Информатизация таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 16:22, реферат

Краткое описание

Законодательством Российской Федерации таможенные органы отнесены к правоохранительным органам, что требует от таможенной службы выработки эффективных механизмов противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, пресечения и раскрытия. Одним из путей создания и повышения эффективности этих механизмов является развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов и совершенствование форм и технологий информационного взаимодействия с правоохранительными структурами Российской Федерации и других (в первую очередь сопредельных) государств.

Вложенные файлы: 1 файл

Таможня.docx

— 23.36 Кб (Скачать файл)

Информатизация таможенных органов

 

1.1 Информационные аспекты правоохранительной  деятельности таможенных органов

 Законодательством Российской  Федерации таможенные органы  отнесены к правоохранительным  органам, что требует от таможенной  службы выработки эффективных  механизмов противодействия правонарушениям  в сфере таможенного дела, их  своевременного выявления, пресечения  и раскрытия. Одним из путей  создания и повышения эффективности  этих механизмов является развитие  информационно-аналитического обеспечения  деятельности правоохранительных  подразделений таможенных органов  и совершенствование форм и  технологий информационного взаимодействия  с правоохранительными структурами  Российской Федерации и других (в первую очередь сопредельных) государств.

 Особенностью создания  систем информационно-аналитического  обеспечения для правоохранительных  подразделений является необходимость  учета таких принципов их деятельности, как сочетание гласности и  профессиональной (служебной) тайны, гласных  и негласных методов и средств  деятельности, конспирация. Оптимальное  формирование информационных баз  данных, создание удобных инструментальных  средств и инфраструктуры для  оперативного получения и анализа  необходимой информации значительно  повышают эффективность правоохранительной  деятельности таможенных органов, обеспечивают целенаправленность  проводимых мероприятий, систематизацию  информации, получаемой оперативным  путем. К новым направлениям деятельности  правоохранительных подразделений  с использованием информационных  технологий можно отнести:

 компьютерную разведку  и компьютерный поиск, предусматривающие  получение информации о преступной  деятельности электронными средствами  как в процессе оперативно-розыскных  и оперативно-аналитических мероприятий, так и в процессе следствия  и общего контроля за развитием ситуации;

 аналитическую разведку  и оперативно-аналитический поиск, предусматривающие компьютерную  обработку информации об известных  преступных группировках;

 информационно-психологическое  давление на окружение преступных  группировок с целью их компрометации, изоляции, показа неприглядных сторон, создания с помощью различных  каналов массовой информации  общего морально-психологического  фона нетерпимости к преступным проявлениям.

 Достаточно важным  аспектом информационно-аналитической  работы правоохранительных подразделений  таможенных органов, который иногда незаслуженно считают второстепенным, является подготовка сведений для освещения деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений, по информированию общественности о состоянии борьбы с преступностью в сфере таможенного дела.

 Информация о преступности  и сопутствующих ей негативных  социальных явлениях должна носить  не просто констатирующий характер, а содержать достаточно полную  их характеристику. В частности, это должны быть сведения, характеризующие  обстоятельства совершения преступления, личность преступника, причины и  последствия совершенных преступлений. Было бы целесообразно организовать  информирование не вообще об  операциях и числе задержанных, а о делах, по которым закончено  следствие с детализацией предъявляемых  обвинений. Не секрет, что систематическая  публикация достаточно полных  и развернутых данных о состоянии  преступности, иных негативных социальных  явлениях и проблемах деятельности  правоохранительных органов имеет  позитивный эффект в виде косвенной  обратной связи. Этот эффект выражается  в поступлении своевременных  и обоснованных рекомендаций  от специалистов-криминологов, а  также в адекватной реакции  общественности на деятельность  правоохранительных подразделений  и таможенной службы в целом.

 

1.2 Классификация и определение  информационно-справочных систем

 

 

 Естественно с развитием  информационных технологий и  техники все большее значение  и распространение приобретает  такой вид информационных систем  как автоматизированные информационные  системы.

 

 Классифицировать информационные  системы достаточно сложно из-за  их разнообразия и постоянного  развития структур и функций.

 

 По территориальному признаку АИС классифицируются на международные, общегосударственные, области, республики, округа, города, района и т.д., в системе таможенных органов на Федеральной таможенной службы, региональные, таможни, таможенного поста.

 

 По сфере применения  различают АИС в экономике, в  торговли, на транспорте, в правовой  сфере, медицине, в учебных заведениях  и т .п.

 

 В рамках одной сферы  АИС можно классифицировать по  видам деятельности. Так, например, все правовые информационные  системы можно условно разбить  на АИС используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной  деятельности, правовом образовании  и воспитании.

 

 Конечно, следует понимать, что подобного рода классификация  достаточно условна, так как одни  и те же АИС могут использоваться  в различных видах правовой  деятельности. Один из основных  подходов к классификации автоматизированных  систем правовой информации связан  с видами обрабатываемой социально-правовой  информации.

 

 Большое значение, с  точки зрения создания и функционирования  АИС, играет классификация информации  по степени доступа на открытую и ограниченного доступа. Использование подобного рода информации в автоматизированных системах требует организации технической и программной защиты ее от несанкционированного доступа.

