Конструктивные особенности зданий и общественных сооружений в государствах Двуречья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:49, реферат

Краткое описание

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье (Месопотамии) крупные центры, города-государства.

Содержание

1.Введение
2.Особенности архитектуры Древней Месопотамии (Двуречья)
3.Заключение
4.Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Основы архитектуры и строительной техники 13.docx

— 116.41 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРЫ 

И СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

 

РЕФЕРАТ: Конструктивные особенности зданий и общественных сооружений в государствах Двуречья.

 

 

 

 

   

 

г.Мегион

2013г.

 

 

Содержание

 

1.Введение

3

2.Особенности архитектуры  Древней Месопотамии (Двуречья)

5

3.Заключение

12

4.Список литературы

14


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конструктивные  особенности зданий и общественных сооружений в государствах Двуречья.

 

 

Двуречье – это территория, расположенная между реками Тигром и Евфратом, сейчас принадлежит Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.

Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного  проживания в укрепленные поселения. Постепенно, эти поселения превращались в города – центры небольших государств. Так более 5 тыс. лет назад в  нижнем течении рек Тигра и  Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в  Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье (Месопотамии) крупные центры, города-государства.

Историческая Месопотамия  существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны. Греческим по происхождению словом «Месопотамия» именуется междуречье Тигра и Евфрата. Как раз существование двух рек - Тигра и Евфрата - следует полагать основной топографической чертой Месопотамии. Поздний разлив рек заставлял людей возводить плотины, дамбы, с тем чтобы спасти всходы. Кроме того, в условиях стоявшей жары вода быстро испарялась, ведя к засолению почвы. Заметим, что ил Евфрата далеко уступал по своей плодородности нильскому, засоряя к тому же каналы. Южная часть междуречья, ставшая колыбелью месопотамской цивилизации, являла место, где почву лучи палящего солнца делали твердой, словно камень, или же она скрывалась под песками пустыни. От болот, огромных луж стоячей воды исходила опасность эпидемий. Лев Мечников, которому принадлежит авторство книги «Цивилизация и великие исторические реки», вышедшей в свет в Париже в 1889 г., считал необходимым подчеркнуть, «что и здесь история отвернулась от плодородных стран…, а избрала местом зарождения цивилизации обнаженную местность, обитатели которой под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий». В отличие от регулярных нильских разливов половодья Евфрата и Тигра не отличались периодичностью, что детерминировало более значительный и постоянный характер человеческого труда в создании ирригации.

Основы культуры Месопотамии  закладываются в Шумере - области  нижнего течения Тигра и Ефрата. Первые поселения появились на юге этого географического района в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрата в Персидский залив, который в те времена вдавался значительно глубже в сушу. Здесь уже в середине V тысячелетия до н. э., т. е. в эпоху позднего неолита, существовали сельские поселения родовых общин. Несколько позднее, но еще в IV тысячелетии до н.э. в Двуречье расселились шумеры - народ, который уже располагал определенными навыками ведения оседлого земледелия. Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. шумеры господствовали в Месопотамии. К этому времени относится появление поселений городского типа, представлявших собой отдельные города-государства, то объединявшиеся под эгидой одного из них, то враждовавшие друг с другом.

Из древнейших шумерских  городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др. Древнейший период развития этих городов, который историки называют раннединастическим (2750-2300 до н. э.), изучен еще недостаточно, однако некоторые характерные черты архитектуры Двуречья сложились именно в эту раннюю эпоху.

К таким характерным чертам можно отнести овальные очертания  плана города в целом, ориентацию главной оси овала на северо-запад  и юго-восток, расположение святилища  в центре или в северо-западной части города на холме или искусственной  возвышенной террасе, прямоугольную  форму святилища в плане, появление  зиккурата как главного здания храмового комплекса, нерегулярную систему улиц, отсутствие городских площадей и наличие многочисленных дворов, вокруг которых группировались жилые, дворцовые и храмовые помещения.

Население шумерских городов  составляли правители, придворные, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, солдаты, крестьяне, обрабатывавшие храмовые земли, и рабы. Как видно из этого перечня, социальный состав города шумеров отражал сложившееся в них классовое общество.

Подлинного расцвета некоторые  шумерские города достигли в период III династии, т. е. после объединения  шумеров с семитским народом-аккадцами  в единое Шумеро-Аккадское государство. Первоначально это объединение носило завоевательный характер со стороны аккадских царей, подчинивших себе не только города Шумера, но и другие государства Двуречья.

