Цели и принципы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения. Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости [6].

Вложенные файлы: 1 файл

9999.doc

— 307.00 Кб (Скачать файл)

Хронический финансовый дефицит системы обязательного медицинского страхования (до 2,0–2,5 раз от выделяемых финансовых средств) приводит к низкому качеству медицинских услуг и крайне недостаточному объему и кругу финансируемых мероприятий (см.: Приложения, таблицы 5 и 6). Так, финансирование Базовой программы обязательного медицинского страхования составляет всего около 40% от ее минимальной потребности на протяжении более десяти лет.

 

                2.3 Виды социального страхования

 

В настоящее время в России существует 5 видов государственных пенсий:

4 трудовых:

1.  по старости 

2.  по инвалидности 

3.  по случаю  потери кормильца 

4.  пенсия за  выслугу лет 

и 

5.  социальная  пенсия - лицам, не имеющим права  на получение трудовой пенсии.

1.  По старости 

Лица, достигшие пенсионного возраста (ж-55, м-60 лет) и имеющие трудовой стаж (ж-20, м-25 лет) получают пенсии по старости. В размере 55% от размера заработной платы, принимаемого для исчисления пенсии + 1% за каждый год трудового стажа (превышающего требуемый), но не более 75% заработка.

Для исчисления пенсии на усмотрение работника может быть взят заработок за последние 2 года (с премиальными и доплатами), либо средний за любые 5 лет подряд в течение трудового стажа.

Для большинства пенсионеров пенсия не представляет среднюю за 2 года, так как существует максимальный размер пенсии - 3 минимальных заработных платы. Минимальный размер пенсии - 1 минимальная заработная плата.

2.  По инвалидности 

Пенсии по инвалидности выплачивается инвалидам I и II группы в размере 75% заработной платы, получаемой до пенсии, III группы - 30%. Существует min и max размеры пенсий. Для I и II min размер равен min размеру пенсии по старости. Мax для I и II группы = max размеру пенсии по старости. Для III группы min = 2/3 min пенсии по старости, max = min пенсии по старости. Инвалиды должны проходить освидетельствование каждые 2 года.

3.  По случаю  потери кормильца 

Пенсии по потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на его иждивении (дети, жена, родители). Размер равен 30% заработной платы кормильца на каждого иждивенца (до 18 лет?). Существует max предел пенсии, он равен min пенсии по старости на каждого иждивенца.

4.  Пенсия за  выслугу лет 

Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

5.  Социальные  пенсии 

Социальные пенсии получают инвалиды с детства и престарелые граждане, не имеющие право на получение трудовых пенсий. Инвалиды с детства получают пенсию в размере минимальной пенсии по старости. Не работавшие имеют право получать 2/3 минимальной пенсии по старости по достижении ими 60-65 лет.

Для большинства пенсионеров потеряна связь пенсии с трудовым заработком. Пенсионное обеспечение лежит на плечах предприятий, работодателей.

Государственные пособия:

Эти пособия выплачиваются по линии социального страхования и по линии социального обеспечения за счет средств бюджета.

          1.  Пособие по временной нетрудоспособности.

Основание для выплаты пособия - больничный лист, который получают больные и родители больных детей. Размер пособия зависят от стажа:

при стаже до 5 лет пособие составляет 60% от заработной платы,

5-8 лет -80%

свыше 8 лет - 100%.

2.  Пособия, связанные  с материнством и рождением  детей:

3.  Пособие  по беременности и родам. Выплачивается  женщине в полном размере заработка.

4.  Пособие  беременным при своевременной  регистрации (до 12 недель) в размере 100% min заработной платы. Единовременная выплата.

5.  Пособие  по рождению ребенка равно 15 min заработанным платам.

6.  Пособие  на период отпуска по уходу  за ребенком до 1,5 лет. Равно 2 min оклада, выплачивается ежемесячно.

7.  Пособие по уходу за ребенком до 3 лет без сохранения оплаты отпуска. Равно 50% min оклада.

8.  Ежемесячные  пособия на ребенка до 16 лет (а  учащимся в общеобразовательных  школах - до окончания учебного  заведения). 70% min оплаты труда.

9.  Пособие  на погребение.

10 min заработных  плат.

10.  Пособие  по безработице.

Выплачивается в течение 12 месяцев:

первые 3 месяца - 75% средней заработной платы на последней работе,

следующие 4 месяца - 60%,

последние 5 месяцев - 45%.

