Анализ деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:28, дипломная работа

Краткое описание

Цель моей дипломной работы раскрыть понятие и признаки международного преступления, и анализ современного состояния правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с международными преступлениями.
В задачи работы входит:
1. Определить понятие международного преступления, осуществить разграничение понятий «международного преступления» и «преступления международного характера».
2. Охарактеризовать объект и субъект международного преступления, его объективные и субъективные признаки.
3. Определить принципы уголовной ответственности за международные преступления.

Содержание

Введение
4
1. Развитие законодательства России в сфере рационального использования и охраны морских биологических ресурсов

8
1.1. Международно-правовое регулирование отношений в сфере охраны морских биологических ресурсов

8
1.2. Особенности развития национального законодательства в области рационального использования и охраны морских биологических ресурсов


19
1.3. Уголовно-правовые средства охрана морских биологических ресурсов

40
2. Анализ деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресурсов


56
2.1. Правовое регулирование деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации по контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов


56
2.2. Перспективы совершенствования правового регулирования деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в области охраны морских биологических ресурсов


69
Заключение

87
Список использованных источников
91

Вложенные файлы: 1 файл

межд реступле 2.doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

Такое понимание международного преступления, по существу, проходит через весь Устав ООН. Первостепенная задача ООН – «поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления агрессии или других нарушений мира».

Такое определение методологически  важно, поскольку благодаря ему  борьба с международными преступлениями попадает в сферу компетенции  Совета Безопасности ООН, который несет  главную ответственность за поддержание  международного мира и безопасности и действует от имени всех членов организации (п.1 ст.24 Устава ООН).

Таким образом, на базе международно-правовой практики и развития теоретических  представлений постепенно сформировалось общее понятие международного преступления, имеющего особую общественную опасность для международного правопорядка.

Критерий общественной опасности международного преступления превращается в один из специфических  принципов института международно-правовой ответственности. В качестве такового он способствует выделению международных преступлений в особую категорию. Очень важным проявлением принципа социальной опасности действий физических лиц за совершение международных преступлений является то, что порядок возложения ответственности за эти деяния могут не соответствовать принципам и нормам, характерным для внутреннего уголовного права.

Ущерб от совершения международных  преступлений, наносимых международному правопорядку, несоизмерим с ущербом  от обычных правонарушений и имеет  принципиально иной характер, связанный с сознательным и вызывающим нежеланием подчиняться предписаниям международного права, что делает правомерным применение в случае их совершения более тяжелых форм ответственности.

Преступления международного характера, как международные преступления, наносят значительный ущерб международному правопорядку, и в конечном итоге касаются интересов всех или многих стран. Однако их опасность для всего международного сообщества значительно меньше, чем угроза международному миру и безопасности, являющаяся характерным элементом международных преступлений.

 

 

1.2.Субъекты  международного преступления

 

Субъекты международных  преступлений – это государства, их органы, транснациональные корпорации, а также физические, частные или должностные лица, конкретно совершающие эти преступления.

Один из основных принципов  международного права – принцип  суверенного равенства государств, а субъектами правоотношений, вытекающих из юридического факта международных  преступлений, остаются именно государства-нарушители. Государства, совершившие международные преступления, не могут претендовать на полное равенство в общении с другими государствами. Ограничение суверенитета – основное юридическое следствие их преступного поведения. Это положение иллюстрирует на примере агрессии Ю.М.Рыбаков: «Вместо равноправной стороны в войне государство, развязавшее вооруженный конфликт, стало признаваться агрессором, т.е. стороной, совершившей тягчайшее нарушение международного права, а государство, подвергшееся нападению, стало жертвой агрессии. Иными словами, по новому международному праву агрессор и жертва агрессии уже не находятся в равном положении»8.

В настоящее время  общепризнанно, что в связи с  повышенной общественной  опасностью международных преступлений субъектами претензий к делинквенту могут быть не только непосредственно пострадавшие государства, но и практически все участники международного общения, все международное сообщество – т.е. все государства и международные организации9.

Л.Н. Галенская пишет, что субъектами международных преступлений «могут быть как государства, так и отдельные органы государства, организации и даже физические лица»10.

