Валютная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются теоретические и практические вопросы организации валютной политики в Российской Федерации.
Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом.
В первой части рассматривается валютная политика, определяются правовые основы осуществления валютного регулирования и валютного контроля.
Вторая часть посвящена анализу практического применения валютной политики в РФ.
В третьей части рассматривается проблемы реализации валютной политики в РФ. Особое внимание уделяется нарушению валютного законодательства.
Работа выполнена печатным способом на 40 страницах с использованием 21 источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...........4 1 Понятие, цели и формы валютной политики в Российской Федерации……6 1.1 Правовые основы валютной политики............................................................6 1.2 Основные методы валютной политики........................................................8 1.3 Основные формы валютной политики.........................................................10 2 Реализация валютной политики в Российской Федерации............................14 2.1 Финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса........................................................................................................................14 2.2 Применение жесткого валютного контроля.................................................18 2.3 Применение фиксированного или плавающего валютного курса..............20 2.4 Анализ процесса валютного контроля, осуществляемого в пределах Приволжского Федерального округа...................................................................25
3 Перспективы развития валютной политики в РФ...........................................29 3.1 Проблемы связанные с реализацией валютной политики в РФ................29 3.2 Основные причины нарушения валютного законодательства РФ.............32 Заключение.............................................................................................................36 Список использованных источников...................................................................38

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 127.54 Кб (Скачать файл)
  1. Реализация валютной политики в Российской Федерации

2.1 Финансирование  общего платежного дефицита без изменения валютного курса

 

Российская Федерация после  провозглашения своего суверенитета в 1991 г. стала осуществлять политику либерализации в регулировании валютных отношений: отменена государственная монополия на валюту и на часть валютных ценностей, а также на операции с ними; разрешен под контролем государства вывоз из страны валюты из ряда валютных ценностей; в определенных случаях и пределах допускается обращение на территории страны иностранной валюты в качестве платежного средства. Началом данного процесса в России следует считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР". Этот Указ положил конец монополии государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций, на протяжении многих лет игравших роль посредников между производителями экспортной продукции в нашей стране и их зарубежными партнерами. /12/       

Развитие внешнеэкономических  отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие  на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступает изменение валютного курса. Он необходим для:

  1. взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного покупательного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту за национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;
  2. сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;
  3. периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходят в среднем в течение двух лет.

Платежный баланс непосредственно  влияет на величину валютного курса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос  на нее со стороны иностранных  должников. Пассивный платежный  баланс порождает тенденцию к  снижению курса национальной валюты, т.к. должники продают ее на иностранную  валюту для погашения своих внешних  обязательств. Чем выше доля экспорта в ВНП, тем выше эластичность валютного  курса по отношению к изменению  платежного баланса. Нестабильность платежного баланса приводит к скачкообразному  изменению спроса на соответствующие  валюты и их предложение. Кроме того, на валютный курс влияет экономическая политика государства в области регулирования составных частей платежного баланса: текущего счета и счета движения капиталов. Изменение сальдо баланса движения капиталов оказывает определенное влияние на курс национальной валюты, которое по знаку (“плюс” или “минус”) аналогично торговому балансу. Однако существует и негативное влияние чрезмерного притока краткосрочного капитала в страну на курс ее валюты, т.к. он может увеличить избыточную денежную массу, что, в свою очередь, может привести к увеличению цен и обесценению валюты. Платежный баланс представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства. Платежный баланс – это соотношение фактических платежей, произведенных данной страной за границей, и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени. Он является одним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Данные платежного баланса отражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другими странами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости и потребления; сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько было выплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходило привлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашение внешней задолженности страны, или имели место просрочки и ее реструктуризация, а также как центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшая размер своих резервов в иностранной валюте. Платежный баланс активно используется для определения фискальной и монетарной политики, протекционистских мер, а также при принятии решений по регулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Страна имеет возможность финансировать дефицит своего платежного баланса, оставляя валютный курс неизменным, за счет валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам. Такими условиями являются:           а) дефицит платежного баланса носит временный характер;    б) страна имеет достаточные валютные резервы;     в) устойчивость валютного курса в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической политики для его поддержания./7/              Наряду с этим преимущество фиксируемого курса проявляется в сдерживании инфляции. Высокое доверие к валютно-финансовой политике смягчает инфляционные ожидания на рынке труда и финансовых рынках. Однако данный режим не лишен и недостатков. Страна не способна противостоять определенным экономическим шокам в результате потери экспортных рынков и недостаточности валютных резервов для поддержки фиксируемого курса. Как правило, эти явления сопровождаются резким снижением внутренних цен, которые предопределяют спад производства и рост армии безработных. При установлении режима фиксированного курса возникает проблема в отношении уточнения количества валют, но в случае "зацепления за одну валюту" данная страна характеризуется следующим: эта политика удобна для понимания всеми компаниями на всех финансовых рынках страны; значительно сокращается возможность правительственного манипулирования курсами; уменьшается риск обменного курса в торговле, поскольку операции, проведенные в одной валюте, благоприятны для крупного торгового партнера; колебание курса одной валюты предопределяет колебание курса внутренней валюты по отношению ко всем функционирующим. В отличие от этого политика фиксируемого курса с "зацеплением за корзину валют" характеризуется следующими параметрами:

