 1782 году. В манифесте к указу говорилось: „Употребленные до сего времени средства к уменьшению потаенного привоза товаров через границы наши и к удобному открытию таковых покушений, не были к тому достаточны. Большая же часть оных обращалась единственно в направный казне убыток и в тягость людей на стражу посылаемых, престарелых и увечных из гарнизонов, с коими силами подобное проездов пограничных охранение не мало согласовываться не может. По многим разыскании всего того, что может способствовать лучшим образом прекращению таковых злоупотреблений, мы предпочли учредить по границе Нашей особую таможенную цепь и стражу". ( Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. ч.1. - М., 1900, с.46. )В соответствии с положениями манифеста была учреждена Таможенная пограничная стража из надзирателей (чиновников) и объездчиков. Объездчики набирались из вольных людей. Надзиратели назначались по одному на 50 верст, а объездчики - по одному на 5 верст. В последующем число объездчиков увеличилось. Но и подобная организационная структура не обеспечивала надежную борьбу с контрабандой.Учитывая слабость Таможенной пограничной стражи, в 1811 году было введено „Положение об устройстве Пограничной казачьей стражи", подписанное военным министром России Барклаем де Толли ( " Пограничник ",1908, № 30, с.663. ). На каждые 150 км границы выделялся Донской казачий полк. Службу казаки несли от Палангена до реки Ягорлык, впадающей в Днестр. Всего было выделено одиннадцать донских казачьих полков: Донской казачий майора Селиванова: Донской казачий подполковника Попова 5-го; Донской казачий подполковника Платова 4-го; Донской казачий подполковника Слюсарева 2-го; 1-й Бугский казачий полк; 2-й Бугский казачий полк: 3-й Бугский казачий полк; Донской казачий генерал-майора Денисова 7-го; Донской казачий генерал-майора Иловайского 4-го; Донской казачий генерал-майора Чернозубова; Донской казачий подполковника Иловайского 8-го. ( " Пограничник " 1908, № 30, с. 664. )Границы охранялись в две линии. В первой охрану осуществляли казачьи команды, во второй - вольнонаемные таможенные объездчики.В результате реорганизации Таможенной пограничной стражи из вольнонаемных создавались команды пограничной стражи из 10 объездчиков каждая. Три команды подчинялись надзирателю и его помощнику. Каждая команда охраняла участок границы протяженностью 15 верст. На сухопутной западной границе находилось 1300 объездчиков, 40 надзирателей и 40 помощников. Прибрежный участок Балтийского и Белого морей охраняли 60 объездчиков, 45 надзирателей и 45 помощников, а берега Черного и Азовского морей - соответственно 200 объездчиков, 8 надзирателей и 8 помощников. Таможенная пограничная охрана укомплектовывалась за счет отставных армейских нижних чинов, при условии наличия у них рекомендаций военных органов, гда ранее служил аттестуемый. Однако, в связи с тем, что бывших военных не хватало, в пограничную стражу набирали лиц из числа местных жителей. Практика охраны границы смешанным способом не всегда оправдывала себя. Следует отметить, что и среди казаков было много злоупотреблений. Они подчас потворствовали контрабанде, а в ряде случаев и сами занимались незаконным провозом товаров через границу. ( " Пограничник ", 1908, № 30, с.664. )

Отрицательно сказывалась  и двойная подчиненность. Опыт подтверждал между тем, что вследствие специфики охраны границы защита экономических интересов и борьба с незаконным переходом границы более успешно осуществляется военными. Это привело к мысли о создании пограничной стражи по военному образцу. На этом настаивали министр финансов граф Е.Канкрин и другие государственные деятели России. В частности, он писал в этот период: „Прежде всего... следует стремиться к тому, чтобы по возможности прекратить контрабанду не только на границе, но и внутри государства". Начались поиски наиболее приемлемой организационной структуры пограничной стражи, которая бы в первую очередь защитила экономические интересы государства на границе. В 1822" году правительство принимает решение об упразднении Таможенной пограничной стражи и создании Пограничной таможенной стражи из полковых воинских чинов, преимущественно кавалерийских полков, и выдвижении ее в первую линию, казачьи полки переводились во вторую линию.Однако вскоре практика охраны границы указанным способом показала, что надзиратели и объездчики, подчиненные гражданским лицам, не оправдывают своего назначения, они сблизились с контрабандистами и потворствовали им. Казачьи полки, оторванные от Дона, разлагались. Назрела необходимость новой реформы в области защиты экономических интересов Российского государства на государственной границе.5 августа 1827 года была учреждена новая Таможенная пограничная стража на твердых воинских началах с военной организацией по типу регулярной армии. Ранее созданная таможенная стража была упразднена. В 1832 году казачьи полки также были отозваны с границы и отправлены на Дон.В соответствии с Карантинным уставом 1832 года Таможенная пограничная стража была переименована и получила название „Пограничной стражи". Переименование было подтверждено Высочайшим указом 1835 года, в котором говорилось, что всю стражу, независимо от того, возложена на нее охрана границы в карантинном отношении или нет, именовать пограничною стражею.Пограничная стража подчинялась гражданским чиновникам Департамента внешней торговли в лице начальников таможенных округов. Главной задачей Пограничной стражи была охрана границы в экономическом отношении, то есть борьба с контрабандой. Второй задачей являлся пограничный надзор.На Пограничную стражу возлагались следующие обязанности: „недопущение провоза и переноса товаров и задержание их, а также недопущение проезда и перехода лиц через границу не в указанных таможенными учреждениями местах; прекращение буйств, грабежей и всяких беспорядков на пограничной черте; осуществление в некоторых местах границы Империи карантинного надзора; оказание помощи судам, бедствующим по близости берегов, в спасении людей, находящихся на них и в сохранении имущества судов, потерпевших крушение". ( Чернушевич М. Материалы к истории пограничной стражи. ч. 1- М.,1900, с.27 )Следовательно, основной обязанностью Пограничной стражи являлась борьба с контрабандой, то есть защита экономических интересов России на государственной границе. Не менее важной являлась задача задержания людей, незаконно следующих через границу. Пограничной страже вменялось в обязанность и выполнение других функций. В них просматривается прежде всего защита экономических интересов на границе. Пограничная стража учреждена с целью воспрепятствования беспошлинному (тайному) провозу из-за границы разных товаров помимо таможни.В начале 30-х годов XIX века на границах с Пруссией и Польшей усилилась контрабанда. Через границу прорывались большие группы (до ста и более) вооруженных контрабандистов, нападали на чинов пограничной стражи, прорывали иногда ее цепи и устраивали в приграничных районах буйства и грабежи.С целью воспрепятствования подобным действиям в 1832 году Пограничная стража в Юрбургском округе была усилена двумя эскадронами кавалерии и двумя ротами пехотного полка. В 1836 году на границу с Пруссией был направлен целый пехотный полк с легкой батареей (8 орудий). Этот полк был расположен в тылу Пограничной стражи на участке от м. Юрбурга до Палангена и далее по морскому берегу Курляндской губернии до г. Либавы. Три батальона пехоты, усиленные орудиями, дислоцировались на австрийской границе.

В 1854 году регулярные части  конницы и пехоты были вновь заменены казаками. Сразу же усилилась контрабанда, участились случаи грабежей и убийств. Поэтому в 1861 году для усиления Пограничной стражи в Юрбургском таможенном округе вновь был выделен пехотный полк. Две роты от пехотного полка укрепили погран-стражу на австрийской границе в Радзивиловском таможенном округе.Практика усиления Пограничной стражи в 70-е годы стала обычным явлением. На протяжении 50-60-х годов совершенствовалась структура самой Пограничной стражи. Так, 4 сентября 1852 года полубригады были преобразованы в бригады, а надзиратели и их помощники стали именоваться отрядными офицерами, то есть проходил дальнейший процесс приближения пограничных формирований к воинским. Впервые в каждой бригаде Пограничной стражи для подготовки низших чинов и замещения ими вахмистерских и унтер-офицерских должностей создавались отдельные учебные команды.В связи с передачей таможенных органов в 1856 году от Департамента внешней торговли в Департамент таможенных сборов, ему были подчинены начальники таможенных округов и Пограничная стража.Важным нововведением явилось комплектование Пограничной стражи рекрутами, котороестало осуществляться в соответствии с указанием военных округов от 8 мая 1861 года.С сентября 1861 года инспекторами Министерства финансов по Пограничной страже стали назначаться офицеры или лица из числа военных, чего не было раньше.1 июля 1868 года Государственный Совет России принял постановление, юридически закрепившее положение морской таможенной полосы. В нем говорилось:

1. Пространство полосы  в три морских мили от русского  берега, как на материке, так и  на острове, признается морскою  таможенной полосою, в пределах  которой все, как русские, так  и иностранные суда, подлежат  надзору русских таможенных властей.