Необходимо отметить, что утверждение принципа индивидуальной ответственности за международные  преступления – важнейшие тезисы Нюрнбергского процесса11. В результате возникновения принципиально новой концепции международных преступлений институт международно-правовой ответственности сегодня значительно отличается от тех цивилистических воззрений, которые существовали раньше.

Трибунал в Нюрнберге в своем приговоре подчеркнул, что «международное право налагает долг и обязанности на отдельных лиц, 12так же как и на государства».

В Конвенциях 1948 и 1973 гг. говорится о наказании физических лиц соответственно за преступления геноцида и апартеида, и в то же время Комиссия международного права приняла ст.19 проекта Статей об ответственности государств, где эти преступления рассматриваются как деяния государств13.

Таким образом, анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод  о том, что субъекты международных преступлений, как и в случае других международных правонарушений, - это, прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и конкретно осуществляющие эти преступления (ст.3,5 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).

А.И.Полторак и Л.И. Савинский  подчеркивают, что опыт вооруженных  конфликтов свидетельствует о том, что с каждой новой войной возрастает число нарушений, носящих именно государственно организованный характер14. Государство выступает в таких случаях субъектом военных преступлений с самого начала и несет ответственность за осуществление соответствующих составов преступлений. Несут ответственность и государственные деятели, непосредственно организовавшие или принимавшие решение роб агрессивном использовании оружия массового поражения. (Например, в случае ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в качестве организаторов выступали президент США и высшие американские военачальники).

Отмечу еще одно важное обстоятельство. Во внутреннем уголовном праве субъект уголовной ответственности идентичен субъекту преступления, причем условие этой идентичности – факт совершения этим субъектом преступления.

Если рассмотреть с  этой точки зрения положение в  международном праве, то возникающие  при международных преступлениях ситуации можно разделить на две категории.

В случае совершения международных  преступлений органами государства, с  точки зрения международного права, это преступное поведение – поведение  самого государства. Поэтому можно  сказать, что в таких случаях органы и само государство совершают одни и те же составы преступлений, являются их субъектами и возникающей вследствие этого международной ответственности.

Другое дело, когда  преступные акты совершаются физическими  лицами, а государство не принимает мер по их предотвращению. В данном случае субъектами преступлений выступают физические лица, а субъектами преступлений – как сами эти лица, так и государство.

Из отечественных юристов  этой точки зрения придерживается Ю.В.Петровский, который указал, что «одна из интересных особенностей международно-правовой ответственности за такие деликты состоит в несовпадении субъектов правонарушения и  субъектов ответственности»15.

В случае международных  преступлений, носящих обширный и  продолжительный характер, если даже они и совершаются физическими лицами, не имеющими формального отношения к государственному аппарату, сам факт их допущения последним или его органами свидетельствует фактически о соучастии государства в этих преступлений. Соучастие же вменяется самому государству как его собственное поведение. Тем самым государство становится субъектом не только ответственности за совершенные международные преступления, но и субъектом самих этих преступлений. Однако вид ответственности за это для государства иной, чем для физических лиц.

 

 

1.3. Объективные  и субъективные признаки международного  преступления

 

Международное преступление, как и всякое преступление, рассматриваемое  с точки зрения его структуры, содержит объективные и субъективные элементы (признаки), имеющие большую специфику. Она определяется как масштабами преступлений такого вида, так и кругом участников и особенностями их поведения.

С объективной стороны международное преступление характеризуется несколькими признаками. Это процесс совершения общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы в пространстве и времени, начинающегося с преступного действия /бездействия и кончающегося наступлением вредных последствий.

Можно выделить три главных  компонента, из которых складывается объективная сторона:

  • общественно опасное действие/бездействие субъекта;
  • вредное последствие;
  • причинная связь между ними.

Поскольку всякое преступление совершается в пространстве и  времени,

существенные характеристики его объективной стороны – это способ, место, время и обстановка совершения преступления16.

Все эти компоненты и  характеристики объективной стороны  присущи международному преступлению, но здесь они обладают существенными  особенностями. Что касается преступного  действия, то его специфика связана, прежде всего, с масштабами международных преступлений.

Объективная сторона  международных преступлений представляет собой не одно действие и даже не серию действий одного лица (продолжаемое преступление), а сложную и разветвленную  деятельность многих лиц и организаций, осуществляемую подчас на протяжении нескольких лет и даже десятилетий.

