Анализ практики применения сезонных пошлин в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Радикальные экономические преобразования в России затронули важнейший сектор экономики страны – сектор внешней торговли. В условиях либерализации внешнеторговой деятельности происходят изменения роли государства во внешней торговле.
Оно постепенно переходит от прямого, активного участия во внешнеторговых операциях в сторону укрепления регулирования данного процесса. Как известно, главными мерами государственного регулирования внешнеторговой деятельности остаются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

Содержание

Введение 3
1 Таможенно-тарифное регулирование 5
1.1 Понятие, экономическая сущность и виды таможенных пошлин 5
1.2 Специфика применения сезонных и особых пошлин 13
2 Практика применения сезонных пошлин в Российской Федерации 18
2.1 Порядок применения сезонных пошлин 18
2.2 Применение сезонных пошлин на сахар и рис 20
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

Союз сахаропроизводителей России (Союзроссахар) прогнозировал  в 2010г. рост конечного производства сахара в РФ на 3,2% - до 6 млн. т. В 2009г. этот показатель составил 5 млн. 812 тыс. т. Из свекловичного сахара в 2010г. произведено 3 млн. 100 тыс. т против 3 млн. 182 тыс. в 2009г. Некоторое понижение этого показателя в Союзроссахаре связывают с не вполне благоприятными климатическими условиями 2011г. Между тем, производство сахара из импортируемого сырца составило в 2011г., по предварительным данным, 2 млн. 900 тыс. т против 2 млн.. 630 тыс. т в 2010г. «На рынке во второй половине 2010г. наблюдались спекулятивные настроения, а импортеры и ряд переработчиков стремились «снять сливки» с рынка импортного сахара в преддверии повышения сезонной пошлины 1 декабря 2010г.», - отмечали представители Россахара. Общее потребление сахара в РФ оценивается Союзроссахаром в 5,7 млн. т в год, при этом рост этого потребления стимулируется за счет спроса со стороны индустриального сектора.

На сегодня в РФ работают 80 сахароперерабатывающих заводов, при этом 68% производства белого сахара находится в руках шести агрохолдингов.

С середины февраля 2012 года в России действуют удвоенные таможенные пошлины на ввоз риса, подстегнувшие рост цен на этот продукт. Рассмотрим как на такие меры российский рынок риса и потребители отреагировали в условиях кризиса.

За последние 10 лет  пошлины корректировались неоднократно, в итоге они выросли примерно в 20 раз — с 5% от стоимости ввозимой продукции до 160 евро за тонну риса. Каждый раз, когда государство принимало решение об изменении таможенно-тарифной политики, этому предшествовала публикация постановления за 30 дней до его вступления в силу. Данный регламент отвечал цивилизованным отношениям между государством и бизнесом. Импортеры имели время для принятия решений в новых условиях регулирования импорта.

Однако в этом году постановление правительства о  введении новых пошлин на импорт риса, опубликованное 2 марта 2012 года, вступило в действие «задним числом», а именно, с 15 февраля. Срок, указанный в постановлении, был интерпретирован рядом таможенных органов как основание для начисления таможенных пошлин на уже ввезенный товар, что противоречит общим нормам права.

На волне информации о грядущем в феврале глобальном — ожидалось 230 евро за тонну — повышении тарифов ряд импортеров ввез значительный объем риса еще в январе этого года, поэтому, по нашим оценкам, за первые три месяца объем импорта риса превышает среднеквартальные показатели за прошлый год. Согласно рыночной информации, импортировано на 20 тысяч тонн риса больше, чем было бы оптимально для снабжения.

Себестоимость риса, импортируемого из стран с преференциальным режимом  торговли, была увеличена примерно на 75 евро за тонну (с учетом НДС). Рис, импортируемый из ЕС и США, подорожал примерно на 100 евро. Так как одновременно произошла девальвация рубля по отношению к валютам импортных контрактов, рублевая себестоимость импортного риса увеличилась примерно на 30%. Отечественный рис, находясь в ценовом паритете с импортным, также вырос в цене.

