Страховой рынок и его развитие в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Процесс воспроизводства представляет собой взаимодействие и противоборство различных сил как природного, так и общественного характера. Противоречия между человеком и природой, с одной стороны, и общественные противоречия - с другой в совокупности создают условия для проявления различных негативных последствий, имеющих случайный характер. Возникает риск, присущий различным стадиям общественного воспроизводства и любым социально-экономическим отношениям. Все эти факты способствовали возникновению и развитию страховых отношений во всем мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................
1. Страховой рынок как составная часть финансового рынка...
1.1 Финансовый рынок, его роль в аккумуляции и распределении финансовых ресурсов
1.2. Структура финансового рынка, дискуссионные вопросы структуры
1.3. Современное состояние финансового рынка РФ
2.РАЗВИТИЕ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Элементы страхового рынка
2.2 Виды страховых рынков
2.3. Государственное регулирование страховой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 68.29 Кб (Скачать файл)

 

Лицензирование деятельности страховых компаний -это процедура получения ими государственного разрешения на проведение страхования по определенным видам. Лицензирование страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

 

Необходимым условием для  получения лицензии является наличие  у страховой организации полностью  оплаченного до начала деятельности уставного капитала.

 

При обращении страховой  организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение  того, что оплаченный уставный капитал  и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивает проведение планируемых видов страхования  и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования. Минимальный размер уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда — при проведении исключительно перестрахования. До 1 января 1999 г. все страховые компании, действующие в РФ, обязаны довести размеры своих уставных капиталов до указанных минимальных уровней. Верхняя граница уставного капитала для страховых компаний в РФ остается неограниченной. Страховые компании, не выполнившие предъявляемые требования в части минимального размера оплаченного уставного капитала, лишаются лицензии на осуществление страховой деятельности с 1 января 1999 г.

 

Действующим порядком предусмотрено, что для получения лицензии страховщик, прошедший государственную регистрацию (в регистрационной палате), должен представить Департаменту страхового надзора Министерства финансов РФ следующие документы:

 

• программу развития страховых  операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному  риску, условия организации перестраховочной защиты;

 

• правила или условия  страхования по видам операций; справки  банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного капитала, запасных или аналогичных фондов;

 

• статистическое обоснование  применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

 

Департамент страхового надзора  обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых  документов или, в случае отказа в  выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации  о причинах отказа,

 

В случае не обеспечения  финансовой устойчивости страховых  операций Департамент страхового надзора  может потребовать от страховой  организации повышения размера  этих фондов в рублях и валюте в  зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении  действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением  экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика  взимается специальный сбор.

 

Для осуществления возложенных  задач Департамент страхового надзора  имеет право:

 

• проводить проверки отдельных  сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

 

• получать от страховых  организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям  и организациям;

 

• осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения  соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами  и имеющимися у них средствами;

 

• контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций. В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования.

 

Если страховая организация  не выполняет выданных предписаний  и не устраняет вскрытые проверками нарушения, Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение  о полном прекращении деятельности страховой организации

 

Следующая функция — обеспечение  гласности. Каждый, кто профессионально  занимается страховой деятельностью, обязан опубликовать проспект, содержащий полную, правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Принцип гласности проводится через  положение законодательных актов  о страховой деятельности.

 

Чтобы не допускать ограничения  конкурентной борьбы, орган государственного страхового надзора должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о  финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.

 

Третья функция — поддержание  правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в  отношении тех, кто действует  вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд. Орган  государственного страхового надзора  наделен многими полномочиями по проверке оперативно-финансовой деятельности страховщиков.

 

Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, а  также действий страховых компаний по разделу рынка страховых услуг  с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа  на рынок других участников. Считается  недопустимым использование средств  и методов недобросовестной конкуренции: искусственное завышение или  занижение страховых тарифов, попытка  ввести страхователя в заблуждение  в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования  или условиях страхования своих  конкурентов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе написания работы я рассмотрел страхование и страховой  рынок, его виды, элементы и то состояние, в котором они находятся в  нашей стране. В результате я пришел  к следующим выводам:

 

-          Только на основе страхования  становится возможной защита  общественных и личных интересов,  возникающих в процессе производства. В условиях рыночной экономики  страхование необходимо.

 

-          Взаимодействие сторон, заинтересованных  в заключении страховых соглашений и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке. Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи является “специфический товар”  - страховая услуга, формируются предложение и спрос на нее.

 

-          Страхование экономических рисков  – наиболее перспективное направление  развития страхования.

 

-          Платежеспособность страховой компании  зависит от превышения активов  над обязательствами.

 

-          Инвестирование страховых резервов  с учетом специфики страхования  должно гарантировать их сохранность,  обеспечивать финансовую устойчивость  страховых операций, ориентировать  страховщика не на получение краткосрочной выгоды, а на достижение максимальных конечных результатов.

 

-          Страховой рынок России, имея  большие возможности, находится  на первоначальном этапе своего  развития. Для реализации этих  возможностей нужна активная  государственная поддержка страховой  отрасли. Чем быстрее государство  осознает роль страхования как  стратегического сектора экономики,  тем скорее в России будет  осуществлен переход к социально-ориентированному  рыночному росту.

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА 

 

1.   М. Жилина “Государственное  регулирование страхового рынка  в зарубежных странах” //Финансовый  бизнес, №1,2001

 

2.   Белянкин Г.А. “Платежеспособность страховой компании”// Финансы, №5, 1998

 

3.   Ржанов А.А. “Существующие стандарты отчетности не раскрывают реалии страховых компаний” // Финансы, №3, 1999

 

4.  М. Ильчиков “К вопросу о присутствии на российском рынке иностранных страховых компаний”// Страховое дело, июль,2001

 

5. А. Лайков “Общеэкономические условия функционирования отечественного страхового рынка и поиск путей стимулирования платежеспособного спроса на страхование” // Страховое дело, март, 2001

 

6. Николенко Н.П. “Состояние  и перспективы развития добровольного  страхования в России” // Финансы,  №2, 1999

 

7. Пастухов Б.И. “Современное  состояние страхового рынка и  пути выхода из кризиса” // Финансы,  №10, 1998

 

8. Рогова О., Евсеев А.  “Состояние финансово-денежной  системы России”// Экономист: - 1999. - № 3.

 

9.“Финансы” под ред.  Родионовой В.М.,- Москва, Финансы  и статистика 1994

 

10.Гончаренко Л.И. “Финансы”  -Москва: Финансы и статистика, 1994

 

11.Басаков М.И. “Страховое  дело в вопросах и ответах”, - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

 

12.“Финансы, денежное обращение,  кредит”, под ред. Дробозиной Л.А., - Москва: Финансы и статистика, 1997

 

13.“Финансово-экономические методы страхования” Гвозденко А.А. -Москва: Финансы и статистика, 2000

 

14.Шахов В.В. “Введение  в страхование: экономический  аспект.” - Москва: Финансы и статистика, 1992 г.                                

 

15.Шахов В.В. “Страхование”:  Учебник для ВУЗов. - Москва: Страховой  полис, ЮНИТИ, 1997 г.

 

16.Архангельский В.Д., Кузнецова  Н.П. Страховой рынок России  и малое предпринимательство. - СПб., 1995 г.


Информация о работе Страховой рынок и его развитие в РФ