Инновационная модель управления таможенными органами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 05:33, контрольная работа

Краткое описание

На протяжении всей своей более чем двадцатилетней истории таможенные органы Российской Федерации практически непрерывно осуществляют свою инновационную деятельность, связанную с подготовкой, применением и распространением таможенных инноваций. Таковыми следует считать применения технологий таможенного контроля, связанных с предварительным информированием, с электронным и Интернет-декларированием, технологий удаленного выпуска и систем управления рисками. Значимой инновацией последнего времени явилось, внедрение в 2010 году корпоративной системы менеджмента качества в региональной системе таможенных органов Приволжского федерального округа.

Содержание

1.Инновационная модель управления таможенными органами……………3
2. Успешная практика применения инноваций в ФТС России…………....13
3. Список используемых источников………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

си.docx

— 186.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Инновационная модель управления таможенными органами……………3

2. Успешная практика  применения инноваций в ФТС России…………....13

3. Список используемых источников………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Инновационная  модель управления таможенными  органами

  На протяжении всей своей более чем двадцатилетней истории таможенные органы Российской Федерации практически непрерывно осуществляют свою инновационную деятельность, связанную с подготовкой, применением и распространением таможенных инноваций. Таковыми следует считать применения технологий таможенного контроля, связанных с предварительным информированием, с электронным и Интернет-декларированием, технологий удаленного выпуска и систем управления рисками. Значимой инновацией последнего времени явилось, внедрение в 2010 году корпоративной системы менеджмента качества в региональной системе таможенных органов Приволжского федерального округа.

   Необходимость системного подхода к инновационной деятельности таможенных органов диктуется в настоящее время «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», в которой одним из приоритетных направлений является формирование инновационного государства.1 Это обуславливает актуальность научно обоснованной подготовки к внедрениям систем управления инновационной деятельностью таможенных органов.

   В отечественных научных разработках, посвященных системам инновационного менеджмента, рассматриваются лишь отдельные аспекты подготовки указанных систем. Например, Чудаев А. В. при формировании методологии управления инновационной деятельностью крупного производственного комплекса из всех элементов подготовки рассматривает только планирование.2 Международные эксперты, работающие в области инноваций органов исполнительной власти, также указывают на необходимость подготовительной работы перед внедрением и широкомасштабным применением инноваций. Подобные разработки, связанные с инновационной деятельностью таможенных органов России, в настоящее время отсутствуют.

    Сформулированные выше соображения определяют в своей совокупности актуальность данной статьи, исходя из которой, автор ставит перед собой задачу определить понятие, масштабы и содержание подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов. Статья может казаться полезной для практиков в понимании масштабов и этапов вышеуказанной подготовки, а также путей их практического применения. Авторский материал может представлять теоретический интерес для тех, кто занимается изучением систем управления инновационной деятельностью органов власти в целом и таможенных органов в частности.

1. Методологическая основа  подготовки к внедрению. В качестве  методологической основы подготовки  к внедрению систем управления  инновационной деятельностью таможенных  органов можно рассматривать, соответствующие подходы, которые содержатся в стандартах, изданных Международной организацией по стандартизации и посвященных системам менеджмента качества и экологического менеджмента. Эта возможность обуславливается, во-первых, совместимостью указанных систем менеджмента, и, во-вторых, их применимостью к любым организациям. Вышеупомянутые международные стандарты явились основой для принятия аутентичных национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000. Соответственно, подходы к подготовке внедрения систем менеджмента, приведённые в них, следует рассматривать как воплощение коллективного международного опыта. Так, в национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2008 определен подход к разработке системы менеджмента качества, реализация которого может рассматриваться, как подготовка к внедрению этой системы. Согласно этому подходу подготовительные мероприятия должны включать: определение потребностей и ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон; разработку политики и целей организации в области качества; определение процессов и ответственности, необходимых для достижения поставленных целей; определение необходимых ресурсов; разработку методов измерения результативности и эффективности каждого процесса.3

   В национальном стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2007 также определен подход к подготовке системы экологического менеджмента, включающий, например, такие элементы, как: обеспечение доступности ресурсов, необходимых для внедрения систем экологического менеджмента; определение, документирование и доведение до сведения персонала его функциональных обязанностей, ответственности и полномочий; обеспечение компетентности, профессиональной подготовки и осведомленности персонала.4

    Выявленное содержание подходов к подготовке систем менеджмента качества и экологического менеджмента может быть применено, и к системе управления инновационной деятельностью таможенных органов при её подготовке к внедрению. Поэтому предлагается соответствующий подход, включающий:  
• идентификацию процессов системы управления инновационной деятельностью таможенных органов; 
• определение ресурсов, необходимых для внедрения указанной системы; 
• наделение назначенных должностных лиц таможенного органа соответствующими функциями, полномочиями и ответственностью; 
• обеспечение компетентности, профессиональной подготовки и осведомленности персонала таможенного органа относительно инновационной деятельности и соответствующей системы управления; 
• разработку процедур внешнего и внутреннего обмена информацией; 
• подготовку необходимой документации и процедур управления ею.