Такие цены уже ставят вопрос о степени доступности  риса для широких слоев населения. К примеру, если провести параллели  с гречневой крупой — второй по значению в общей структуре потребления, то весной 2012 года цена розничной реализации рисовой крупы оказалась в 2 раза выше гречневой. Изменилась конкурентоспособность риса и по отношению к макаронным изделиям. Апрельский мониторинг цен зафиксировал стоимость 900-граммовой пачки риса в размере 60–70 рублей, гречи аналогичного веса — 25–30 рублей, пачки макарон весом 450 грамм — 25–30 рублей.

На фоне снижения покупательской способности населения выбор  часто остается не в пользу риса. Пока не опубликованы точные статистические данные, но в последний месяц трейдеры и производители фасованной продукции однозначно фиксируют существенное снижение объемов реализации риса, причем как импортного, так и отечественного.

Падение спроса несет  в себе наибольшую угрозу развитию рисовой отрасли, значительно большую, чем конкуренция с импортным продуктом, который, на самом деле, прямым конкурентом не является.

В России выращиваются так  называемые «мягкие» сорта риса, относящиеся  к короткозерному и среднезерному  типам. Импортируются в основном «твердые» длиннозерные сорта. В товарной матрице розничных сетей круглозерный и длиннозерный рис относятся к разным продуктам, так как эти сорта обладают разными потребительскими и кулинарными свойствами. Поэтому значительное сокращение импорта риса при падении спроса не исключает появления избытка круглозерного отечественного риса. Сегодня отечественные сельхозпроизводители и переработчики, понимая это, начинают снижать цены для того, чтобы вернуть покупателя.

Цены на мировом рынке  стабилизировались и колебания  незначительны — до 10%. Мы полагаем, что данная ситуация продержится еще минимум несколько месяцев. Долгосрочный прогноз сделать сложно. Цены будут зависеть, в частности, от природных факторов, влияющих на урожаи в главных странах-производителях. Факторы, влияющие на краткосрочную перспективу, сбалансированы: к примеру, потери части урожая в Пакистане компенсированы отличными урожаями в Латинской Америке и т. д.

Российские производители  пытаются позиционировать отечественный  рис в ценовом паритете с импортным длиннозерным рисом, несмотря на то, что на мировом рынке в последнее время среднезерный рис мягких сортов стоит существенно дороже. Проблема в отсутствии сортовой чистоты производства риса в России, которая лишает отрасль экспортного потенциала.

Благодаря протекционистским мерам последних лет отрасль динамично развивается. Мы с пониманием и поддержкой относимся к защите государством отечественного рисоводства. Вопрос лишь в методах и размерах поддержки с точки зрения баланса интересов сельхозпроизводителей, составляющих небольшую часть населения, и интересами всего населения страны. Кроме тарифного и нетарифного регулирования, необходимо шире использовать прямое субсидирование отрасли с тем, что бы рис оставался доступным продуктом для большинства людей.

А пока сегодня остается открытым вопрос: кому выгодно введение сезонной пошлины на рис?

Государственный таможенный комитет России выступает за оптимизацию  ставок таможенных пошлин и расширение практики применения сезонных пошлин. Об этом говорится в материалах, представленных Государственным таможенным комитетом России к парламентским слушаниям «Проблемы законодательного обеспечения развития производства потребительских товаров и регулирования потребительского рынка».

В них отмечается, что  «защита отечественных товаропроизводителей является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности таможенных органов РФ». Внимание участников слушаний обращается на то, что «применение высоких ставок таможенных пошлин в отношении тех или иных товаров приносит определенный эффект только в случае реализации государством жесткой протекционистской политики, связанной с необходимостью защиты внутреннего рынка». При этом «попытки использования высоких ставок таможенных пошлин с целью пополнения доходной части федерального бюджета практически в подавляющем большинстве случае в среднесрочной и долгосрочной перспективах оказывались безуспешными».

