Валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Так как расчет по внешнеторговым операциям, в большинстве случаев, невозможно осуществить без предоставления услуг уполномоченного банка, то и контролировать данные сделки целесообразнее во взаимодействии с банками. Данное направление валютного контроля получило название таможенно-банковский валютный контроль за экспортно-импортными операциями.
Основными задачами курсовой работы является понять что такое валютный контроль, ознакомиться с принципами валютного контроля, а так же рассмотреть пути совершенствования валютного контроля банковских учреждений.

Содержание

Введение
Глава 1. Валютного контроля, его значение и функции
Понятие и принципы валютного контроля
Ответственность за нарушение валютного законодательства
1.4 Компетенция таможенных органов Российской Федерации в области
валютного контроля
Глава 2. Валютный контроль банковскими учреждениями
2.1 Общая характеристика современного состояния банковской системы России
2.2 Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте
2.3 Операции на межбанковском валютном рынке
Глава 3. Аспекты проведения валютных операций на территории Российской Федерации
3.1 Правовая основа проведения валютных операций
3.2 Сущность и классификация валютных операций
3.3 Перспективы развития системы валютного контроля
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач вк.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 Виды валютных операций в зависимости от срочности их проведения

Вид операции

Описание операции

Срочные операции

Срочные операции принято  подразделять на конверсионные, страховые  и спекулятивные. К срочным сделкам  также относятся "форвард" (forward), "опцион" (option), "своп" (swap).

Наличные операции

Среди наличных валютных операций выделяют операции "спот" (spot), а также такие операции как "овернайт" (overnight), "туморроу/некст" (tomorrow/next) и "дэй - то - дэй своп" (day - to - day swap), которые применяются  банками для управления текущими валютными позициями.


 

Международная торговля требует появления и  развития срочных сделок с иностранной  валютой в силу того, что при  совершении коммерческой операции возникает  необходимость застраховаться от валютного  риска. Поэтому такие валютные операции как "форвард", "опцион" и "своп" широко используются для целей хеджирования. В зависимости от типа используемой валютной операции различаются стоимость страхования от валютного риска и полнота его покрытия в результате проведения срочной валютной сделки. Срочные сделки являются удобным средством для проведения спекулятивных операций, такие операции не требуют наличия каких-либо ликвидных средств, и при умелом использовании они могут приносить банку значительные прибыли.

В целом все  валютные операции совершаются ЦБ РФ и уполномоченными банками и регулируются законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Все валютные операции коммерческих банков делятся на операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, ввозом и пересылкой в Российскую Федерацию, а также вывозом и пересылкой из Российской Федерации валютных ценностей, а также с осуществлением международных денежных переводов.

В настоящее  время коммерческие банки предлагают широкий спектр услуг связанных  с валютой. Валютные операции коммерческих банков делятся на несколько видов (услуг):

1. Операции по  международным расчетам. Эти операции  связаны с экспортом и импортом  товаров и услуг. Во внешней  торговле применяются такие формы  расчетов, как документарный аккредитив, документарное инкассо, банковский перевод.

2. Открытие и  ведение валютных счетов клиентуры.  Данная операция включает в  себя следующие виды:

- открытие валютных счетов юридическим и физическим лицам;

- начисление процентов по остаткам на счетах;

- предоставление овердрафтов (особым клиентам по решению руководства банка);

- предоставление выписок по мере совершения операции;

- оформление архива счета за любой промежуток времени;

- выполнение операций, по распоряжению клиентов, относительно средств на их валютных счетах;

- контроль над экспортно-импортными операциями.

3. Установление  корреспондентских отношений с  иностранными банками. Эта операция  является необходимым условием  проведения банком расчетов. Принятие  решения об установлении корреспондентских отношений иным зарубежным банком должно быть основано на осуществлении регулярных экспортно-импортных операций клиентуры. Для международных расчетов банк открывает в иностранных банках и у себя счета "Ностро" и "Лоро". Счет "Ностро" - это текущий счет, открытый на имя коммерческого банка у банка-корреспондента. Счет "Лоро" - это текущий счет, открытый в коммерческом банке на имя банка-корреспондента.