2. Понятие и масштабы  подготовки к внедрению. Подготовка  к внедрению системы управления  инновационной деятельностью таможенных органов понимается как деятельность по формированию элементов указанной системы и условий её функционирования. Масштаб такой подготовки зависит от типа систем, в рамках которых функционируют в настоящее время таможенные органы Российской Федерации: национальной, региональных и локальных.6 Национальная система таможенных органов представляет собой совокупность Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) и таможенных органов непосредственного и прямого подчинения. В настоящее время ФТС непосредственно подчинены восемь региональных таможенных управлений, а также семь специализированных таможен. Другими словами, ФТС является главным таможенным органом национальной системы, которому подчинены региональные системы. Региональная система включает региональное таможенное управление (далее – РТУ) и таможенные органы непосредственного и прямого подчинения, расположенные в регионе деятельности данного РТУ. Соответственно региональное таможенное управление является главным таможенным органом региональной системы, которому подчинены локальные системы. Локальная система состоит из таможни и непосредственно подчиненных ей таможенных постов, расположенных в регионе деятельности данной таможни. Следовательно, таможня является основным элементом локальной таможенной системы.

    Иерархичность систем таможенных органов обуславливает, возможность определения масштабов их инновационной деятельности:  
• национальный масштаб: инновационная деятельность Федеральной таможенной службы и подчинённых региональных систем; 
• региональный масштаб: инновационная деятельность регионального таможенного управления и подчинённых локальных систем; 
• локальный масштаб: инновационная деятельность таможни и подчинённых ей таможенных постов. 
  Определение масштабов инновационной деятельности позволяет установить соответствующие типы систем управления:  
• система управления инновационной деятельностью таможенных органов в национальном масштабе; 
• система управления инновационной деятельностью таможенных органов в региональном масштабе; 
• система управления инновационной деятельностью таможенных органов в локальном масштабе.

    Таким образом, каждому типу систем таможенных органов соответствует определенный тип систем управления их инновационной деятельностью. А это в свою очередь обуславливает возможность определения масштабов подготовки к внедрению рассматриваемых систем управления: национального, регионального и локального. Национальный масштаб подразумевает подготовку к внедрению системы управления инновационной деятельностью Федеральной таможенной службы и подчинённых региональных систем. Региональный масштаб предполагает подготовку системы управления инновационной деятельностью регионального таможенного управления и подчинённых локальных систем. Локальный масштаб предусматривает подготовку к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможни и подчинённых ей таможенных постов.

3. Содержание и этапы  подготовки к внедрению системы  управления инновационной деятельностью  таможенных органов должны определяться, с одной стороны, методологическим подходом, сформулированным выше на основе положений национальных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000, а с другой – содержанием указанной системы. Оно включает: управляемую подсистему, состоящую из инновационной деятельности таможенного органа и ресурсного обеспечения этой деятельности; процессов управления, состоящих из управления инновационной деятельностью и управления её ресурсным обеспечением; управляющую подсистему, объединяющую субъектов и средства управления.7 Кроме того, подготовка к внедрению системы управления инновационной деятельностью может рассматриваться как процесс, т.е. как совокупность последовательных и взаимосвязанных этапов (рис. 1).

 

 

 