иностранные инвесторы тяжелее  воспринимают данную политику, предполагая, что власти манипулируют валютами, так как состав корзины валют  широко не известен. Как правило, в  таких случаях иностранные партнеры предполагают возможность девальвации; данная политика устраняет риск повышения  стоимости единственной валюты, что  наиболее благоприятно в отношении  регулирования сделок со всеми торговыми  партнерами страны. Однако повышение  стоимости валюты ведет к уменьшению экспорта, росту импорта и тем  самым ухудшает платежный баланс страны.

 

2.2 Применение валютного контроля

Валютный контроль — это  контроль государства за соблюдением  валютного законодательства при  осуществлении валютных операций. В  соответствии с валютным законодательством  целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему  присущи все общие черты финансового  контроля. Валютный контроль, являясь частью государственной валютной политики, является инструментом реализации охранительной и регулятивной функции государства, позволяющим обеспечивать экономическую безопасность и сохранять экономическую независимость государства.         В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

  1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  2. проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  4. проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Таким образом, валютный контроль является одним из взаимосвязанных  звеньев всей системы валютной политики Российской Федерации. Он осуществляется органами и агентами валютного контроля. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Законодательство запрещает агентам валютного контроля требовать от проверяемых субъектов предоставления документов, которые непосредственно не относятся к проводимой валютной операции. /10/        Система валютного контроля в России со  времен  СССР  претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на  монополии  государства, которая заключалась в том, что  права  на  совершение  операций  в  валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству.  Все платежи и поступления в валюте  осуществлялись  в  рамках  валютного  плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и  покупалась  у советских организаций  и  граждан  по  фиксированному  официальному  курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке. Ситуация  изменилась  во  второй  половине  80-х  годов  в  связи   с либерализацией в области внешнеэкономической деятельности, а следовательно, и  появлением  возможности  использования  предприятиями  и   организациями валютных средств, полученных в результате экспорта товаров,  работ,  услуг, либо приобретенных на внутреннем валютном  рынке  страны.  Данные  процессы активно стимулировали начавшиеся в то же время широкомасштабные реформы банковской  системы,  приведшие  к   бурному росту разветвленной сети уполномоченных банков, осуществляющих международные расчеты.        В настоящее время валютный контроль со стороны Правительства РФ реализуется через деятельность Департамента международного сотрудничества, основными функциями которого являются валютное регулирование и валютный контроль за совершением сделок и операций с валютой и валютными ценностями. Уполномоченным органом Правительства РФ  является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Данная Служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. /17/          Конечно же, существование такой нормативной базы в современных условиях нуждается в мощной практической поддержке, то  есть  подразумевает  наличие  административного механизма, способного в случае необходимости создать условия для исполнения действующего  законодательства  при осуществлении валютных операций  и  в  случае  выявления  нарушений  привлечь  к   ответственности нарушителей. Валютный  контроль  является  только надстройкой системы валютного регулирования, если  такая  система предполагает наличие валютных  ограничений  и решает  вполне  конкретный задачи, поставленные  перед  ним  в  тот  или  иной  момент  экономического развития общества.

