Сущность страхования, его формы и роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой проблемы в последнее время становится очень важной, т.к необходимость страхования в сфере туризма обуславливается также международными нормами по предоставлению финансовых гарантий, что, в свою очередь, способствует развитию страхования самих турфирм, в частности, страхованию гражданской ответственности туристских организаций. Целью дипломной работы является анализ рынка страховых услуг в туризме на примере страховой компании "РОСНО", выявление слабых мест в организации страхования туристических рисков и создание рекомендаций по совершенствованию этого вида услуг в российских компаниях.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность страхования, его формы и роль
1.1 Экономическая сущность страхования
1.2 Основные этапы развития страхования в России
1.3 Страхование в дооктябрьской России
1.4 Страховое дело в Советской России
1.5 Правовые основы страхования
Глава 2. Риски в туризме
2.1 Классификация рисков в туризме
2.2 Анализ объема страхования рисков в туризме и его структуры в 2006 - 2008 гг. на примере страховой компании "РОСНО"
2.3 Современные проблемы и перспективы развития страхования рисков в туризме (на примере ОАО "РОСНО")
Глава 3. Организация страхования рисков в туризме
3.1 Организация медицинского страхования туристов
3.2 Страхование туристов от несчастного случая
3.3 Страхование гражданской ответственности в туризме
3.4 Страхование риска отмены поездки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

правовое обеспеение.docx

— 318.80 Кб (Скачать файл)

Личное страхование появляется в России в середине 30-х годов  прошлого века. В 1835 году было организованно  первое акционерное общество по страхованию  жизни, которое получило название “Российское  общество застрахования капиталов  и доходов”. Разновидность личного  страхования - страхование от несчастных случаев.

Техническая, юридическая  и экономическая науки были с  успехом приложены к страховому делу и получили блестящее развитие. Лучшие математики, инженеры, юристы и  экономисты работали в правлениях страховых  обществ над созданием научных  методов страхования. Благодаря их стараниям в России стали появляться первые страховые журналы: "Страховой сборник" (с 1880 г), "Страховые ведомости" (с 1890 г), "Страховое обозрение" (с 1899 г). Организовывались международные конгрессы, выставки и съезды.

1.4 Страховое дело  в Советской России

Страховое дело формально  существовало в так называемой Советской  России. Однако сфера страхования  была монополизирована единственным и  неповторимым страховщиком - Госстрахом. Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей  страхование не фигурировало как  обязательный компонент организации  жизни. Многие просто ничего не знали  об этом виде деятельности.

Ситуация резко изменилась в связи с легализацией предпринимательства  в России, когда коммерческие, финансовые и хозяйственные риски сделались  повседневной реальностью для десятков тысяч бизнесменов. Реальностью  стала и практика страхования  таких рисков.

Первым законодательным  актом о страховании был декрет Совета народных Комиссаров (СНК) РСФСР  от 23 марта 1918 года "Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального". Декрет учредил Совет по делам страхования под председательством Главного Комиссара.

Помимо контрольных функций. Совет должен был проводить "новую  страховую политику, которая предусматривала  приближение к потребностям беднейших  классов населения, устранение вредной  для народного хозяйства конкуренции  страховых обществ и учреждений, обращение излишков чистой прибыли  в казну и, вообще, изыскание новых  способов повышения доходов казны  от страхового дела".

28 ноября 1918 года декретом  СНК "Об организации страхового  дела в Российской республике, страхование во всех его видах  и формах было объявлено государственной  монополией. Все частные страховые  общества и организации (акционерные,  паевые и взаимные) были ликвидированы,  а их имущество объявлено достоянием  республики. Исключение из государственной  монополии было сделано лишь  для взаимного страхования движимости  и товаров кооперативных организаций.

В 1919 году было упразднено страхование  жизни, а в 1920 году - государственное  имущественное страхование. Им на смену  пришла организованная государственная  помощь пострадавшим от стихийных бедствий.

В 1921 году начался переход  к новой экономической политике (НЭП). Стали налаживаться экономические  отношения в форме товарообмена между городом и деревней, стало  развиваться денежное и кредитное  обращение, что создало предпосылки  для восстановления страхования.

Крестьянство было заинтересовано в страховании имущества от огня, а скота - от падежа, то есть в тех  видах страхования, которые были широко развиты в дореволюционной  России.6 октября 1921 года был принят декрет СНК "О государственном  имущественном страховании", которым  предусматривалось "организовать во всех местностях РСФСР... государственное  имущественное страхование частных  хозяйств от... пожаров, падежа скота, градобития растительных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта".