«Введение высоких ставок таможенных пошлин приводит или к  нарушению оптимального, с точки  зрения собираемости таможенных пошлин, соотношения между уровнем цен на внутреннем рынке и объемом внешнеторгового оборота, или стимулированию деятельности «черного» рынка, отмечается в материалах ГТК. В результате объективным следствием данной ситуации становится либо уклонение импортеров от уплаты таможенных платежей всеми доступными средствами либо практическое полное свертывание торговых операций, что в конечном итоге, и в том и в другом случае, «приводит к сокращению поступлений средств в доходную часть федерального бюджета».

При расчете ставок таможенного тарифа, по мнению ГТК, «следует исходить из возможности получения бюджетом максимальных доходов либо непосредственно за счет таможенных пошлин, либо за счет внутренних налогов, уплачиваемых предприятиями, производящими импортозамещающие товары».

В ГТК считают необходимым  «четко определить товары, в отношении  которых должны применяться ставки таможенных пошлин, имеющих именно фискальную функцию». Для этих товаров, по мнению ГТК, размер ставки таможенной пошлины целесообразно устанавливать  в размере не более 15 процентов /за исключением отдельных акцизных товаров/».

ГТК также выступает  за создание благоприятных условий  для ввоза на территорию России отсутствующих  полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации и успешного функционирования отечественной промышленности.

При участии в разработке предложений по уровню ставок ввозных  таможенных пошлин ГТК, в частности, исходит из соблюдения принципа эскалации  таможенного тарифа, заключающегося в том, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье и комплектующие элементы, из которых они изготавливаются. Также ГТК исходит из необходимости «обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в РФ отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется»[18].

ГТК считает, что, «как минимум, в среднесрочной перспективе /3-5 лет/, применение комбинированных ставок таможенных пошлин будет неизбежным». В связи с этим, основная работа, касающаяся комбинированных ставок, «должна быть сосредоточена на обеспечении наиболее полного соответствия между адвалорными и специфическими составляющими комбинированных ставок, исходя из реального уровня цен на товары, в отношении которых данные ставки установлены».

С целью более гибкого  реагирования на изменение конъюнктуры  цен в отношении ряда сельскохозяйственных продуктов ГТК считает необходимым «более широко» применять сезонные пошлины, предусмотренные законом «О таможенном тарифе».

Большое внимание ГТК  придает и разработке нормативной  базы и практическому использованию  механизма тарифных квот. По мнению ГТК, «использование данного механизма  позволит за счет возможностей дифференцирования уровня ставки таможенной пошлины по тому или иному товару в пределах квот, устанавливаемых правительством РФ, значительно повысить гибкость, оперативность, целевую направленную таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

Заключение

 

В работе мы рассмотрели  тему «Анализ практики применения сезонных пошлин в РФ».

К настоящему времени  в Российской Федерации сформировалась система защитных пошлин, включающая:

· специальные пошлины;

· предварительные специальные пошлины;

· антидемпинговые пошлины;

· предварительные антидемпинговые  пошлины;

· компенсационные пошлины;

· предварительные компенсационные  пошлины.

Определяя систему обязательных платежей-пошлин, являющихся предметом  исследования, отметим, что некоторые из них могут использоваться не только в целях защиты экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, но и во внешнеполитических и даже дипломатических целях.

Такое применение особых видов пошлин санкционируется действующим российским законодательством. Так, согласно статье 8 Закона РФ «О таможенном тарифе» специальные пошлины могут быть применены в двух основных случаях:

1) в качестве защитной  меры, если товары ввозятся на  таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

2) в качестве ответной  меры на дискриминационные и  иные действия, ущемляющие интересы  России, со стороны других государств.

Сезонные пошлины применяются  в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они  связаны с так называемыми  сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую  продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка.

Эффективная защита интересов  отечественных потребителей и товаропроизводителей от неблагоприятных воздействий мирового рынка предполагает немедленное реагирование таможенного законодательства на существенные сезонные колебания цен на сельскохозяйственные и иные товары.

Информация о работе Анализ практики применения сезонных пошлин в Российской Федерации