Влияние монополий на ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:24, реферат

Краткое описание

Интерес к исследованию монополий – крупных хозяйственных объединений (картелей, синдикатов, трестов, концернов и так далее), находящихся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющих контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей – вызван переходом России к рыночным отношениям. Монополии оказывают влияние на все сферы жизни страны, основой этого влияния служит господство в экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

монополия.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

 

Интерес к исследованию монополий  – крупных хозяйственных объединений (картелей, синдикатов, трестов, концернов  и так далее), находящихся в  частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющих контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей – вызван переходом России к рыночным отношениям. Монополии оказывают влияние на все сферы жизни страны, основой этого влияния служит господство в экономике.

Монополию можно охарактеризовать как рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. Из данной характеристики следует, что  продукт  монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей этого товара. С точки зрения покупателя, это означает, что  нет  приемлемых   альтернатив, в результате чего покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без  него. В противоположность субъекту рынка  совершенной конкуренции, который "соглашается с ценой", монополист диктует цену, то есть осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой  спрос   на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.

В данной работе проведено  исследование монополии: определена ее сущность, выявлен механизм ценообразования при монополии.

 

 

 

Глава 1. Монополия и ценообразование: понятие и сущность

1.1. Сущность монополии

 

Термин «монополия»  в буквальном смысле слова означает единственного продавца товара. В  современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания и он используется для обозначения различных разновидностей рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции. Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монопольное положение фирмы может быть «естественным», когда она владеет редкими, уникальными невоспроизводимыми ресурсами, но может быть создано и искусственно, когда фирма сама путем организационных приемов образует монополию. До XX в. монополии возникали в ограниченных сферах. Позднее процессы монополизации становятся закономерностью. Это связано с условиями производства, конкуренции, с усилением организующего начала.

Формами монополизации  могут быть картельные соглашения, синдицирование, слияния и поглощения, «джентльменские» соглашения и возникновение на этой основе различных видов монополистической конкуренции.

Анализируя проблемы монополистической конкуренции, следует  иметь в виду, что существует несколько  видов конкуренции в условиях монополии: монопсония, олигополия, олигопсония, дуополия, билатеральная монополия.

Монопсония — тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть несовершенной конкуренции.

Олигопсония — тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

Олигополия — тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

• рыночная структура, в  которой действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

• рыночная структура, в  которой несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;

• рынок, на котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная взаимосвязь в виде подетальней специализации. Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупнейшие диверсифицированные корпорации.

Дуополия — тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия — наиболее простой случай олигополии.

Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) — тип  рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого объединенного потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.

В условиях монополистической  формы хозяйствования конкуренция  носит сложный характер. Во-первых, монополия в современных условиях обладает довольно точной информацией о потребителях и потенциальных конкурентах. Во-вторых, с помощью рекламы монополия оказывает существенное влияние на формирование спроса потребителей, так как для крупных монополий реклама является более доступной. В-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает воздействие на заказчика в лице государственных учреждений или на компанию контрагентов. Эти моменты, как правило, снижают уровень риска в процессе конкуренции и обеспечивают получение монопольной прибыли.

1.2. Ценообразование в условиях  совершенной и несовершенной  конкуренции

   

 Цены в условиях рыночной системы хозяйствования являются основным ориентиром, которым руководствуются товаропроизводители и потребители в своем  экономическом выборе и поведении.

 С точки зрения закона  стоимости цена есть денежное  выражение стоимости. С точки  зрения закона спроса и предложения  цена – это определенное количество  денег, которое покупатель оплачивает, а продавец получает за данный  товар. Такова экономическая сущность цены с точки зрения двух основных законов рынка.

Уровень рыночной цены и ее динамику определяет не один какой-либо фактор, а вся совокупность различных  рыночных факторов.   

В условиях совершенной  конкуренции цена устанавливается  на рынке.    Эту цену принято называть ценой равновесия (рис.1). Кривая спроса показывает, что потребители увеличивают спрос по мере снижения цены. Производители, напротив, увеличивают предложение по мере роста цены (кривая предложения идет вверх, кривая спроса - вниз).

Точка пересечения кривых означает уравновешивание спроса и предложения, а равновесная цена - выразитель данного равновесия.

Кривая предложения отражает издержки производства. При низкой цене предлагают продукцию те производители, которые  производят с небольшими издержками. При высокой цене предлагают продукцию и те производители, издержки производства которых выше. Кривая спроса отсекает тех производителей, производительность которых в данной ситуации общество не устраивает. При этом в основу цены ложатся предельные издержки, иными словами издержки той последней партии, которая еще устраивает покупателей на определенных ими условиях.