 

2.3 Применение фиксированного или плавающего валютного курса

Выбор вариантов режима обменных курсов зависит от двух факторов:

  1. Экономического потенциала страны, положения ее на мировой арене и причастности к категории развитости;
  2. Временного промежутка в рамках данной страны. Варианты режимов обменных курсов ранжируются в зависимости от степени участия правительства данной страны:

    а) курс определяется правительством страны;

  б) имеет место вмешательство правительства в установление режима;

в) обусловливается полным отсутствием вмешательства  правительства, а режим курса определяется рынком. /16/

Первый вариант предусматривает  меры в отношении одной иностранной  валюты или одновременно нескольких валют. Вмешательство правительства  обусловливает так называемую "ползающую  зацепку" курса, когда правительство  проводит меры по девальвации, сравнивая  разницу в темпах инфляции с приоритетными  торговыми партнерами страны. Может  получить реализацию и "грязное плавание" курса, когда правительство с  учетом приоритетов страны произвольно  манипулирует плавающим курсом.

Валютная финансовая политика страны формируется в определенной степени самостоятельно в условиях использования свободноплавающего режима. Данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность и быстро адаптируется к внешним импульсам  и шокам, а самое главное - правительство  страны освобождается от функции  определения подходящего курса. Несмотря на эти преимущества, режим  свободно плавающего обменного курса  не лишен недостатков: если валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме несколько  крупных сделок могут подорвать  существующее состояние;  данный режим  может обеспечить эффективность  валютной политики при регулировании  со стороны государства, а также  принятии валютно-финансовых фискальных мер; следует признать непривлекательность  для иностранных инвесторов и  торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме; существует угроза правительственного манипулирования ("грязное плавание"), что подрывает  доверие субъектов рынка; если страна имеет наличие крупных спекулятивных  потоков капитала, то определение  обменных курсов в значительной степени  ограничивает валютно-финансовую независимость. /19/

Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, т.е., когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.

Для введения плавающих валютных курсов главенствующими условиями  являются наличие развитого финансового  рынка, степень интегрированности  с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. Тем  не менее, несмотря на отсутствие данных факторов, многие государства перешли  на режим плавающих курсов. Причинами  этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать "черные" валютные рынки. Первыми на данный режим  преимущественно перешли промышленно  развитые государства, а затем и  развивающиеся.

Однако ввод плавающих курсов национальных валют происходил в рамках стабилизационных программ МВФ и при наличии технической помощи. Это вызывало необходимость проведения комплекса экономических мер, таких, как структурная перестройка экономики, либерализация валютных режимов, ограничения спроса и т.д. В условиях же отсутствия этих предпосылок многие государства используют режим сочетания фиксируемых и плавающих курсов. Модифицированной его формой является "ползучий" валютный курс, сущность которого состоит в проведении мелких и частных корректировок обменной стоимости валюты, которые повторяются 1 -2 раза в месяц. История показывает, что режимы обменных курсов менялись неоднократно. Так, после второй мировой войны использовалась контролируемая МВФ система фиксированных, но поправляемых обменных курсов. Государства обязались сохранить обменный курс в пределах договоренности и осуществляли меры по поддержке своей валюты при внешнем воздействии на нее.

С развалом бреттонвудской системы с 1973 года многие страны получили возможность применения широкого плавания валют и перешли к более гибким системам, что было вызвано перепадами обменных курсов крупных стран, витком высокой инфляции - в развивающихся. Дефицит платежного баланса в этих странах стал тормозом в развитии экономики, и в целях поддержания конкурентоспособности многие из них отдали предпочтение "ползающей зацепке". Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

Информация о работе Валютная политика РФ