Страховой рынок России: участники, структура, тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:18, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции, участники и структура; разобран государственный надзор за страховой деятельностью нашей страны, а также правовой аспект функционирования страхового рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРАХОВОЙ РЫНОК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ФУНКЦИИ, УЧАСТНИКИ И СТРУКТУРА 4
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
3. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА В РОССИИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ГЛОССАРИЙ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ А 20

Вложенные файлы: 1 файл

СТР !!.docx

— 92.73 Кб (Скачать файл)

              Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых обязательств, которое проводится по нескольким направлениям:

  1. прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;
  2. законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;
  3. государственный надзор за страховой деятельностью;
  4. защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

              Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых

резервов, компенсирующих несостоятельность  отдельных страховых организаций  при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования  жизни и пенсионного страхования  граждан.

              Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

              Направлениями государственного регулирования страховой деятельности являются:

  1. установление правосубъектности субъектов страховой деятельности;
  2. правовое регулирование страховых отношений;
  3. государственный надзор за осуществлением страховой деятельности;
  4. обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций;
  5. пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на рынке страховых услуг;
  6. обеспечение исполнения предписаний норм страхового законодательства.

              Методами осуществления государственного регулирования страховой деятельности выступают те конкретные приемы и способы, посредством которых государство осуществляет это регулирование (Рис. 2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Государственное регулирование страхового рынка

Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

              Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора. Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль за страховым сектором экономики.

              В соответствии с законодательством основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

  1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  2. ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  3. контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  4. установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

              Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

              Государственный страховой надзор осуществляется в целях соблюдения субъектами страхового дела страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений этого законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела.

              Страховой надзор основывается на принципах законности, гласности и организационного единства.

              Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами. Нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового надзора, разъяснения органом страхового надзора положений страхового законодательства, единый государственный реестр субъектов страхового дела, реестр объединений субъектов страхового дела, информация о приостановлении или об ограничении действия лицензии, об отзыве лицензии (исключении сведений о субъектах страхового дела из единого государственного реестра субъектов страхового дела) и другая информация по вопросам страхового надзора подлежат опубликованию в печатном органе, определенном органом страхового надзора. 
 

              Страховой надзор включает в себя:

  1. лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
  2. контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; выдачу в течение 30 дней разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела;
  3. разработку и утверждение нормативных и методических документов по вопросам деятельности субъектов страхового дела;
  4. обеспечение в установленном порядке реализации единой государственной политики в сфере страхового дела.

              Для обеспечения выполнения указанных функций органа страхового надзора на субъектов страхового дела возлагаются определенные обязанности. Так, эти субъекты обязаны:

  1. представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
  2. соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
  3. представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).

 

3. ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

              Профессиональным участникам страхового рынка необходимо иметь собственное максимально приближенное к реальности представление о будущем экономики в целом и страховании в России в частности. Без этого невозможно планировать деятельность любой страховой организации, привлекать инвестиции, нельзя рассчитывать на успех в повседневных делах.

              Практически значимая оценка состояния и перспектив развития страхового бизнеса в России возможна при понимании и соблюдении как минимум двух базовых условий:

  • страховая сфера является подчиненной частью экономики страны;
  • сама экономика страны находится в процессе смены модели функционирования, причем особый интерес представляет конечное состояние, которое по всем правилам стратегии тщательно замалчивается современной правящей элитой.

              Нехватка квалифицированных исследований состояния и перспектив развития экономических отношений в страховой сфере и настоящее время приводит к дезориентации юридической составляющей страховой науки, которая по определению является производным от экономической базы страхового рынка.

              Одной из основных причин этого является неразвитость научной базы управления страховой деятельностью как на макро-, так и на микроуровне. Более всего отстает научное исследование экономических и правовых основ функционирования страхового бизнеса.

              Страховой механизм уникален, так как он способен выполнять не только функцию страховой защиты имущественных интересов предприятий и граждан, но и решать многие макроэкономические задачи государства.

              В России страхование не является стратегической отраслью экономики, и его возможности используются далеко не в полной мере ( в РФ страхуется около 10% потенциальных рисков, в то время как в большинстве стран это составляет 90-95%). Это происходит в силу как объективных, так и субъективных причин, к которым относятся:

  • неэффективная система государственного управления в сфере страхования;
  • недостаточная поддержка отрасли со стороны государства;
  • неразвитая правовая база страхования в России;
  • отсутствие стимулов и предприятий и граждан к заключению договоров страхования;
  • особенности менталитета и психологического уклада россиян.

              Так, можно выделить три формы осуществления государственного надзора за деятельностью страховых организаций: лицензионная, контрольная и статистическая.

              Лицензионная форма надзора регулируется процедурой принятия решения о выдаче лицензии на право осуществления страховой деятельности.

              Контроль за деятельностью страховых компаний осуществляют органы государственного надзора. Предметом контроля является ведение страховщиками финансовых операций, связанных с формированием страховых резервов, размещением активов.

              Статистическая форма надзора осуществляется на основании проверки финансовой отчетности, предоставляемой страховщиками в органы страхового надзора.

              Осуществление страховой деятельности и надзора за ней невозможно без развитой страховой базы.

              В течение последних трех лет на российскую сферу услуг оказывает влияние ряд законодательных инициатив, направленных на регулирование деятельности субъектов страхового рынка. Так, к июню 2006 г. страховщики обязаны были привести свои активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, в соответствии с новыми требованиями Правил размещения страховщиками средств страховых фондов1. До конца июня 2007 г. страховщики, созданные до середины февраля 2006 г., обязаны были привести активы в соответствие с новыми требованиями к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика2. Данные меры направлены, во-первых, на обеспечение финансовой устойчивости страховщиков и, во-вторых, на консолидацию страхового рынка, что позволит укрепить позиции страховщиков и стать стратегической отраслью экономики.

              И наконец, отечественный страховой рынок – это явление экономической реальности. Экономическая реальность формируется объективными отношениями, а которые вступают участники рынка – страхователи, страховщики и государство. В этих отношениях реализуются их интересы. Необходимо обеспечить научное исследование экономических интересов страхователей, страховщиков и государства и определить конкретные пути такого их сочетания, которое шло бы на пользу развитию страхования в России.

              Страхователи являются главным источником существования и развития страхового бизнеса, поэтому бизнес и государство объективно должны быть заинтересованы в реализации интересов потребителей страховых услуг как основы жизнеспособности страховании в России. Если эта основа не будет развиваться, если она – будет разрушаться – не будет развиваться и непременно разрушится страховой бизнес, а значит, и рынок страхования в целом. Страховой бизнес в этой новой системе приоритетов должен выступать как главное средство воспроизводства страховых отношений, а государство – как главный институт, создающий для этого стимулы и формирующий основные условия развития рынка.

Информация о работе Страховой рынок России: участники, структура, тенденции развития