 

Рис. 1.Цена равновесия на рынке совершенной конкуренции

 

Равновесная цена не есть нечто устойчивое, застывшее. Любой фактор, воздействующий на спрос и предложение, сдвигает кривую спроса и кривую предложения. Малейшее изменение ситуации ведет к установлению новой равновесной цены, которая постоянно регулирует распределение ресурсов в направлении наибольшей рациональности.

Например, фирма производит журнальные столики, и вы удивлены повышением цен  на них. Между тем вследствие большого строительства вилл в округе повысился  спрос на паркет, и фабрика, производящая паркет, готова предложить большую  цену за дерево, чтобы перехватить сырье. Следовательно, и наша фирма, производитель журнальных столиков, вынуждена будет закупать сырье по более высоким ценам. Издержки производства журнальных столиков возросли, повысилась и цена.

Глава 2. Ценообразование при монополии

2.1. Монопольные цены. Механизм равновесия рынка при монопольных ценах

 

В условиях свободной  конкуренции цены формируются преимущественно  под влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции этот процесс приобретает сложный характер. В процессе преобладания монополий происходит сочетание стихийного рыночного регулирования с управлением, осуществляемым монополиями и государством.

Если монополия получает право на реализацию товаров, то она  стремится как можно больше продать  товаров и получить при этом максимальное количество прибыли. Однако продажа каждой дополнительной единицы товара по мере удовлетворения спроса приносит все меньше и меньше дохода. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка имеет ограниченные возможности. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продажи и цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.

Границы монопольных  цен устанавливаются рыночной конкуренцией. Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которое обеспечивает монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

Из табл.1 видно, что  при понижении цены и увеличении объема оптимальной является партия изделий, при которой прибыль будет максимальной. В нашем примере такой партией является партия объемом в 200 изделий. Она приносит наивысший доход в размере 2000 тыс. рублей. При этом цена за одно изделие в размере 35 тыс. рублей будет верхней границей монопольных цен.

Таблица 1.

Образование монопольных  цен

 

Объем партии, шт.

Издержки на единицу  продукции, тыс. руб.

Совокупные издержки, тыс. руб.

Цена за одно изделие, тыс. руб.

Общая выручка за партию, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

100

25

2500

40

4000

1500

200

25

5000

35

7000

2000

300

25

7500

30

9000

1500

400

25

10000

28

11200

1200


 

Нижняя граница монопольной  цены — это низкая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равна нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера. Он определяется по формуле:

                          М=  Рm - МС /Рm                                      

где Р m — монопольная цена;

МС — предельные издержки

М      —      эластичность спроса.

Смысл индекса в следующем: чем больше разрыв между монопольной ценой и предельными издержками, тем больше сила монопольной власти. В условиях совершенной конкуренции цены (Р) равны предельным издержкам (МС). Следовательно, в условиях совершенной конкуренции сила монопольной власти равна нулю, ибо Р – МС = 0. В условиях несовершенной конкуренции монопольная цена (Рm) выше предельных издержек (МС). Следовательно, интервал между 0 и 1 как раз и характеризует силу монопольной власти. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть фирмы.

В условиях совершенной конкуренции  цена устанавливается на рынке.    

На рынке несовершенной  конкуренции, где процесс ценообразования представляет собой более сложное явление, появляется возможность управления этим процессом со стороны фирм. На рынке монополистической конкуренции цены устанавливаются многими монополистами. На олигополическом рынке цены устанавливаются небольшим числом алигополистов. На рынке чистой монополии цена устанавливается одним монополистом. При монопсонии цена устанавливается одним монопольным покупателем. Во всех этих случаях имеет место изменение спроса в зависимости от цены.

На рынке совершенной конкуренции  малейшему увеличению спроса сопутствует соответствующее предложение, а цена остается неизменной.

На рынке монополистической конкуренции кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем в условиях чистой монополии.

Степень эластичности спроса зависит и от числа конкурентов, и от глубины дифференциации продукта и услуги. Поэтому кривая спроса при монополистической конкуренции имеет небольшой отрицательный наклон. Потребитель, который привык к качеству данного товара или услуги, не сразу откажется от их покупки при небольшом росте цены. Однако часть меркантильных покупателей эти товары и услуги откажется покупать, что и отразит кривая спроса при монополистической конкуренции.

На рынке, где господствуют олигополии, спрос увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте. Ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью отраслевых цен, ибо несколько фирм одной отрасли практически всегда пытаются согласовать свою ценовую политику. Олигополии в конкурентной борьбе часто используют неценовые факторы, т.е. пытаются привлечь потребителя не с помощью понижения цепы, а за счет улучшения качества товара, при помощи рекламы и т.п. Установившаяся отраслевая цена ведет к тому, что спрос фирмы-олигополиста часто имеет перегиб, а кривая спроса имеет характер «ломаной кривой».

Информация о работе Влияние монополий на ценообразование