Лекции по "Строительству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 17:21, курс лекций

Краткое описание

Задача 1.1. Необходимо определить объем продаж, начиная с которого фирма не несет убытков. Цена сборных ж/б балок составляет 700 руб / м3, постоянные затраты — 60 000 руб., переменные затраты составляют 400 руб. на единицу продукции.
Задача 6.2. Зарплата столяра в месяц составляет 2475 руб. По приказу по организации ему начислена премия 800 руб. Определить зарплату столяра за текущий месяц.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика строительства (краткий курс).doc

— 638.50 Кб (Скачать файл)

«Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат 
труда работников строительства, времени работы строительных машин, 
потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная 
на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ...»

Главной функцией сметных норм является определение нормативного 
количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выпол-

1 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской 
Федерации» МДС 81 -35.2004.

14 

нения соответствующего вида работ, как основы для последующего пере- 
хода к стоимостным показателям.

Методические основы ценообразования  в строительстве складывались 
На протяжении длительного периода времени.

В условиях плановой советской  экономики действовала система  центра- 
низованного государственного регулирования сметного ценообразования и 
осуществлял его Госстрой СССР.

В этот период в состав Строительных норм и правил (СНиП) вошли 
сметные нормы и правила (СНиП IV — 84).

В период либерализации  экономики в 90-е годы на смену жесткому го- 
сударственному регулированию сметного ценообразования в строительстве 
пришла система свободных (договорных) цен, формируемых заказчиком и 
подрядчиком. При этом стороны должны руководствоваться единым под- 
ходом к определению стоимости строительства, чтобы прийти к соглаше- 
нию о цене. Поэтому и в условиях рыночной экономики сохранилась необ- 
ходимость регулирования ценообразования в строительстве.

Начиная с 1992 г. эту работу проводил Госстрой России, а после  его ли- 
квидации в 2004 г. эти функции перешли к Министерству регионального 
развития РФ.

Регулирование вопросов ценообразования  в субъектах РФ осуществля- 
ют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).

В условиях реформирования экономики страны новые подходы  к цено- 
образованию в строительстве нашли отражение в «Основных положениях 
(концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в 
условиях развития рыночных отношений» (1993г.). А в 1994г. на их основе 
был разработан «Свод правил по определению стоимости строительства в 
составе предпроектной и проектно-сметной документации» (СП 81-01-94). 
С учетом изменений и дополнений основные положения Свода правил были 
конкретизированы в «Методических указаниях по определению стоимости 
строительной продукции на территории субъектов РФ» (МДС 81-1.99). И, на- 
конец, в 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены 
«Методикой определения стоимости строительной продукции на террито- 
рии РФ» (МДС 81-35.2004).

Наряду с методикой  действуют постоянно обновляемые  методические 
указания, рекомендации, письма правительственных органов по вопросам 
ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, 
разработке и применению элементных сметных норм и единичных расце- 
нок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли.

По мере технического развития строительства накапливался опыт смет- 
ного нормирования и сметно-нормативная база пересматривалась, постоян- 
но обновлялась и совершенствовалась.

Традиционно основные сметные нормы были представлены в составе 
СНиП IV-84. Эта база являлась результатом огромного опыта сметного нор- 
мирования, знаний и труда специалистов многих научно-исследовательских и 
проектных институтов. Однако жестко регламентированные на общесоюз-

15

 

ном уровне нормы и цены, разработанные  методы усреднения, не позволя- 
ли учесть конкретные условия производства работ. Недостатки базы 1984 г. 
пытались устранить при разработке СНиП 4-91. Однако распад СССР и 
кризисная ситуация 90-х годов не позволили решить эту задачу в полной 
мере. Относительная стабилизация цен в строительстве в 1997г., позволила 
поставить вопрос о переходе на новую сметно-нормативную базу 2001г.


В настоящее время в  строительстве действует новая  сметно-нормативная 
база 2001 г., обновились многие основные методические документы по це- 
нообразованию в строительстве. В то же время допускается также приме- 
нение старой сметно-нормативной базы 1984 г. с приведением ее в текущий 
уровень цен методом индексации.