Минимальный размер равен минимальной оплате труда, максимальный равен средней заработной плате в данном регионе. Если в течение года человек не нашел работу, то платится ежемесячно 1 минимальная заработная плата.

11.  Пособие  беженцам и вынужденным переселенцам.

На каждого члена семьи беженцам в городе выплачивается 1 min заработная плата, в селе - 2.

Принципиально важно видеть различия между социальной помощью и различными видами страхования. При этом социальное страхование (в отличие от просто страхования) страхует только от одного вида рисков - потери заработка и охватывает в первую очередь социально-трудовую сферу, где главное - взаимоотношения работодателя и застрахованного лица. Государство лишь определяет правила игры. В отношениях работодателя (страхователя) и застрахованного лица посредником является страховщик. У нас же сложилась ситуация, когда между страховщиком, страхователем и застрахованным лицом есть некий посредник в лице налоговых органов. Иными словами, нарушается вся конструкция нормальных взаимоотношений застрахованного лица, страхователя и страховщика. Отсюда и все коллизии, связанные с определением тарифной политики. Ею никто всерьез не занимался и не занимается. Между тем в любой западной системе обязательно присутствуют правительственные или независимые актуарии, которые, прежде чем обсуждать и принимать бюджет того или иного фонда, докладывают свои соображения о тарифной политике. И у нас тарифную политику нужно обязательно восстанавливать.

Большинство видов социальных рисков успешно поддаются страхованию через систему негосударственного страхования, функционирующей на основе объединения частных рисков отдельных индивидов общества, и их раскладе во времени и пространстве. В то же время, социальные риски, с которыми сталкивается не отдельный индивид, а общество в целом, гораздо сложнее застраховать отдельно взятой (даже достаточно крупной) негосударственной страховой компании. В связи с чем страхование социальных  рисков   относится,   в   основном,   к   компетенции государственной системы социального страхования.

Для частной страховой компании социальный риск означает возможность одновременного возникновения страхового случая у очень значительной части страхователей. В отличие от частных страховщиков, государство способно справиться с социальными рисками благодаря недоступному для частных компаний всеобщему охвату страхованием.

Преимущества   осуществления   социального   страхования   в государственной форме над негосударственной:

1. Наличие государственных  гарантий осуществления выплаты  страхового возмещения, которые провозглашены в Конституции РФ и обеспечиваются достаточно обширными финансовыми ресурсами.

2. Экономия на расходах  по ведению страхового процесса  в связи с широтой расклада  страховой суммы между всеми  участниками обязательного страхования, то есть всем населением страны и соответствующем снижении размера страхового риска, а так же экономия на административных расходах в связи с единой системой управления страховым процессом.

3. Наличие у государства  права принудительного изменения  условий страхования в целях сохранения стабильности страхового процесса в условиях экономического кризиса - отмена отдельных видов государственных пособий, снижение их размера.

4. Ликвидация эффекта  неблагоприятного отбора, состоящего  в различиях предпочтений страхователей  при неоднородности совокупности страхующихся с позиций их отношения к уровню риска. Уровень риска в обществе существенно различается для каждого индивида (напр. очень различна вероятность заболевания у разных людей в зависимости от возраста, пола, профессии), который вполне оценивается каждым человеком денежной суммой, которую он готов оплатить для ликвидации неблагоприятных последствий страхового случая, либо полностью отказаться от страхования вообще, или от не устраивающих его общих условий. Тогда как обязательный характер государственного социального страхования  ликвидирует  возможность  возникновения  эффекта неблагоприятного отбора в процессе социального страхования, а так же устанавливает для всех членов общества равные условия и права социальной защиты, обеспечивая поддержание социального статуса всех членов общества, как обязательных элементов сложившихся общественных отношений.

Процесс социального страхования функционирует через систему социальных внебюджетных фондов, являющихся в основном самостоятельными финансово-кредитными учреждениями и оказывающими социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом

 

2.4 Системные функции пенсионного страхования

 

Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит: из Конституции РФ; законодательства РФ о налогах и сборах; Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в РФ", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.

Обязательное пенсионное обеспечение представляет собой способ реализации конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи и застрахованные лица.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные лица и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В качестве страховщика выступает Пенсионный фонд Российской Федерации, который вместе с его территориальными органами действует на основании Федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется с 1 января 2010 за счет сумм страховых взносов, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Суммы страховых взносов, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном счете.

В качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию деятельность негосударственного пенсионного фонда (НПФ) включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Информация о работе Цели и принципы социального страхования