    На первом этапе должны быть определены и возложены функции, полномочия и ответственность на представителя высшего руководства и специализированное подразделение главного таможенного органа за подготовку системы управления инновационной деятельностью определенного масштаба. На втором этапе должны быть разработаны стратегические основы управления инновационной деятельностью таможенных органов. К ним относятся: миссия, видение и ценности таможенных органов; принципы управления инновационной деятельностью; инновационная политика; инновационные стратегии.5 На третьем этапе следует осуществить проектирование системы управления инновационной деятельностью таможенных органов, включающее следующие шаги. Во-первых, необходимо установить область применения данной системы управления, содержащую требования к ней и условия её применения различными таможенными органами. Должны быть разработаны качественные и/или количественные показатели, характеризующие достижение сформулированных целей и задач. Во-вторых, следует идентифицировать содержание и последовательность процессов инновационной деятельности таможенных органов, каковыми являются, с одной стороны, процессы подготовки и применения внутренней таможенной инновации, а с другой – процессы таможенного трансфера внешней инновации. Необходимо также определить участников этих процессов – уполномоченные подразделения таможенных органов, необходимые ресурсы и процессы обеспечения ими. В-третьих, целесообразно установить содержание и последовательность процессов управления инновационной деятельностью двух видов: управления собственно инновационной деятельностью и управления её ресурсным обеспечением. В-четвёртых, должны быть определены субъекты и средства управления. В рамках данного шага представители высшего руководства и специализированные подразделения таможенных органов определенной системы наделяются функциями, полномочиями и ответственностью за подготовку к внедрению системы управления, составляется перечень и содержание необходимых методик и документов.     На четвёртом этапе должна быть осуществлена разработка необходимых методик, например, методик подготовки и применения или трансфера таможенной инновации; методики планирования, измерения, мониторинга, оценки и анализа результативности и эффективности системы управления инновационной деятельностью таможенных органов.6 Данные методики могут разрабатываться как собственными силами, так и с привлечением сторонних специалистов. Далее следует разработать необходимую документацию, включающую, во-первых, руководство по системе управления инновационной деятельностью и, во-вторых, документированные процедуры. Указанное руководство по аналогии с другими системами менеджмента должно явиться базовым документом в инновационной сфере и содержать, с одной стороны, выше рассмотренные элементы стратегического подхода, а с другой – описание основных элементов системы управления инновационной деятельностью и их взаимодействия. В отношении всех ранее определенных процессов разрабатываются и утверждаются документированные процедуры. Шестой этап должен быть посвящен, по мнению автора, обеспечению политической поддержки со стороны руководства вышестоящего органа власти, которому подчинена данная система таможенных органов. Например, для национальной системы таможенных органов вышестоящим органом является Правительство РФ, для региональной системы – ФТС, для локальной системы – РТУ. На важность политической поддержки указывают международные эксперты, понимая од этим готовность вышестоящего органа власти предоставить ресурсы для инновационной деятельности и участвующего персонала.10 На седьмом этапе должна быть обеспечена компетентность, профессиональная подготовка и осведомленность персонала таможенных органов в отношении предстоящей инновационной деятельности и соответствующей системы управления. В рамках данного этапа должностные лица таможенных органов должны получить необходимые знания о системе управления инновационной деятельностью. Осведомленность предполагает информирование всех должностных лиц таможенных органов о предстоящей деятельности, создаваемой системе управления, её целях и задачах. На восьмом этапе должны быть осуществлены сбор и оценка, с одной стороны, внутренней информации из подчиненных таможенных органов, а с другой – внешней информации от заинтересованных сторон, например, вышестоящего таможенного органа; участников внешнеэкономической деятельности, туристов, таможенных посредников.

    На современном этапе инновационная деятельность таможенных органов Российской Федерации носит слабоуправляемый и бессистемный характер из-за отсутствия соответствующих теоретических и практических разработок. В этих условиях методологической основой подготовки к внедрению систем управления инновационной деятельностью таможенных органов могут служить подходы, содержащиеся в национальных стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 и серии 14000. Подготовка к внедрению указанной системы определена как деятельность по созданию её элементов и условий её функционирования. В соответствии с типологией систем управления инновационной деятельностью таможенных органов установлены три масштаба подготовки: локальный, региональный и национальный. В данной статье предлагаются восемь этапов подготовки к внедрению, к которым относятся: назначение ответственных, разработка стратегических основ, проектирование системы управления, составление необходимых методик и документов, обеспечение политической поддержки, обучение персонала и сбор информации. Теоретическое значение этой статьи заключается, по мнению автора, в определении понятия и содержания подготовки к внедрению системы управления инновационной деятельностью таможенных органов, а также в установлении её масштабов и этапов. Возможность использования положений данной статьи для реализации подготовки представляет собой практическую ценность изложенного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Успешная практика  применения инноваций в ФТС России

  По мнению Агентства Стратегических Инициатив, в целом по стране Приволжское таможенное управление по праву считается самым инновационным - в нижегородские таможенные органы 90% всех деклараций подается посредством сети Интернет, также в регионе приобретает развитие процесс удаленного выпуска товаров, когда уже с границы РФ товар следует «очищенным» в таможенном отношении и идет прямо к получателю.7

   Что касается дальнейшего развития технологий таможенного контроля, то в данный момент ожидается запуск нового проекта по декларированию экспортного товара, перемещаемого автомобильным транспортом. Кроме того, в соответствии с планом мероприятий по организации электронного документооборота между Федеральной таможенной службой России и подразделениями ОАО «РЖД», на таможенных органах Нижегородской области и железнодорожных станциях в зоне деятельности Горьковской железной дороги предполагается провести совместное тестирование по электронному взаимодействию при совершении таможенных операций с товарами.

          С мая 2011 года в Биробиджанской  таможне применяется при таможенном  оформлении товаров, прибывающих  и убывающих на автотранспорте, современная информационная технология  – предварительное информирование. Все больше участников внешнеэкономической  деятельности начинают отмечать  преимущества этой технологии.

Информация о работе Инновационная модель управления таможенными органами