Технологический расчёт магистрального нефтепровода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперекачивающие заводы и экспорт. Магистральные трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта нефти: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.

Содержание

Введение. 3
1 Определение основных параметров перекачиваемой нефти. 4
1.1 Определение расчётной температуры потока нефти. 4
1.2 Определение расчётной плотности нефти. 4
1.3 Определение расчётной вязкости нефти. 5
2 Определение основных параметров нефтепровода. 7
2.1 Определение расчётной годовой пропускной способности. 7
2.2 Определение часовой и секундной производительности нефтепровода. 7
3 Механический расчёт. 8
3.1 Подбор диаметра нефтепровода. 8
3.2 Выбор насосных агрегатов. 8
3.2.1 Магистральные насосы. 8
3.2.2 Подпорные насосы. 9
3.3 Определение толщины стенки нефтепроводов. 10
3.4 Характеристики металла трубопровода. 11
3.5 Определение расчетной длины нефтепровода 11
4 Гидравлический расчет нефтепровода. 12
4.1 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки 12
4.2 Величины подпора на входе в основные насосы головной и промежуточных насосных станций 14
4.3 Остаточный напор на входе в конечный пункт нефтепровода 14
4.4 Определяем количество эксплуатационных участков и полные потери напора в трубопроводе. 14
5 Совмещённая характеристика H-Q нефтепровода и насосных станций. 14
6 Графическая часть. 15
Список используемой литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Технологический расчет магистрального нефтепровода.docx

— 118.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального  образования

Дальневосточный федеральный университет 

Инженерная школа

Кафедра нефтегазового дела и нефтехимических  технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Технологический расчёт магистрального нефтепровода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток  2011

Оглавление

 

Введение. 3

1 Определение основных параметров перекачиваемой нефти. 4

1.1 Определение расчётной температуры потока нефти. 4

1.2 Определение расчётной плотности нефти. 4

1.3 Определение расчётной вязкости нефти. 5

2 Определение основных параметров нефтепровода. 7

2.1 Определение расчётной годовой пропускной способности. 7

2.2 Определение часовой и секундной производительности нефтепровода. 7

3 Механический расчёт. 8

3.1 Подбор диаметра нефтепровода. 8

3.2 Выбор насосных агрегатов. 8

3.2.1 Магистральные насосы. 8

3.2.2 Подпорные насосы. 9

3.3 Определение толщины стенки нефтепроводов. 10

3.4 Характеристики металла трубопровода. 11

3.5 Определение расчетной длины нефтепровода 11

4 Гидравлический расчет нефтепровода. 12

4.1 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки 12

4.2 Величины подпора на входе в основные насосы головной и промежуточных насосных станций 14

4.3 Остаточный напор на входе в конечный пункт нефтепровода 14

4.4 Определяем количество эксплуатационных участков и полные потери напора в трубопроводе. 14

5 Совмещённая характеристика H-Q нефтепровода и насосных станций. 14

6 Графическая часть. 15

Список используемой литературы 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Роль  трубопроводного транспорта в системе  нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперекачивающие  заводы и экспорт. Магистральные  трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.

Трубопроводный  транспорт нефти имеет ряд  преимуществ по сравнению с другими  видами транспорта нефти: минимальная  дальность транспортировки, ритмичность  работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация  технологических процессов.

Протяженность трубопроводных магистралей России постоянно увеличивается, осуществляется модернизация и техническое перевооружение ранее построенных трубопроводов, внедряются современные средства связи  и управления, совершенствуются технологии транспорта высоковязких и застывающих  нефтей, сооружения и ремонта объектов магистральных трубопроводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение основных параметров перекачиваемой нефти.

    1. Определение расчётной температуры потока нефти.

Расчётной температурой считают наинизшую температуру, которую принимает поток нефти в трубопроводе. Эта температура определяется наинизшей температурой грунта на глубине заложения трубопровода с учётом самонагревания потока в результате трения.

Нефть, двигаясь по трубопроводу, отдает тепло в окружающую среду (т.е. dT < 0) и постепенно остывает, при прохождении малого участка dx с массовым расходом G (кг/с) она охладится на dT и потеряет в единицу времени следующее количество тепла

, (1)

где ср – удельная теплоёмкость нефти.