В этот период (XXIV-XXII вв. до н.э.) главным городом был Аккад расположенный в Междуречье севернее Вавилона. Тогда же выросли и другие аккадские города: Киш, Шуруппак, Кисурра, Сиппар и др. Некоторое представление о характере этих городов дает святилище в городе Тудубе (современном Хафаджи), расположенном на левом берегу притока Тигра-Дияла. Священный участок в Хафаджи имел овальную конфигурацию в плане и был огражден двойным рядом мощных крепостных стен. Центральная часть святилища была расположена на платформе, где размещался главный храм города. В XXII в. до н. э. государство Аккад подверглось нашествию диких горных племен кутиев, что привело к его распаду и новому возвышению шумерских городов, на этот раз под главенством Ура и его царей III династии (2112-2015 гг. до н.э.).

Ур XXI в. до н. э. хорошо изучен благодаря раскопкам, которые производились  в 1922-1934 гг. под руководством английского  археолога Л.Вулли. Город достиг своего расцвета при урском царе Урнамму и его сыне Шульги. В этот период в Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что соответствовало населению, с учетом домашних рабов, 40-50 тыс. жителей. Ур был ограничен с запада старым руслом Евфрата, а с северо-восточной стороны искусственным каналом. Городская территория имела размер 1000 х 700 м. Это был город, построенный в шумерских традициях, овальный в плане с главной осью, ориентированной с юго-востока на северо-запад. Мощные стены, сложенные из сырцового кирпича, достигали толщины 25-32м. В северо-западной части города на холме, искусственно расширенном в виде террасы, размещался дворцовый и храмовый комплекс Ура, посвященный культу особо почитавшегося у шумеров бога луны Наннара. Главный вход в святилище находился с северо-восточной стороны, откуда через монументальные ворота можно было попасть в священный двор Наннара и далее в следующий двор, на котором располагался зиккурат.

Из всех сооружений официально-культовой  архитектуры Древнего Востока зиккурат (храмовая пирамида) наиболее полно выражал идею возвеличения и обожествления монарха и был ведущим архитектурным типом, композиционным центром ранних городов Двуречья. Вокруг зиккурата группируются дворцовые сооружения, образуя священный участок, окруженный прочными стенами. Зиккурат Ура находился в центре городской застройки с тесными кварталами и представлял одно из древнейших сооружений этого рода. Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным раствором. Зиккурат имел основную платформу высотой 15 м и размерами 62,5 х 43м; её грани, облицованные обоженным кирпичом, были слегка наклонены внутрь - для большей устойчивости; наверх вели три лестницы, соединявшиеся у каменной террасы. Он был трехъярусным, нижний сохранившийся ярус имел высоту 15 м, парадная лестница была расположена с северо-восточной стороны. На верхней площадке располагалось святилище бога Наннара, а рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и зиккурата на открытой площадке располагались еще два храма, посвященных культу того же бога луны и его жены богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал, кроме того, здесь же находился царский дворец. И дворец, и храмы имели почти одинаковые размеры и представляли собой квадратные в плане монументальные объемы, лишенные оконных проемов на фасадах, расчлененные лишь вертикальными углублениями в кладке стен. Большая часть зданий белилась известковым раствором и лишь зиккурат и особенно его увенчание могли быть подцвечены в соответствии с существовавшей у шумеров цветовой символикой.

Жилые дома Ура, согласно шумерской  традиции, имели внутренние дворы, вокруг которых группировались все помещения. В центре двора иногда находился колодец, здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые плоскими кровлями, выходили стенами без оконных проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в полном смысле этого слова была лишь одна и предназначалась для процессий и вела к главному святилищу города. Расцвет Ура завершился в 2000 г. до н.э. в ходе войны с соседним государством - Эламом и пришлым народом аморитами. В дальнейшем Ур оставался важным торгово-ремесленным центром Вавилонского царства, но навсегда потерял свое прежнее величие.

О погребальных сооружениях  Двуречья всех периодов известно очень мало, за исключением захоронений в саркофагах, помещенных в подземных камерах, над которыми насыпались курганы.

Округлая форма очертания  планов городов была очень стойкой  в Двуречье и не только в нижнем течении Евфрата. Об этом свидетельствуют изображения круглых ассирийских крепостей на многочисленных барельефах, а также круглые иероглифические знаки, означавшие город. Круглых поселений на территории Среднего Двуречья не сохранилось, но о них можно судить по сирохеттскому городу Самаль (современный Зенджирли), который был построен в традициях Двуречья.