Переход на новую сметно-нормативную базу 2001 года обусловлен про- 
изошедшими за последние годы изменениями в технологиях строительного 
производства, широким применением новых материалов, изделий и конст- 
рукций. Это начало системной и постоянной работы по ее развитию в соот- 
ветствии с требованиями строительного рынка страны. В перспективе пере- 
ход на новую сметно-нормативную базу позволит привести систему смет- 
ных нормативов в соответствие с новыми требованиями рыночной эконо- 
мики и соблюдения единого методологического подхода.

Состав  и структура сметной стоимости

Стоимость строительно-монтажных  работ (СМР) включает в себя пря- 
мые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.

Прямые  затраты (ПЗ) — это затраты, которые учитывают основную 
заработную плату рабочих-строителей (ЗП), расходы на эксплуатацию 
строительных машин и механизмов (ЭМ), в т.ч. зарплату машинистов, а 
также стоимость строительных материалов, изделий и конструкций (М):

ПЗ = ЗП + ЭМ + М (3.1)

Накладные расходы (HP) — это затраты строительно-монтажных орга- 
низаций, связанные с созданием необходимых условий для строительства, 
его обслуживанием, организацией и управлением. Накладные расходы 
включают:

  • административно-хозяйственные расходы (зарплата инженерно-тех- 
    нических работников, директора, бухгалтера, младшего обслужи- 
    вающего персонала, канцелярские расходы);
  • расходы на обслуживание работников строительства (подготовка и 
    переподготовка кадров, отчисления на медицинское и социальное 
    страхование, охрана труда и др.);
  • расходы на организацию работ по строительной площадке (охрана, 
    отчисления на проектирование производства работ, благоустройство 
    и содержание строительной площадки и др.);
  • прочие накладные расходы (страхование имущества организации, 
    платежи по кредитам банков, расходы по рекламе и др.)

Сметная прибыль (СП) строительной организации — это отчисления 
денежных средств для покрытия расходов строительной организации на

16 

развитие производства и материальное стимулирование работников. Эти 
расходы включают: затраты на развитие производства, модернизацию обо- 
рудования, расходы на уплату налога на прибыль по установленной зако- 
ном ставке, затраты на материальное стимулирование работников и др. 
Таким образом, сметная стоимость СМР определяется как:

cv=ro+HP+en (з.2)

Сумма ПЗ и HP образует сметную себестоимость строительно- 
монтажных работ.

Основным инструментом для определения цены или стоимости  объектов в 
11 роительстве является единичная расценка (стоимость) отдельного вида СМР. 
I ■ диничные расценки могут быть индивидуальными или нормативными. Инди- 
иидуальные расценки применяются в основном на крупных объектах, соору- 
жаемых с использованием нетрадиционных строительных технологий или ме- 
\;шизмов, или в тех случаях, когда большинство строительных материалов 
изготавливается непосредственно на строительстве. Единичные расценки 
нключают в себя только прямые затраты. Учет сметной прибыли, накладных 
расходов и налогов производится в сметном расчете.

Расчет цены в строительстве  осуществляется методом суммирования 
стоимости всех конструктивных элементов и видов работ по строящемуся 
объекту. Таким образом, формируется сметная стоимость строительства — 
сумма денежных средств, необходимых для его осуществления в соответст- 
вии с проектом.

Сметная стоимость строительства  определяется проектной организацией 
по поручению заказчика (инвестора) в ходе разработки проектной докумен- 
тации. Исходя их сметной стоимости, ведется учет и отчетность деятельно- 
сти строительных предприятий, производится её оценка.

Для определения сметной  стоимости строительства необходимы ссле- 
дующие исходные данные:

  1. проект и рабочая документация на строительство зданий, сооруже- 
    ний, их частей и конструктивных элементов, в т.ч. чертежи, ведомо- 
    сти объемов работ, спецификации и ведомости на оборудование, а 
    также пояснительная записка по указанным материалам;
  2. действующие сметные нормативы, отпускные цены на оборудова- 
    ние, мебель, инвентарь и др.