Под рассматриваемым  углом зрения иначе выглядит применительно  к международным преступлениям  и такой признак как способ совершения преступления. Под способом понимаются определенный порядок, метод, последовательность приемов, применяемых лицом при совершении преступления. Но в сложной и разветвленной деятельности, образующей объективную сторону международного преступления, часто невозможно выделить какой-то один способ его совершения: различные участники этого преступления, в зависимости от их места и роли в механизме единой деятельности, используют различные методы и приемы, равно как и различные технические и иные средства, в своей совокупности приводящие к намеченным результатам.

Действия, входящие в объективную  сторону международного преступления, могут совершаться в разное время  и на разных территориях, иногда весьма отдаленных друг от друга. Продолжительность  международного преступления должна исчисляться начиная с первого во времени преступного акта, входящего в состав рассматриваемого деяния, и оканчивая временем наступления преступных последствий (если они имели место) или прекращения действий при пресечении преступления. Что же касается места совершения международного преступления, то оно должно определяться как местом совершения действий (бездействия), входящих в его состав, так и местом наступления преступных последствий. Например, агрессивная война планируется, как правило, на территории государства-агрессора, а последствия ее наступают на территориях государств, подвергшихся нападению. Все эти территории будут местом совершения данного преступления.

Международное преступление может  быть совершено и путем преступного  бездействия. Эта форма преступления обычно определяется как общественно опасный и противоправный акт поведения, состоящий в несовершении лицом того действия, которое оно должно было и мог по выполнить. Во многих международных преступлениях такое бездействие встречается в соединении с различными и преступными действиями. Главным образом это относится к поведению должностных лиц.

Международный военный трибунал для  Дальнего Востока приговорил к смертной казни бывшего командующего японской армией в Китае генерала И. Мацуи  за зверства, совершенные японскими войсками при захвате Нанкина в декабре 1937 г. (там было убито более 200 тыс. человек). Сам Мацуи в этом не участвовал и никаких распоряжений не давал. Но в приговоре указывалось, что Мацуи «обладал достаточной властью для того, чтобы установить контроль над своими войсками и защищать несчастных жителей Нанкина. Это был его долг. Он должен нести уголовную ответственность за то, что не выполнил этот долг»17. Такое же обвинение по этому эпизоду было предъявлено и бывшему премьер-министру Японии К. Хирота.

Международные преступления могут  быть продолжительными и длящимися. Продолжительное преступление состоит  из ряда эпизодов, объединенных единым или сходным способом совершения преступления и общим умыслом. Таковы, например, издевательства над военнопленными или акты разбоя среди мирного населения. Длящееся преступление отличается тем, что его состав осуществляется непрерывно (например, при незаконной оккупации чужой территории, захвате и удержании заложников, и т. п.).

Второй элемент объективной стороны вредные последствия. В ряде случаев состав международного преступления сконструирован таким образом, что уже само действие (деятельность) независимо от последствий образует оконченное преступление (например, заговор против мира). Но когда преступные последствия международных преступлений наступают, то они, как правило, отличаются большим разнообразием и могут достигать исключительных масштабов. Нет необходимости подробно рассматривать здесь трагические последствия второй мировой войны, унесшей свыше 50 млн. человеческих жизней. Еще более катастрофическими могут быть последствия ядерной войны. Но и такие международные преступления как геноцид, апартеид, посягательства на окружающую среду способны причинить огромный материальный, нравственный, социальный вред. При этом следует принимать во внимание как непосредственный ущерб, так и вред, более отдаленный во времени.

Преступное действие (бездействие) и преступное последствие соединяются  между собой причинной связью. Этот элемент во многих международных преступлениях исключительно сложен. Сложность причинной связи, наличие в ней многочисленных звеньев здесь не вызывает никаких сомнений, особенно когда речь идет о преступной деятельности государства.

Объективная сторона международного преступления должна быть проанализирована применительно к деятельности не только физических лиц, но и государства в целом. Государство выступает вовне через свои органы и несет ответственность за их действия18. Неправомерная деятельность этих органов, принимающих решения и осуществляющих их с нарушением норм международного права, означает неправомерную деятельность государства. Признаки объективной стороны могут быть в таких случаях разнообразны: издание преступных приказов; заключение соглашений, противоречащих международному праву; фактические военные действия, нарушающие законы и обычаи войны, и т. п.

Информация о работе Анализ деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресу