Декларирование товаров и транспортных средств: сущность, цели, основные понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного Союза подлежат таможенному декларированию. Лица, перемещающее товары, декларирующие, представляющие и предъявляющие для декларирования товары и транспортные средства от собственного имени называются декларантами. При любой транспортировке грузов через государственную границу необходимо таможенное декларирование.

Вложенные файлы: 1 файл

реф-Декларирование.docx

— 50.03 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

Декларирование товаров и транспортных средств: сущность, цели, основные понятия.

 

 

 

 

 

 

 Выполнил

 студент 4 курса

 дистанционной формы обучения                              Патраков А. Ю.

 

 Проверил                                                                    Вакорина Е. А.

 

 

 

 

 

Тюмень 2015

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного Союза подлежат таможенному декларированию. Лица, перемещающее товары, декларирующие, представляющие и предъявляющие для декларирования товары и транспортные средства от собственного имени называются декларантами. При любой транспортировке грузов через государственную границу необходимо таможенное декларирование. Обязательное таможенное декларирование сегодня получают любые товары и транспортные средства - как ввозимые на территорию Российской Федерации, так и вывозимые за ее пределы, чем и занимаются таможенные декларанты. Обязательное таможенное декларирование касается не только товаров в случае импорта или экспорта, но и пассажирского багажа, ручной клади, валюты, ценностей, транспортируемых через государственную границу.

Таможенное декларирование товаров заключается в предоставлении всех сведений о товарах и транспортных средствах, на которых они перевозятся через границу, что необходимо для прохождения определенного таможенного режима. Таможенное декларирование должно учитывать также изменение данного режима.

Правильно выполненное таможенное декларирование грузов является залогом беспрепятственного и своевременного пересечения границы, и, как следствие - их доставки по месту назначения, что может быть крайне важно в случае особых временных договоренностей о поставке товара.

 

 Понятие и сущность декларирования

Осуществление внешнеторговых операций невозможно без взаимодействия участников экспортно-импортных операций с таможенными органами. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации допускается только при условии декларирования, которое производится посредством заявления таможенному органу субъектами внешнеэкономической деятельности всех необходимых сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу, об их таможенном режиме, а также иных данных, необходимых для таможенных целей. Итак, декларирование заключается в предоставлении таможенному органу декларации.

Таможенная декларация (от лат. declaratio — заявление, объявление) — это документ, оформленный в соответствии с требованиями таможенного законодательства и содержащий необходимую информацию о перемещаемом грузе, характере и субъектах внешнеторговой операции.

Таможенное декларирование является обязательной таможенной процедурой для юридически законной перевозки товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное декларирование – это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза.

Правовой статус декларанта

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 4 ТК ТС декларантом является лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Определение декларанта в ТК ТС полностью совпадает с определением в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Перечень лиц, которые могут быть декларантами товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, установлен ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС:

1) лицо государства - члена ТС ЕврАзЭС: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с гл. 45 ТК ТС ЕврАзЭС; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена ТС ЕврАзЭС в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена ТС ЕврАзЭС.

В случае заявления таможенной процедуры таможенного транзита декларантами также могут быть:

1) перевозчик, в том числе таможенный  перевозчик;

2) экспедитор, если он является  лицом государства - члена ТС ЕврАзЭС.

Из определения понятия "декларант" следует, что основная цель, которая решалась путем введения данного понятия, - это выделение субъекта, совершающего ключевую таможенную операцию - таможенное декларирование. Декларирование, заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров1, является одной из обязанностей декларанта, установленных ст. 188 ТК ТС ЕврАзЭС. Помимо декларирования на декларанте лежит бремя по уплате таможенных платежей, включая таможенные пошлины, и (или) обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС.

В связи с участием декларанта в таможенно-тарифных правоотношениях возникает вопрос определения момента, с которого декларант как субъект права может считаться субъектом таможенно-тарифного правоотношения. В соответствии с теорией права субъектами правоотношения являются участники правоотношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Следовательно, субъект права становится субъектом таможенно-тарифных правоотношений при появлении у него прав и обязанностей, связанных с обложением ввозной и вывозной таможенными пошлинами товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Декларировать товары могут как физические, так и юридические лица. 
Правовой статус физических лиц зависит от ряда обстоятельств, которые включают в себя в том числе возраст, гражданство, состояние душевного здоровья, пол и др. и определяют, "какими качествами должны обладать субъекты права для того, чтобы иметь права и нести обязанности в соответствующей отрасли права". Таможенное декларирование товаров для личного пользования физического лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, производится лицом, его сопровождающим (одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем этого лица, иным сопровождающим его лицом либо представителем перевозчика при отсутствии сопровождающих лиц, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, иных лиц - руководителем группы либо представителем перевозчика) (п. 5 ст. 355 ТК ТС ЕврАзЭС). Следовательно, физическое лицо, не достигшее шестнадцатилетнего возраста, не может являться декларантом и, как следствие, субъектом таможенно-тарифных правоотношений.