Названным декретом было воссоздано прежнее страхование, расширена  его сфера и изменен ряд  условий.

Обязательным окладным страхованием на селе с конца 1921 года охватывались строения, скот, посевы. При этом строения от пожаров должны были страховаться везде, а скот от падежа и посевы от градобития - только в тех губерниях, где было соответствующее решение  местных органов власти. В 1921 году были созданы Главное управление государственного страхования в  составе Наркомфина и страховые  органы на местах.

Органы Госстраха осуществляли свою деятельность на принципах хозяйственного расчета. Государство, выделив Госстраху  необходимые средства, никакой ответственности  по страховым операциям не несло.

6 июля 1922 года в развитие  декрета от 6 октября 1921 года СНК  принял постановление, которым  предоставил Госстраху право  проведения добровольного страхования  жизни, страхования от несчастных  случаев, угрожающих жизни и  здоровью людей и "необнимаемых  обязательным социальным страхованием".

Личное страхование начало развиваться только после проведения в стране денежной реформы, обеспечившей устойчивость советских денег. В  ходе реформы было введено смешанное  страхование жизни, затем - страхование  от несчастных случаев (индивидуальное и коллективное), страхование пассажиров.

Развитие и совершенствование  государственного страхования на последующих  этапах определялось общей экономической  политикой СССР. Было введено обязательное страхование имущества кооперативных  организаций, включая страхование  имущества колхозов. С 1929 года по 1931 год проводилось обязательное страхование  в государственной промышленности.

В период Великой Отечественной  войны средства государственного страхования  использовались на военные нужды.

В послевоенный период пересматриваются правила проведения практически  всех видов личного и имущественного страхования в целях улучшения  организации страхового дела.

Произведены изменения и  в организационных структурах Госстраха. С 1947 года из состава Госстраха СССР выделилось Управление иностранного страхования  СССР (Ингосстрах СССР), как самостоятельная  хозрасчетная организация. До 1958 года система Госстраха была жестко централизованной, а с 1958 года страховое дело передано в ведение министерств финансов союзных республик.

В 1956 году введены новые  Правила смешанного страхования  жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1967 года "О  государственном обязательном страховании  имущества колхозов, введены новые  условия обязательного страхования.

В страховании населения  все более возрастала роль добровольного  страхования. С 1968 года введена безналичная  форма уплаты страховых взносов  через бухгалтерии предприятий  и организаций, что содействовало  бурному развитию операций по личному  страхованию граждан.

В 60-70-е годы были введены: страхование детей, страхование  к бракосочетанию, новые правила  страхования домашнего имущества  и транспортных средств.

В 1973 году повышено страховое  обеспечение по страхованию строений.

В 1986-87 годах появились  новые виды страхования для населения  и предприятий: комбинированное  страхование автотранспорта, багажа и пассажиров (автокомби), страхование  школьников и детей от несчастных случаев, страхование по одному договору строений и домашнего имущества, страхование изделий из драгоценных  металлов и камней, коллекций, уникальных и антикварных изделий, страхование  имущества арендных и фермерских хозяйств, страхование имущества  лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

В 1989 году введено добровольное страхование имущества государственных  предприятий и организаций, работающих в условиях хозрасчета.

Государственное страхование  проводилось на основе законодательства Союза ССР, правил и инструкций, издаваемых Минфином СССР.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации  от 10 февраля 1992 года N 76 на базе Правления  Госстраха РСФСР была образована Российская государственная страховая  компания.

Таким образом, развитие российского  страхования прошло все этапы  становления, через подъемы и  спады и вступило в эпоху своего расцвета, вместе с другими отраслями  российской экономики. Хотя до полного  раскрытия всех возможностей этого  перспективного сектора, видимо, еще  далеко.

1.5 Правовые основы  страхования

Государство контролирует отношения, признанные юридически договорными, в  том числе, отношения по страхованию - через специальный аппарат. Способ этот состоит в разработке формальных идеализированных моделей поведения, на основе которых создаются правила, устанавливающие, как должно себя вести  в случае, если ситуация совпадает  с модельной. Затем эти правила формулируются в виде правовых норм и их выполнение обеспечивается с помощью государственного принуждения. Рассмотрим теперь более подробно, как неискушенному в юридических вопросах человеку можно познакомиться с юридическими нормами, регулирующими страхование и понять смысл этих норм, в частности, в чем он может разобраться и сам, а в чем лучше разбираться с помощью юриста.

