Субъекты страхового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:14, контрольная работа

Краткое описание

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения, существования страхового фонда. Деятельность российских страховщиков разрешена законодательно в статусе юридического лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством.
В соответствии со ст. 4.1 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» участниками страховых отношений являются: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; страховые организации; общества взаимного страхования; страховые агенты; страховые брокеры; страховые актуарии; федеральный орган страхового надзора1.

Вложенные файлы: 1 файл

страховое право.docx

— 36.56 Кб (Скачать файл)

 

 

1. Субъекты страхового дела

 

Страховые компании составляют основу институциональной структуры страхового рынка. С финансовой точки зрения они являются формой выражения, существования страхового фонда. Деятельность российских страховщиков разрешена законодательно в статусе юридического лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством.

В соответствии со ст. 4.1 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» участниками страховых отношений являются: страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели; страховые организации; общества взаимного страхования; страховые агенты; страховые брокеры; страховые актуарии; федеральный орган страхового надзора1.

Страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры и страховые актуарии являются субъектами страхового дела. Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исключением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.

Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр в порядке, установленном страховым надзором.

Наименование субъекта страхового дела — юридического лица должно содержать слова, указывающие на осуществляемый вид деятельности: «страхование», «перестрахование», «взаимное страхование», «страховой брокер» или производные от таких слов и словосочетаний. Субъект страхового дела не вправе использовать полное или краткое наименование, повторяющее наименование другого субъекта. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые общества.

Страховые агенты – граждане, действующие на основании гражданско-правового договора со страховщиком, или юридические лица (коммерческие организации), представляющие страховщика по его поручению в отношениях со страхователем. Страховой агент занимается продажей страховых услуг, инкассирует страховую премию, оформляет страховую документацию и в отдельных случаях занимается дополнительным сервисным обслуживанием страхователей. Основная функция страхового агента — продажа страховых услуг. Посреднические услуги страховых агентов оплачиваются в форме комиссии, обычно в процентах от объема полученной страховой премии. Заработок страхового агента не лимитирован, и при успешной работе может превысить оплату труда руководителя страховой компании.

Страховые брокеры – граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, или юридические лица (коммерческие организации), представляющие страхователя по его поручению в отношениях со страховщиком или осуществляющие от своего имени посредническую деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования или договоров перестрахования (ст. 8 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Страховые брокеры вправе осуществлять иную, не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика. Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием.2

Страховые актуарии – граждане РФ, имеющие квалификационный аттестат и действующие на основании трудового или гражданско-правового договора со страховщиком. Они рассчитывают страховые тарифы, страховые резервы страховщика, оценивают его инвестиционные проекты с использованием актуарных расчетов (ст. 8.1 Закона о страховании). Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результаты актуарной оценки должны отражаться в заключении, представляемом в страховой надзор.

Требования к проведению квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов должен устанавливать страховой надзор.

В страховом деле участвуют также: сюрвейеры – представители страховщика, осуществляющие осмотр и оценку имущества, принимаемого на страхование; андеррайтеры – специалисты, имеющие полномочия от страховщика (перестраховщика) принимать на страхование (перестрахование) или отклонять предложенные объекты и риски и отвечающие за формирование страхового (перестраховочного) портфеля; аджастеры – специалисты по оценке убытка при страховом случае; другие эксперты и специалисты.

 

2. Виды, структура и принципы деятельности страховой компании

 

Страховые компании подразделяются:

1) по форме собственности (принадлежности) – частные и публично-правовые, акционерные (корпоративные), взаимные, государственные;

2) по характеру выполняемых операций – специализированные (страхование жизни, медицинское и иные виды страхования), универсальные и перестраховочные (новая редакция Закона о страховании ограничивает деятельность универсальных страховщиков);

3) по зоне обслуживания – местные, региональные, национальные и международные (транснациональные);

4) по величине уставного капитала и объему поступления страховых платежей – крупные, средние и мелкие.

Страховая компания обычно состоит из головного офиса (дирекции) и различных по уровню самостоятельности и совершаемым операциям подразделений, в том числе дочерних компаний (бюрократическая и матричная структуры).

Представительство страховой компании занимается, как правило, рекламой, репрезентативными функциями, поиском страхователей и оформлением договоров страхования в рамках имеющихся полномочий от дирекции.

Агентству страховой компании разрешено выполнять все функции представительства и определенные страховые операции – заключение и обслуживание договоров страхования.3

Филиал страховой компании является обособленным подразделением страховщика без права юридического лица.

Дочерние (зависимые) компании формально являются самостоятельными юридическими лицами, но их деятельность жестко регламентируется головной компанией.

Общество взаимного страхования – форма организации страхового фонда на основе централизации средств путем паевого участия его членов. Участник общества взаимного страхования одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя.

Правительственные страховые организации – некоммерческие компании, деятельность которых основана на субсидировании.