Сметные нормативы

Сметный норматив — это документ, содержащий расценки на выполне- 
ние единичных или укрупненных работ. 
Виды сметных нормативов:

  • Государственные Федеральные Сметные Нормативы (ГФСН) — 
    сметные нормы, вводимые в действие Госстроем России;
  • Производственно-отраслевые Сметные Нормативы (ПОСН) — смет- 
    ные нормы, вводимые в действие министерствами и другими орга- 
    нами федерального управления для производственно-отраслевого 
    строительства, осуществляемого в пределах соответствующей от- 
    расли, для которой они разработаны;

17

 

  • Территориальные Сметные нормы (ТСН) — сметные нормативы, 
    вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов 
    РФ для строительства, осуществляемого на территории соответст- 
    вующего региона;
  • Фирменные Сметные Нормы (ФСН) — индивидуальные сметные 
    нормативы, учитывающие реальные условия и специфику деятель- 
    ности конкретной организации — исполнителя работ, находящегося 
    в ведомственном подчинении.

Использование тех или  иных сметных нормативов зависит  от требований к 
используемым нормативам со стороны заказчика СМР. В частном случае сто- 
роны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и 
далее рассчитать стоимость работ исходя из этого. На практике чаще всего ис- 
пользуют либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые 
выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормативы 
(например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются 
нормативы, разработанные конкретной организацией.

Использование федеральных  норм в регионах требует их корректировки 
с учетом цен на местные материалы. Территориальные же нормативы, вы- 
пущенные местными проектными институтами или региональными цен- 
трами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия, 
поэтому их использование в регионе предпочтительнее.

В настоящее время для  определения сметной стоимости  СМР на терри- 
тории России используются: Государственные элементные сметные нормы на 
строительные (ГЭСН — 2001) и ремонтно-строительные (ГЭСНр — 2001) ра- 
боты, работы по монтажу оборудования (ГЭСНм — 2001) и пусконаладоч- 
ные работы (ГЭСНп — 2001). Каждая из указанных групп нормативов 
включает соответствующий ряд сборников и указания по их применению. 
Состав сборников приведен в Приложении 1.

Также, в состав групп нормативов по строительным и ремонтно- 
строительным работам входят сборники сметных норм затрат на строительство 
временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001) и 
сборники сметных норм дополнительных затрат при производстве работ в 
зимнее время (ГСН 81-05-02-2001 и ГСНр-81-05-02-2001).

Новые сметные нормы  обязательны для применения, если строительство 
осуществляется с привлечением средств государственного бюджета всех 
уровней и целевых внебюджетных фондов.

Если финансирование строительства  осуществляется за счет собствен- 
ных средств предприятий и физических лиц, сметные нормативы носят ре- 
комендательный характер. При финансировании строительства без привле- 
чения бюджетных средств для составления сметной документации может 
быть использована любая нормативная база, в т.ч. и база 1984 года.

На основании государственных  элементных сметных норм (ГЭСН) раз- 
рабатываются федеральные и территориальные единичные расценки в це- 
нах 2001 года. Федеральные единичные расценки (ФБР), как и ГЭСН, со- 
стоят из сборников расценок на строительные работы (ФБР — 2001), ре- 
монтные работы (ФЕРр — 2001), монтаж оборудования (ФЕРм — 2201) и

18 

иусконаладочные работы (ФЕРп — 2001). Перечень утвержденных и разра- 
батываемых сборников ФЕР приведен в Приложении 1.

Территориальные единичные  расценки (ТЕР — 2001) разрабатываются 
региональными центрами по ценообразованию в строительстве в базовом 
уровне цен. Территориальные единичные расценки включают стоимость 
местных материалов, используемых при строительстве.

Для определения сметной стоимости  строительства составляется смет- 
ная документация.

Информация о работе Лекции по "Строительству"