С другой стороны  изменение температуры нефти  в трубопроводе происходит по следующим  причинам:

1) за счёт  подогрева нефти в насосах  НПС или тепловых станциях. Подогрев  нефти в насосах не превышает  1-2 градусов, и чаще всего им  при инженерных расчетах пренебрегают;

2) в результате  теплообмена с окружающей средой, при этом тепловой поток через  стенку трубопровода можно определить  по формуле Ньютона:

, (2)

где K – полный коэффициент теплопередачи от нефти в окружающую среду, Вт/(м2×К);

D – внутренний диаметр отложений в трубопроводе, м;

Т – температура нефти в сечении x, К;

3) в результате  нагрева вследствие выделения  тепла трения (переходящую в тепло по закону сохранения энергии):

,    (3)

где iср – средний гидравлический уклон, определяющий изменение гидравлической энергии на единицу длины трубопровода, м/м;

4) в результате нагрева за  счёт кристаллизации парафина (пренебрегаем  вследствие того, что нефть малопарафинистая).

Следовательно изменение температуры будет происходить из-за трения потока нефти о стенки трубопровода, причём температура будет расти пропорционально длине. Для технологического расчёта мы берём среднюю температуру нефти в трубопроводе. В связи с разницей температур в начале и конце трубопровода, которая является незначительной, допускается принимать температуру равной температуре грунта. (А., 2010)

    1. Определение расчётной плотности нефти.

Исходные данные в Приложении 1.

Вычисляем значение расчетной плотности  нефти при Тр по формуле Д.И. Менделеева:

, (4)

, (5)

где , - плотность нефти при заданной температуре и 293 К соответственно;

 температурная поправка, кг/м3К;

тогда,

кг/м3К, (6)

кг/м3 (7)

    1. Определение расчётной вязкости нефти.

Исходные данные в Приложении 1.

Вязкость  – это свойство жидкости оказывать  сопротивление сдвигу и характеризующее  степень ее текучести и подвижности. Суть явления вязкости заключается в возникновении внутренней силы трения между движущимися слоями жидкости.

Скорость  уменьшается по мере увеличения расстояния от оси трубопровода. При этом при r = rтр=0,5×D, скорость падает до нуля, а между слоями происходит проскальзывание, сопровождающееся возникновением касательных напряжений τ, величину которых можно определить по формуле Ньютона-Петрова

,     (8)

где μ – коэффициент динамической вязкости, Пз (Пуаз);

dw/dr – градиент скорости, перпендикулярный к поверхности сдвига (скорость сдвига). Модуль появляется в связи с тем, что dw/dr<0, в то время как τ величина только положительная.

Впервые на существование зависимости между  касательным напряжением и скоростью  сдвига указал Ньютон и поэтому она  называется законом трения Ньютона, а жидкости, течение которых подчиняется данному закону – ньютоновскими.

Отношение динамического коэффициента вязкости к плотности жидкости называется кинематическим коэффициентом вязкости, м2/с:

,     (9)

Название кинематического  он получил вследствие того, что  в его размерности отсутствуют  единицы силы. Коэффициент кинематической вязкости ν может выражаться также в сантистоксах: 1 Ст=1 см²/с, 1 сСт=10–6 м2/с.

Таким образом, вязкость это  свойство движущейся жидкости, которое  численно выражается через динамический m и кинематический n коэффициенты вязкости. При гидравлических расчётах трубопроводов для транспорта нефтей и нефтепродуктов с ньютоновскими свойствами в основном используется кинематический коэффициент вязкости. Расчетное значение коэффициент кинематической вязкости нефти определяется при расчетной температуре по вязкостно-температурной кривой, либо по одной из расчётных формул [10, 11].

Так как закон изменения  коэффициента кинематической вязкости от температуры близок к экспоненциальному, то зависимость его натурального логарифма от температуры будет близка к линейной.

, (10)

после преобразований получаем формулу известную как формула  Рейнольдса- Филонова

   (11)

где u – коэффициент крутизны вискограммы, который определяется как тангенс угла наклона линейной зависимости в координатах T–ln(n), 1/К

                                       (12)

 

Рассчитываем коэффициент крутизны вискограммы для Эхабинской товарной нефти:                                        

[1/К].

