--
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 
№3
 
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ТРАНСФОРМАТОРНОГО
ДАТЧИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
 
Цель работы:  Ознакомиться 
с принципом действия, конструкцией и 
характеристиками дифференциально-трансформаторного 
датчика перемещения.
 
  - ОПИСАНИЕ ЛАБОРАТОРНОГО МОДУЛЯ
 
 
Датчик перемещений построен на 
базе первичного дифференциально-трансформаторного 
преобразователя (ДТП). Конструктивно 
ДТП представляет собой каркас 
1 из изоляционного материала (рис.1), на 
котором размещены первичная обмотка 
W1 и две идентичные встречно включенные 
вторичные обмотки W2 (рис.2). Внутри каркаса 
помещается подвижный плунжер 2 из магнитомягкого 
материала, положение которого изменяется 
с помощью верньерного устройства, позволяющего 
одновременно измерять величину перемещения 
плунжера. Снаружи катушка охватывается 
цилиндрическим магнитопроводом, имеющим 
продольный разрез и выполняющим также 
роль защитного экрана. Все элементы датчика 
размещаются в сменном лабораторном модуле, 
который устанавливается в специальное 
гнездо лабораторного стенда. Ручка «Перемещение 
плунжера» выведена на переднюю панель 
модуля, где расположена и шкала отсчета 
величины перемещения δ (в мм). Конструкция 
механической трансмиссии обеспечивает 
перемещение плунжера ДТП на 1мм при перемещении 
флажка – указателя верньерного устройства 
на 1мм. Первичная обмотка W1 через контакты 
разъема модуля соединена с генератором 
синусоидального напряжения. Вторичные 
обмотки ДТП реверсивного датчика перемещения 
с выходом постоянного тока включены в 
измерительную схему, состоящую из двух 
встречно включенных выпрямительных мостов 
на диодах Д1-Д4, Д5-Д8 и двухзвенных сглаживающих 
RC-фильтров (рис.3). К выходу измерительной 
схемы через контакты B1 и B2 разъема модуля 
подключается вольтметр постоянного тока 
V2.
Генератор синусоидального напряжения 
Г3-33 и вольтметр постоянного тока V2 встроены 
в универсальный лабораторный стенд. При 
симметричном положении плунжера (линия 
ОО на рис.1) на вторичных обмотках возникают 
равные напряжения и выходной сигнал датчика 
равен нулю. При смещении плунжера, например, 
вверх на величину δ, потокосцепление 
верхней обмотки W2 увеличивается, а нижней 
уменьшается, и на выходе датчика появляется 
сигнал, пропорциональный смещению. Основные 
параметры первичного ДТП, составляющего 
основу реверсивного датчика перемещения, 
приведены в табл.1. Если измерительный 
прибор (или схему) подключить непосредственно 
к двум встречно включенным вторичным 
обмоткам ДТП, то получим реверсивный 
датчик перемещения с выходом переменного 
тока.
Рис.1. Эскиз конструкции преобразователя: 
1 – каркас, 2 – подвижный плунжер, 3 – цилиндрический 
магнитопровод
 
Рис.2. Принципиальная схема первичного  
дифференциально-трансформаторного 
преобразователя: W1 – первичная 
обмотка, W2 – вторичная обмотка
 
 
Рис.3. Схема электрическая принципиальная 
реверсивного датчика перемещения
Таблица 1
Основные параметры ДТП
№ п/п  | 
  Наименование параметра | 
  Обозначение | 
  Значение параметра  | 
1.  | 
  Количество витков первичной обмотки | 
  W1 | 
  1000  | 
2.  | 
  Количество витков вторичной обмотки | 
  W2 | 
  2900  | 
3.  | 
  Внутренний диаметр магнитопровода, мм | 
  D | 
  30  | 
4.  | 
  Длина плунжера, мм | 
  lя | 
  47  | 
5.  | 
  Диаметр плунжера, мм | 
  d | 
  6  | 
6.  | 
  Индуктивность катушки, Гн | 
  L | 
  
  
    | 
| 
   7.  | 
  Омическое сопротивление, Ом | 
  R | 
  46.8  | 
 
Разность потокосцеплений вторичных 
обмоток ДТП при смещениях 
ферромагнитного плунжера получается, 
в основном, за счет разности потоков рассеяния 
между плунжером и цилиндрическим магнитопроводом. 
Направление силовых линий потока рассеяния 
выше линии магнитной нейтрали О – О’ 
противоположно направлению силовых линий 
потока рассеяния ниже линии О – О’.
  ПРОГРАММА РАБОТЫ
 
 
    - Ознакомиться с конструкцией и принципом действия дифференциально-трансформаторного датчика 
    перемещений.
 