4. Неторговые  операции коммерческого банка.  К неторговым операциям относят  операции по обслуживанию клиентов, не связанных с проведением расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг. Неторговые операции, в разрезе отдельных видов, получили широкое распространение для предоставления клиентам более широкого спектра банковских услуг, что играет немаловажную роль в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры.

5. Конверсионные  операции. Конверсионные операции  представляют собой сделки покупки  и продажи наличной и безналичной  иностранной валюты (в том числе  с ограниченной конверсией) против наличных и безналичных рублей Российской Федерации.

К ним относятся:

- Сделка типа “TODAY” - операция, при которой дата валютирования совпадает с днем заключения сделки.

- Сделка типа “TOMORROW” представляет собой операцию с датой валютирования на следующий за днем заключения рабочий банковский день.

- Сделка “SPOT” - это операция, осуществляемая по согласованному сегодня курсу.

- Операция “FORWARD” (срочные сделки) - это контракт, который заключается в настоящий момент времени по покупке одной валюты в обмен на другую по обусловленному курсу.

В свою очередь  операция "форвард" подразделяется на:

- сделки с "аутрайтером" - с условием поставки валюты на определенную дату;

- сделки с "опционом" - с условием нефиксированной даты поставки валюты.

Сделка "SWAP" - валютные операции, сочетающие покупку или продажу валюты на условиях наличной сделки "спот" с одновременной продажей или покупкой той же валюты на срок по курсу "форвард". Сделки "своп" включают в себя несколько разновидностей:

- сделка "репорт" - продажа иностранной валюты на условиях "спот" с одновременной ее покупкой на условиях "форвард";

- сделка "дерепорт" - покупка иностранной валюты на условиях "спот" и одновременная продажа ее на условиях "форвард".

Валютный арбитраж – это осуществление операций по покупке иностранной валюты с одновременной продажей ее в целях получения прибыли от разницы именно валютных курсов.В свою очередь операция "валютный арбитраж" подразделяется на:

- пространственный арбитраж. Возникновения разницы в валютных курсах на рынках разных стран – суть понятия пространственного арбитража.

- временный арбитраж. Его суть в изменении валютного курса во времени. Необходимым условием для его проведения является свободная обратимость валют. Предпосылкой служит несовпадение курсов. В результате распространения системы плавающих валютных курсов роль временного арбитража возросла.

- конверсионный валютный арбитраж предполагает покупку валют самым дешевым образом, используя как наиболее выгодный рынок, так и изменение курсов во времени. При конверсионном арбитраже происходит обмен несколькими валютами.

- процентный. Предполагает получение прибыли на разнице в процентных ставках на различных рынках ссудных капиталов. При проведении процентного арбитража необходимо учитывать не только разницу в процентных ставках, но и размер премии, так как прибыль от разницы в процентных ставках должна покрыть потерю от уплаты премии при совершении операции "форвард".

6. Операции по  привлечению и размещению валютных  средств. Эти операции включают в себя следующие виды:

- привлечение депозитов

- выдача кредитов

- размещение кредитов на межбанковском рынке.

Эти операции являются основными для коммерческих банков РФ и по доходности, и по значимости в обслуживании клиентов банка.

 

3.3 Перспективы развития системы валютного контроля

Среди путей  усиления действенности таможенного  валютного контроля за экспортно-импортными и бартерными операциями важное место  занимает законодательное повышение  статуса Федеральной таможенной службы России.

С принятием нового Федерального закона РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ с 1 января 2004 года таможенные органы при преобразовании ГТК России в Федеральную таможенную службу России были лишены полномочий органа и агентов валютного контроля. В результате этого до июля 2004 года, т.е. до принятия Федерального закона РФ от 29.06.2004 г. № 58-Ф3, была приостановлена работа по проведению таможенными органами проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства. Сегодня можно констатировать, что устоявшуюся систему таможенно-банковского валютного контроля удалось разрушить практически за один день. С вступлением в силу Федерального закона № 173-Ф3 с 18 июня 2004 года действовавшая ранее, на протяжении десятилетия, система прекратила свое существование.

 

Таможенные  органы стали выполнять функции  агентов валютного контроля лишь после принятия Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, закрепившим законодательно данные функции. В соответствии с требованиями этого закона в постановлении Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» было записано, что ФТС России наделена статусом только агента валютного контроля. Внесенные к настоящему времени поправки в Федеральный закон № 173-Ф3 о придании ФТС России статуса агента валютного контроля не исправили полностью ситуацию. В новом постановлении Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» за ФТС России также закреплены функции только агента валютного контроля.

Автор считает, что произошедшее в 2004 году законодательное  потрясение статуса таможенных органов  в сфере валютного контроля с  уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля не способствует повышению качества и результативности его проведения по ряду позиций.

Во-первых, Федеральная  таможенная служба России является правопреемником  ГТК России. Сохранение за ФТС России статуса органа валютного контроля давало бы ей право издавать акты валютного  контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля. Например, как ранее издавались совместные Инструкции ЦБ России и ГТК России № 86-И, № 91-И по контролю за экспортно-импортными операциями и другие документы. Теперь ФТС России не имеет права издавать акты органов валютного контроля.

Во-вторых, подчинение ФТС России в период с 2004 года до мая 2006 года Министерству экономического развития и торговли РФ ни в коей мере не должно было умалять роль ФТС  России в сфере контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, как специальной структуры по осуществлению контроля и надзора в области таможенного дела, по борьбе с контрабандой и т.д. Это не должно было служить основанием для понижения статуса ФТС России с категории органа валютного контроля до уровня агента валютного контроля. Ведь в аналогичной ситуации входящему в состав Министерства финансов РФ Росфиннадзору Правительством РФ наряду с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере предоставлены и функции органа валютного контроля.

В-третьих, ФТС  России, как и все остальные  таможенные органы, не может эффективно выполнять возложенные на нее  функции по валютному контролю, не взаимодействуя тесно в первую очередь с банковскими структурами, в том числе с ЦБ России. Это нужно как для принятия нормативных документов по организации взаимодействия между ними в данной области, а для этого статус агента валютного контроля не дает ей права, так и для оперативного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков по осуществлению валютного контроля за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и своевременному и полному возвращению финансовых средств в страну.

В период, когда  роли ФТС России как субъекта валютного  контроля не была еще закреплена ни в новом Федеральном законе № 173-Ф3, ни в Таможенном кодексе РФ, Банк России, как орган валютного  регулирования и орган валютного контроля, своими нормативными документами, такими как Положение Банка России от 01.06.2004г. №258-П и Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117-И, фактически сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Данными актами Банк России установил порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов. Эти нормативные акты Банка России практически разрушили ранее достигнутые совместными Инструкциями ЦБ России и ГТК России № 86-И и № 91-И результаты организации взаимодействия между банковскими структурами и таможенными органами по осуществлению таможенно-банковского валютного контроля.

В виду того, что  пять лет действия новых Федеральных  законов РФ в валютной и внешнеторговой областях, Таможенного кодекса РФ показали необходимость вносить  в них изменения о повышении статуса Федеральной таможенной службы России с уровня агента валютного контроля до органа валютного контроля. Это позволит поднять роль ФТС России по контролю за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, качество взаимодействия таможенных органов и банковских структур и, соответственно, результативность таможенно-банковского валютного контроля. Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к ее компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

Представляется  целесообразным внести эти изменения не только в Федеральный закон № 173-Ф3, но и в Таможенный кодекс РФ, чтобы закрепить за ФТС России статус органа валютного контроля, как это было в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где валютному контролю, осуществляемому таможенными органами, был посвящен раздел VI, где в статье 198 было зафиксировано, что ГТК России является органом валютного контроля в Российской Федерации, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчётными ему. В статье 199 определена и компетенция таможенных органов РФ, согласно которой они осуществляли валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Информация о работе Валютный контроль