Рассчитаем  вязкость для нефти в заданных условиях перекачки

[сСт].

Ещё более приблизить зависимость  к линейной удаётся в координатах lg(T)–lg lg(n), поэтому широкое распространение получило уравнение Вальтера (ASTM), которое является одним из вариантов более общего уравнения Ле-Шателье [11] и в обычной логарифмической форме имеет вид

   (13)

где nТ – кинематическая вязкость нефти при температуре T, сСт (мм2/с);

А и В – постоянные коэффициенты, определяемые по двум значениям вязкости n1 и n2 при двух температурах Т1 и Т2

Для определения А и В необходимо решить следующую систему уравнений

Решая систему получим

;     (14)

.    (15)

Существенный недостатком  уравнения заключаются в том, что его постоянные лишены физического  смысла и приводят к сглаживанию  вязкостно-температурной зависимости.

Зная коэффициенты A и B, выразим из уравнения (13) nТ

    (16)

Обе формулы (13) и (15) дают практически  одинаковые результаты при T1≤T≤T2. При выходе за пределы указанного интервала более предпочтительна формула (15). Порядок определения расчетной кинематической вязкости таков: сначала находят эмпирические коэффициенты Аν и Вν по формулам (14) и (15) или u по формуле (12), а уже потом вычисляют nT при температуре TР по (11) или (16). (А., 2010)

  1. Определение основных параметров нефтепровода.

    1. Определение расчётной годовой пропускной способности.

Расчетная пропускная способность должна определяться по формуле:

 [Млн. т./г] (17)

где GГ – заданный объем перекачки для соответствующего этапа развития нефтепровода, млн. т/г (определяется в техническом задании на проектирование),

kн – коэффициент неравномерности перекачки.

Значение  коэффициента неравномерности перекачки  принимается в пределах от 1,00 до 1,05, исходя из особенностей эксплуатации нефтепровода и определяется в техническом задании на проектирование. Если оно не указанно, то значение коэффициента неравномерности перекачки принимаются, исходя из особенностей нефтепровода:

для нефтепровода, идущего параллельно с другими  нефтепроводами и образующими систему - 1,05;

для однониточного  нефтепровода, по которому нефть подается к нефтеперерабатывающему заводу, а  также для однониточного нефтепровода, соединяющего существующие нефтепроводы - 1,07;

для однониточного  нефтепровода, подающего нефть от пунктов добычи к системе нефтепроводов - 1,10. (2007)

    1. Определение часовой и секундной производительности нефтепровода.

Расчётная часовая пропускная способность  нефтепровода определяется по формуле:

   (18)

где - часовая производительность нефтепровода,

При определении  часовой производительности  режим  работы магистральных нефтепроводов  должен приниматься непрерывным, круглосуточным. Расчетное время работы магистрального нефтепровода (фонд рабочего времени) с учетом остановок на регламентные и аварийно-восстановительные работы должно приниматься равным 8400 часов или 350 дней в году.

Расчётная секундная  пропускная способность, необходимая  нам для определения скорости потока:

  (19)

  1. Механический расчёт.

    1. Подбор диаметра нефтепровода.

Диаметр магистрального нефтепровода должен определяться на основании технико-экономического сравнения различных вариантов при различных диаметрах нефтепровода. Выбор значений диаметров должен осуществляться из условия, чтобы скорость движения нефти в магистральном нефтепроводе была не более скорости указанной в таблице 1 (пропускные способности, приведенные в таблице, получены при значении коэффициента неравномерности перекачки 1,07 и плотности нефти 0,85 т/м3.) Скорость движения нефти должна быть не менее 0,25 м/с.

Пользуясь таблицей 1, выбираем диаметр трубопровода — 820 мм.

Определяем площадь сечения  трубопровода:

=0,53 м2;  (20)

Определяем скорость движения нефти  в трубопроводе:

                        (21)

Данное значение удовлетворяет условию (2,28<2,5).

Таблица 1

Максимальные скорости транспортировки нефти

Информация о работе Технологический расчёт магистрального нефтепровода