    - Снять и построить зависимость выходного напряжения Uвых от перемещения плунжера 
    δ, т.е. Uвых=f(δ) при разных значениях 
    частоты питающего напряжения (f= 50Гц, 100Гц, 
    150Гц, 1000Гц) и неизменном напряжении питания 
    первичной обмотки Uвх=9В.
 
    - Определить участки характеристик датчика, построенных по п.2.2. , с линейностью не хуже 5 %.
 
    - Снять и построить зависимость выходного напряжения от величины питающего напряжения 
    на частоте 50Гц  или 150Гц, т.е. Uвых=f(Uвх)  
    при δ=const. Зазор выбирается в пределах 
    линейного участка характеристики датчика.
 
    - Определить модуль коэффициента передачи датчика перемещения для каждой из выходных характеристик, полученных в соответствии 
    с п.2.2.
 
    - Рассчитать и построить теоретическую выходную характеристику Uвых=f(δ) при Uвх=9В для 
    частоты 50Гц или 150Гц.
 
  УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
 
 
    - Для снятия статических характеристик Uвых=f(δ) необходимо: 
 
    
  - включить генератор звуковых колебаний Г3-33 
  и установить одно из заданных значений 
  частоты его выходного напряжения;
 
  - установить величину выходного напряжения генератора 9В и поддерживать его неизменным;
 
  - вращая регулятор управления плунжером, изменять его положение от нулевой отметки на 2.5мм в одну 
  и в другую стороны. Снять показания вольтметра 
  V1 через каждые 0.5мм;
 
  - измерения производить для всех заданных значений частот;
 
  - по данным измерений построить семейство статических выходных характеристик датчика перемещений.
 
  
    - Длину линейного участка выходных характеристик определить из условия, что максимальное отклонение 
    статической характеристики от прямой 
    линии не превышает 5 % от наибольшего значения 
    выходного напряжения.
 
    - Для получения характеристики по п.2.4 изменять величину напряжения генератора 
    от нуля до номинального значения 9В  
    и снять показания вольтметра V2, включенного 
    на выходе датчика, для двух значений δ, 
    находящихся в пределах линейного участка 
    выходной характеристики датчика.
 
    - Под модулем коэффициента передачи датчика перемещения понимают 
    отношение приращения величины выходного 
    сигнала (напряжения) к соответствующей 
    величине приращения входного сигнала 
    (перемещения) для выбранного участка 
    статической характеристики.
 
    - 
    Для построения расчетной выходной 
    характеристики датчика использовать 
    параметры табл.1. Выходное напряжение 
    рассчитать по формуле
 
где E1 и E2 – ЭДС, наводимые 
в соответствующих выходных обмотках; 
g – удельная проводимость магнитного 
поля рассеивания:
;  
 
 
.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 
  - В чем заключается принцип действия ДТП?
 
  - Как зависит коэффициент передачи ДТП от величины и частоты питающего напряжения?
 
  - Чем ограничивается частота напряжения, питающего ДТП?
 
  - Чем ограничивается амплитуда напряжения, 
  питающего ДТП?
 
  - Какое напряжение должно быть на выходе датчика перемещения при нулевом положении плунжера?
 
  - Что ограничивает линейный участок характеристики датчика перемещения?
 
  - Начертите приближенную картину силовых линий магнитного поля в ДТП.
 
  - Какое схемное решение можно еще использовать, чтобы на основе ДТП получить реверсивный датчик перемещения с выходом переменного тока?
 
Литература: [2, c.4-11] .