 

 Существуют классификации  АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных  машин функционируют), программных (под управлением какой операционной  системы работают, с помощью каких  программных средств созданы), лингвистических  средств, а также логико-математических  методов, лежащих в основе процесса  обработки информации. Кроме того, автоматизированные системы правовой  информации можно классифицировать  по требованию к уровню подготовки  пользователей (для специалистов, для  широкого круга пользователей).

 

 Опыт практического  применения АИС показал, что наиболее  точной, соответствующей самому  назначению АИС следует считать  классификацию по степени сложности  технической, вычислительной, аналитической  и логической обработки используемой  информации. При таком подходе  к классификации можно наиболее  тесно связать АИС и соответствующие  информационные технологии. При  таком подходе можно выделить  следующие виды АИС:

 

 автоматизированные системы  обработки данных (АСОД);

 

 автоматизированные информационно-поисковые  системы (АИПС);

 

 автоматизированные информационно-справочные  системы (АИСС);

 

 автоматизированные информационно-логические  системы (АИЛС);

 

 автоматизированные рабочие  места (АРМ);

 

 автоматизированные системы  управления (АСУ);

 

 автоматизированные системы  информационного обеспечения (АСИО);

 

 экспертные системы (ЭС) и системы поддержки принятия  решений.

 

 

2. Информационные системы в информационном и аналитическом обеспечении правоохранительной деятельности таможенных органов

 

 

 Информационное и аналитическое  обеспечение (ИАО) является одним  из видов оперативно служебной  деятельности оперативно-розыскных  подразделений таможенных органов, посредством которой реализуется  ряд возложенных на таможенные  органы функций и задач. Главная  цель данного вида оперативно-служебной  деятельности заключается в обеспечении  полного, достоверного, оперативного  информационного отражения и  последующего анализа процессов, связанных с одной стороны  – с преступной деятельностью  в сфере ВЭД, с другой стороны  – с оперативно-розыскной деятельностью  таможенных органов.

 

 Функционально ИАО  правоохранительной деятельности  таможенных органов зависимо  от норм права, регулирующих таможенное  дело (ТК РФ) и оперативно-розыскную  деятельность (ФЗ Об ОРД) таможенных органов. На основе положений ст.ст. 2, 6, 10 ФЗ Об ОРД, ст. 403, 423 ТК РФ формулируются задачи ИАО правоохранительной деятельности:

 

1. Создавать и использовать  информационные системы, необходимые  для:

 

- выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, отнесенных к компетенции таможенных  органов, а также выявления и  установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

 

 осуществления розыска  лиц, скрывающихся от таможенных  органов, как органов дознания;

 

 добывания информации  о событиях или действиях, создающих  угрозу экономической безопасности  Российской Федерации.

 

2. Обеспечивать информационно-аналитическую  поддержку борьбы с контрабандой  и иными преступлениями в сфере  таможенного дела, в том числе:

 

 - участвовать в добывании информации, необходимой для пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров.

 

- обеспечивать информационное  взаимодействие с таможенными  и иными компетентными органами  иностранных государств, международными  организациями, занимающимися вопросами  борьбы с таможенными правонарушениями.

 

Заключение

 

Таможенные органы должны в полной мере овладеть технологиями применения «информационного оружия», включая технологии нанесения информационных ударов с использованием, как средств массовой применения «информационного оружия», включая технологии нанесения информационных ударов с использованием, как средств массовой информации, так и компьютерных сетей и телекоммуникаций.

 

 Одним из новых направлений  в борьбе с преступностью, которое  в полной мере основано на  применении современных информационных  технологий, технических средств  получения информации и использовании  СМИ, можно обозначить как «информационно-аналитическое  расследование». Введение в практику  деятельности таможенных органов  такой категории как «информационно-аналитическое  расследование» предполагает ориентацию  оперативных сил не на расследование  преступной деятельности конкретных  лиц, а на исследование негативных  социальных явлений и процессов  с целью выявления в них  криминальной составляющей и  последующей квалификации преступного  умысла и состава преступления.

 

 Другое нетрадиционное  направление правоохранительной  деятельности таможенных органов, которое может приобрести большое  распространение, можно обозначить  как «непроцессуальное использование оперативной информации».

 

 Именно непроцессуальное использование оперативной информации предполагает проведение оперативных комбинаций с использованием дозированного выброса в СМИ тех сведений, которые могут нанести наибольший ущерб преступным сообществам.

 

 Информационному повышению  эффективности борьбы с преступностью  может служить и расширение  практики применения информационных  мультимедийных технологий для  осуществления целенаправленных  информационно-психологических воздействий  на преступные сообщества.

 

 Тактические приемы  информационно-психологического воздействия  могут быть чрезвычайно разнообразными, естественно, должны проводится в комплексе с оперативно-розыскными и следственными мероприятиями. Некоторые из этих приемов уже имеют теоретическое обоснование и богатую историю практического применения.

 

 Представляется, что активность  и наступательность в информационных сферах должны занимать одно из центральных мест в оперативно-розыскной тактике борьбы с правонарушениями.

 

 Реально складывающиеся  условия деятельности таможенных  органов требуют новых тактических  решений при работе в среде  преступных формирований, потенциальных  правонарушителей. Эти тактические  решения, в свою очередь, не могут  быть достаточно эффективными  без использования не только  технических возможностей современных  информационных технологий, но и  тех возможностей которые они открывают для управления развитием ситуаций путем целенаправленных информационных воздействий.


Информация о работе Информатизация таможенных органов