Самаль, расположенный в северной Сирии, в долине притока реки Оронты, был одним из важных центров большого Хеттского государства, достигшего расцвета в XII в. до н. э. Его очертания в плане напоминали очертания Ура. Так же как и Ур, Самаль был расположен на возвышенной территории и укреплен мощными крепостными стенами, имел ту же ориентацию по странам света и северо-западное расположение дворцового и храмового комплексов. В VIII в. до н.э. город был сожжен и завоеван асси-рийцами, которые быстро восстановили его, в частности сложили внешнюю крепостную стену, имевшую в плане идеальную округлую форму с тремя монументальными крепостными воротами.

На территории Двуречья довольно рано возникли города, имевшие прямоугольные планы и одним из древнейших примеров такого рода можно, назвать шумерский город Ниппур, который по своему предназначению был городом-святилищем. Основная причина появления в этом же географическом районе городов с прямоугольной конфигурацией плана - прямоугольные в плане платформы святилища.

В период Шумеро-Аккадского царства Ниппур был главным религиозным центром этого государства, в Ниппуре находилось святилище одного из главных богов шумерского пантеона - бога земли Энлиля, здесь венчали на царство шумеро-аккадских царей. Ниппур располагался на одном из рукавов Евфрата. Город имел в плане форму неправильного прямоугольника, был окружен толстыми, сложенными из сырцового кирпича крепостными стенами, прерывавшимися там, где проходил пересекавший его канал. Святилище Энлиля занимало почти половину городской территории. Оно состояло из храмов и зиккурата, а рядом располагались жилища жрецов и большая библиотека, известная во всем древнем Двуречье огромным количеством ценных клинописных рукописей на глиняных дощечках. (на одной из таких дощечек и был обнаружен план Ниппура, изображенный неизвестным художником XII в. до н.э.).

Дальнейшее развитие градостроительства Двуречья связано было с разработкой прямоугольной схемы городского плана и наиболее совершенным в этом отношении был план города Борсиппы, расположенного южнее Вавилона.

Борсиппа была уже известна в эпоху Древневавилонского царства во II тысячелетии до н. э. Город был расположен на берегу озера, образовавшегося в разветвленной дельте Евфрата, и имел правильный прямоугольный план 1406 х 1760 м, т.е. его территория равнялась 250 га. Традиционно для Двуречья город был ориентирован углами по странам света. В него вело семь ворот, из которых на северо-восточной стороне находились ворота бога Сина и ворота Лапис Лазур, на юго-востоке - ворота богини Иштар и бога Эа, на юго-западе - ворота богов Ану и Адад, на северо-западе были расположены седьмые, безымянные ворота. В соответствии с воротами город пересекали главные улицы, соединявшие их. В центре города располагалось святилище, очертания территории которого также представляли собой квадрат. Весьма примечательно, что в основе планировки Борсиппы, по-видимому, лежал модуль, равный 176м, или 3 ашлу (древневавилонская мера - "веревка", равная примерно 59 м). Во всяком случае, если принять за модуль 176 м, то три таких модуля точно укладываются на юго-западной стене между углом города и воротами, а также между двумя воротами этой стены. В том, что разбивка территории города производилась на основе модульной системы, не было ничего удивительного, если учесть высокий уровень развития математики и геометрии в древнем Двуречье.

Основным строительным материалом в древнейшей Месопотамии в связи  с почти полным отсутствием местного камня и леса был кирпич-сырец.

В Двуречье древнейшим видом жилища считаются хижины, плетеные из тростника и обмазанные глиной, а также глинобитные бескаркасные постройки, довольно непрочные. Вскоре был изобретен сырцовый кирпич. Изначально кирпичи изготавливали из глины вручную, иногда добавляли рубленую солому. В Джемдет-Насре были обнаружены остатки постройки конца IV - начала III тыс. до н.э. из тонких, плоских кирпичей, т.н.рихменов, односторонне-выпуклых, сделанных вручную. В начале III тыс. до н.э. кирпичи уже начали изготавливать в деревянных формах, сначала продолговатые (20 х 30 х 10 см), затем квадратные (31 х 34 х 10 см), т.н. старовавилонский кирпич. Кирпичная техника, сложившаяся в Месопотамии с древнейших времен, и связанные с ней сводчатые конструкции, сыграли огромную роль в дальнейшем развитии мировой архитектуры, т.к. были унаследованы античной архитектурой, а от нее - средневековой Европой.

Из сырцового кирпича возводились  и массовое жилье, и монументальные сооружения. Кирпич обожженный и глазурованный, главным образом служил облицовочным материалом, и использовался довольно редко. Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены, внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела зубчатое завершение.

Информация о работе Конструктивные особенности зданий и общественных сооружений в государствах Двуречья