Прежде всего, следует  сказать о том, что нормы, регулирующие страховые отношения создаются  не поодиночке, а в составе нормативных  правовых актов. Нормативные правовые акты - это законы, указы, постановления  различных органов, уполномоченных такие постановления издавать. Характерным  признаком нормативного правового  акта является то, что он адресован  не кому-то конкретно, а как говорят, неопределенному кругу лиц, т.е. всем, кто ведет деятельность, описанную  в этом акте.

Закон РФ “Об организации  страхового дела в Российской Федерации" (прежде он назывался Законом “О страховании”) - нормативный правовой акт, так как он адресован всем, кто участвует в страховых  отношениях. Правила формирования страховых  резервов, изданные Федеральной службой  по надзору за страховой деятельностью, адресованы уже не всем участником страховых отношений, а только страховщикам, так как только страховщики формируют страховые резервы. Однако, поскольку эти правила адресованы не конкретному страховщику, а всем, то они являются нормативным правовым актом по страхованию. А вот предписание о приостановке действия лицензии на право ведения страховой деятельности адресовано конкретному страховщику и поэтому нормативным правовым актом не является, а носит название индивидуального правового акта. Решение суда тоже является правовым актом, но индивидуальным, так как адресовано конкретным лицам - участникам спора.

Нормативные правовые акты группируются по отраслям законодательства и акты, относящиеся к разным отраслям, создаются по-разному. Законодательство по страхованию относится к отрасли  “гражданское право", а нормы  гражданского права, в том числе  и нормы, относящиеся к страхованию, могут создаваться только на федеральном  уровне и не могут создаваться  на уровне регионов - областей, республик  и других субъектов федерации. Это  записано в Конституции, а именно в подпункте “о” статьи 71 Конституции. Поэтому, если вопрос, связанный со страхованием будет разбираться  в суде, то никакие ссылки на региональные нормативные акты, например, г. Москвы или Республики Татарстан, судами не будут приняты во внимание.

Стоит заметить, что по большинству  обязательных видов страхования, таких  как медицинское, пенсионное, страхование  пассажиров и т.д. создаются фонды, накапливающие достаточно большие  деньги. Ну а поскольку все эти  фонды так или иначе имеют региональные отделения, то местные власти нередко стремятся поставить использование этих денег под свой контроль. Это один из поводов создания региональных нормативных актов по страхованию. Но они юридически ничтожны - об этом следует помнить всем участникам страховых отношений при заключении и исполнении договоров страхования.

Все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения  можно разделить на две части - нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых  отношений и нормативные акты, адресованные только страховщикам и  регламентирующие их деятельность. Эти, последние, издаются специальным государственным  органом страхового надзора, с которым  мы познакомимся в этом же разделе, но немного дальше, а здесь поговорим  о тех нормативных актах, которые  касаются всех.

Прежде всего, - это Гражданский  кодекс Российской Федерации (ГК). В  нем есть специальная глава 48, посвященная  исключительно страхованию. Следующим  по уровню является специальный Закон  “Об организации страхового дела в Российской Федерации ”. Но поскольку  этот закон принят значительно раньше ГК, то в нем много норм ныне не соответствующих нормам ГК, поэтому  есть правила разрешения таких, так  называемых, коллизий. Тонкости этих правил интересны и важны только для  юристов, а для непрофессионала, интересующегося юридической стороной страхования, следует лишь подчеркнуть, что ГК имеет приоритет над  Законом “Об организации страхового дела".

Вообще и ГК и Закон  “Об организации страхового дела в Российской Федерации ” - общие  нормативные акты; в них содержатся универсальные правила регулирования  страховых отношений, т.е. правила, общие  для всех видов страхования. Именно в силу своей универсальности  они тесно связаны с другими  общими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств, поскольку, как мы уже  видели, страховые отношения с  юридической точки зрения представляют собой комплекс обязательств. Нормы  ГК и Закона “Об организации страхового дела” взаимосвязаны и с налоговыми нормами, так как при страховании могут получать доход и страхователи и страховщики, и с нормами валютного регулирования, так как страхование возможно за валюту. Поэтому, для того чтобы хорошо понять смысл конкретной нормы ГК или Закона “Об организации страхового дела” и грамотно применить ее в комплексе с нормами других отраслей законодательства нужно обладать специальными знаниями. Только на первый взгляд нормы ГК просты и понятны. В действительности каждая из них связана множеством нитей с другими нормами и только грамотный юрист видит эти связи и может оценить их последствия.

Информация о работе Сущность страхования, его формы и роль