2. Всякое судно, русское  или иностранное, которое войдет  в морскую таможенную полосу, может быть подвергнуто осмотру  Таможенной стражей, причем шкипер  судна обязан по требованию  предъявить все имеющиеся у  него как судовые, так и грузовые  документы.

3. Всякое судно, вошедшее  в морскую полосу, при подходе  к нему судна под русским  таможенным флагом, должно остановить  ход. В случае неисполнения  сего таможенное судно делает  по нему холостой выстрел, и  если после этого все то  же вошедшее в морскую таможенную полосу судно не остановится, то крейсер, повторив холостые выстрелы, стреляет сперва по рангоуту (чтобы сбить паруса и мачты), а затем и по корпусу судна.

4. Преследование судна,  не подчинившегося требованию  крейсера в морской таможенной полосе, может быть продолжено и за пределами этого пространства в водах нейтральных.Постановление предусматривало создание морского крейсерства для надзора за морской таможенной полосой с целью недопущения в страну контрабандных товаров.Ранее, в 1837 году, был учрежден штат флотилии и вышло в свет „Положение о Балтийской крейсерской флотилии". В соответствии с положением флотилия, подчиняясь Министерству финансов, одновременно входила в Военно-Морской Флот страны.Важным событием в жизни Пограничной стражи явилось высочайшее распоряжение о включении ее в общий план Вооруженных Сил страны. Однако ни это распоряжение, ни другие нормативные документы военного ведомства не признавали погран-стражу военной организацией. Практически Пограничная стража считалась специальными полицейскими формированиями. Пограничная стража непосредственно на местах подчинялась таможенным округам, а в центре - Департаменту таможенных сборов, то есть возглавлялась гражданскими чиновниками.Организационная структура Пограничной стражи была следующей: 13 таможенных округов, 4 бригады, 7 полубригад, 4 отдельные роты, 41 бригадный и полубригадный командир, 31 командир рот, 119 надзирателей, 156 их помощников, 2018 нижних конных чинов, 1264 нижних пеших.Пограничная стража в начале XIX века охраняла 8800 верст европейской части границы. Мероприятия по перестройке охраны границы в таможенном отношении способствовали более активной борьбе с контрабандистами. Если в 1827 году в государственную казну поступило 16 млн. руб. серебром таможенных сборов, то в 1857 году - 32 млн. руб.Ряд нормативных документов и служебных инструкций, вышедших в этот период, способствовал расширению прав пограничных командиров, более действенной борьбе с нарушениями таможенных правил.В пограничных бригадах были учреждены учебные команды, созданы швальни, обеспечивающие стражу обмундированием. Начиная с 1856 года на офицеров, а с 1878 года и на нижних чинов распространялся порядок, установленный в армии, по награждению орденами и медалями за отличия в охране государственной границы и задержание контрабандистов. В конце века пограничные бригады были учреждены на Кавказе и в Средней Азии. Протяженность границ, которые охранялись Пограничной стражей, к этому времени составляла 13 918 верст, из них 706 - на Белом море, 2624 - на Балтийском, 3328 - в Закавказье, 1269 - берега Черного и Азовского морей, 2638 - Кавказские (морские и сухопутные), 747 - в Финляндии. 2609 верст - в Средней Азии. ( Краткий очерк...,с.1. )В 1893 году на базе пограничных бригад был создан Отдельный корпус Пограничной стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов.Корпус выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении, вел активную борьбу с контрабандистами.Практика охраны границы в таможенном отношении в период с 1827 года и до начала XX века целиком оправдала себя.Являясь составной частью органов по защите экономических интересов на государственной границе. Пограничная стража внесла существенный вклад в борьбу с незаконным перемещением товаров в неустановленном порядке, эффективно боролась с контрабандистами.


Информация о работе История контрабанды