Особенности правового статуса физических лиц как участников таможенно-тарифных правоотношений, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу ТС ЕврАзЭС, определены в Соглашении между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". В частности, определены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, порядок применения таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования2.

Обязанность по уплате таможенных пошлин при перемещении товаров для личного пользования возникает у физических лиц только при перемещении товаров, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме3, к которым относятся: товары для личного пользования, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица; товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования и т.д.4. Обязанность по уплате таможенных пошлин возникает у декларанта в момент регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации. К юридическим фактам, в связи с которыми прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме, относятся: отказ таможенного органа в выпуске товаров для личного пользования; уплата или взыскание таможенных пошлин в полном объеме; уничтожение или безвозвратная утрата товара и др. 5

Помимо юридических фактов, указанных выше, обязанность по уплате таможенных пошлин в отношении транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства и временно находящихся на территории ТС ЕврАзЭС, прекращается с момента вывоза такого транспортного средства до истечения срока временного ввоза, установленного таможенным органом, или со дня выдачи таможенным органом разрешения на передачу транспортного средства декларантом иному лицу для осуществления вывоза транспортного средства6.

Обязанность по начислению таможенных пошлин в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, лежит на должностном лице таможенного органа7. Особенностью таможенно-тарифных правоотношений, где одним из субъектов выступает физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования, является уплата таможенных пошлин, налогов либо по единой ставке без разделения на составляющие таможенные пошлины и налоги, либо в виде совокупного таможенного платежа8. Перечни товаров, освобождаемых от уплаты таможенных платежей, товаров, в отношении которых необходимо уплатить таможенные пошлины по единым ставкам таможенных пошлин, и товаров, в отношении которых уплата таможенных пошлин происходит в виде совокупного таможенного платежа, представлены в Соглашении от 18.06.2010.

Расчет совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров на таможенную территорию ТС ЕврАзЭС, производится на основании ставок таможенных пошлин, установленных ЕТТ ТС ЕврАзЭС, и налогов, ставки которых установлены законодательством государств - членов ТС ЕврАзЭС9.

Возможность участия физического лица в таможенно-тарифных правоотношениях может зависеть от наличия правовой связи с государством - членом ТС ЕврАзЭС.

Объем прав и обязанностей декларанта представлен в ст. ст. 187 и 188 ТК ТС ЕврАзЭС соответственно и включает обязанность по уплате таможенных платежей и (или) обеспечение их уплаты в соответствии с ТК ТС ЕврАзЭС. Перечень прав и обязанностей декларанта является открытым, но иные права и обязанности декларанта могут содержаться только в ТК ТС ЕврАзЭС10.

При помещении товаров под некоторые таможенные процедуры могут быть установлены критерии, сужающие или расширяющие круг лиц, имеющих право выступать декларантом. Например, расширением круга лиц, имеющих право выступать декларантом и указанных в пп. 1 и пп. 2 ст. 186 ТК ТС ЕврАзЭС, является дозволение перевозчику (в том числе таможенному перевозчику) или экспедитору выступать в качестве декларанта, если они являются лицами государства - члена ТС ЕврАзЭС11.

В таможенной процедуре беспошлинной торговли установлены дополнительные критерии, сужающие круг лиц, имеющих право выступать декларантом. Такими критериями являются:

- декларант должен быть владельцем  магазина беспошлинной торговли, включенным в реестр владельцев  магазинов беспошлинной торговли12;

- реализация декларируемых товаров  должна осуществляться в магазине  беспошлинной торговли, владельцем  которого является декларант этих товаров 13.

Еще одним случаем, когда существуют ограничения по кругу лиц, имеющих право выступать декларантом, является таможенная процедура свободного склада, декларантом которой может выступать владелец свободного склада или иное лицо, определенное законодательством государств - членов ТС ЕврАзЭС. Правовой статус владельца свободного склада определен Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада". Владельцем свободного склада может быть юридическое лицо государства - члена ТС ЕврАзЭС, которое включено в реестр владельцев свободных складов14. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин возникает у владельца свободного склада с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру свободного склада. Прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин происходит при завершении таможенной процедуры свободного склада или по основаниям, установленным п. 2 ст. 80 ТК ТС ЕврАзЭС.

На правовой статус декларанта может влиять категория перемещаемых через таможенную границу товаров. У декларанта может появиться право на выпуск товаров до подачи таможенной декларации при соблюдении ряда условий. Например, декларирования отдельных категорий товаров15, к которым относятся: товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; продукция военного назначения, необходимая для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений; товары, подвергающиеся быстрой порче; живые животные и т.п. 16

Юридические лица, выступающие в таможенно-тарифных правоотношениях декларантами, исчисляют таможенные пошлины самостоятельно17, за исключением случаев взыскания таможенных пошлин. При взыскании таможенных пошлин исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин производится таможенным органом государства - члена ТС ЕврАзЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины18.

Информация о работе Декларирование товаров и транспортных средств: сущность, цели, основные понятия