Кэптив – страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные страховые интересы учредителей, а также самостоятельно хозяйствующих субъектов, входящих в структуру корпораций, холдингов и финансово-промышленных групп.

Негосударственный пенсионный фонд – особая форма некоммерческой организации, гарантирующая рентные выплаты страхователям по достижении ими определенного (обычно пенсионного) возраста и управляемая специальной компанией.

Принципы деятельности: социальной ответственности; этичного руководства, или этики; делегирования функциональных полномочий управления в коллективе.

 

3. Бизнес-процессы страхования

 

Всю процедуру страхования можно представить состоящей из отдельных составляющих, или бизнес-процессов: маркетинг, разработка страховых услуг, продажа, андеррайтинг, сопровождение договора, урегулирование убытков.

В практической работе страховщиков не всегда можно разделить эти процессы, как, например, андеррайтинг и продажу страховых услуг. При несомненной взаимосвязи их цели и влияние на финансовый результат различны.

Продажа страховых услуг обеспечивает поступление страховой премии и является одним из центров дохода страховщика. К центрам дохода относится и маркетинговая служба. Однако финансовый результат зависит не только от доходов, но и от расходов, прежде всего — от уровня страховых выплат по сравнению со страховой премией. Продавец, заинтересованный в наращивании объемов продаж страховых услуг, не может (и зачастую не хочет) отбирать качественные риски. Отбором, селекцией рисков и формированием адекватных их величине условий страхования занимается служба андеррайтинга, обеспечивая таким образом финансовый результат страхования и являясь одним из центров прибыли.4

1. Маркетинг – деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Страховой продукт – набор основных (страховых) и вспомогательных услуг, представляемых страховой компанией за определенную плату клиенту с целью удовлетворения его потребностей, функционально представляет собой вариацию правил страхования (одних или нескольких) путем полной или частичной конкретизации всех или некоторых сущностей.

2. Формирование страховых услуг включает: простые (страховые продукты); комплексные (корпоративные страховые программы); индивидуальные условия страхования.

Страховые услуги со стандартными наборами условий и дополнительных сервисных услуг для различных клиентских групп получили название страховых продуктов. В структуре страхового продукта выделяют ядро и оболочку.

Ядро содержит основные характеристики продукта: технические – страхуемые риски, уровень гарантий (страховые суммы, франшизы, особые условия и т. п.), условия выплаты страхового возмещения; экономические – цена (тариф), индексация страховой суммы, бонус, малус; дополнительные услуги.

Оболочка продукта выражает содержание ядра и включает: страховой договор (полис), правила страхования; рекламу страхового продукта; порядок действий и тип продавцов (представителей страховщика) по предложению продукта потенциальным клиентам (каналы продаж), заключению договора, его обслуживанию; порядок расследования и урегулирования страхового случая5.

3. Продажа страховых услуг включает: страховых агентов; страховых брокеров (корпоративные программы); офисные продажи (страховые продукты, ОСАГО); партнерские отношения – банки, почта, сетевые магазины, заправки и т. п. (страховые продукты, ОСАГО); Интернет (простейшие страховые продукты).

4. Андеррайтинг – действия по принятию или отклонению заявленных рисков на страхование, установление тарифов и франшиз.

5. Сопровождение договора страхования включает операционный и бухгалтерский учет и расчет и инвестирование страховых резервов, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления страховых взносов и контроль состояния застрахованного объекта.

6. Урегулирование убытков включает: прием, анализ, проверку заявления о страховом случае; осмотр объекта страхования, оценку убытков; принятие решения о выплате или отказе в выплате; страховую выплату.

Очевидно, что задачи продаж и андеррайтинга вступают в противоречие, поэтому для обеспечения эффективной работы страховой компании эти службы должны быть организационно разделены и управляться независимо.

Суммарная величина страховых выплат зависит не только от качества селекции рисков (андеррайтинга), но и от качества урегулирования каждого страхового случая в строгом соответствии размера выплаты величине страхового убытка и условиям договора страхования. Следовательно, служба урегулирования убытков непосредственно влияет на финансовый результат и может быть отнесена к центрам прибыли. При организации управления необходимо также учитывать, что служба урегулирования убытков непосредственно влияет на удовлетворенность страхователя потребительским качеством страховой услуги (полнотой и сроками выплат при страховом случае) и, следовательно, на имидж страховой компании.

Подразделения страховщика, занимающиеся сопровождением договоров страхования, можно условно считать центрами затрат. Среди прочих задач эти подразделения начисляют и формируют страховые резервы, являющиеся одним из основных источников инвестиционного дохода страховщика.

Инвестициями резервов и собственных средств, вследствие специфики этого вида деятельности занимается обычно специальная служба. Результаты ее деятельности непосредственно влияют на финансовый результат, поэтому ее можно отнести к центрам прибыли страховщика. Некоторые специалисты выделяют ее в новый центр — инвестиций.

Информация о работе Субъекты страхового дела